ПРОВЕРЬТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе включает:

  • Личностную готовность;
  • Эмоционально-волевую готовность;
  • Интеллектуальную готовность.

Личностная готовность

Одной из характеристик личностной готовности ребёнка к школе является наличие внутренней позиции школьника, то есть желание учиться, желание посещать школу. Известно высказывание отечественного психолога Л.А. Венгера «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Понятно, что дети ходят в школу не только учиться, но и общаться со сверстниками, учителями. При этом важно, чтобы школа привлекала ребёнка не только этим, но самое главное своей ведущей деятельностью — учением. И наиважнейшую роль в этом играете вы – родители. Все то, что говорится в семье о школе и педагогах должно вызывать положительное эмоциональное отношение ребёнка. Ведь от того, как (позитивно или негативно) родитель относится к школе, знаниям, образованию в целом, зависит и отношение ребёнка. Ни в коем случае не следует запугивать ребенка школой!

Важно и формирование у ребёнка познавательной активности. Дети, как правило, заражаются какой-то деятельностью, если родитель может сам полностью отдаться ей, вложить в неё свои душу. Здесь уместны совместное чтение художественной литературы, просмотр хороших фильмов о школе с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе, к своим способностям, к действиям, результатам деятельности. Самооценкашкольника не должна быть завышенной, она должна быть адекватной. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т.д. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Одним из компонентов личностной готовности к школе является икоммуникативная готовность.  Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками, он должен уметь совместно действовать с другими детьми.

Эмоционально-волевая готовность

Следующим компонентом психологической готовности к школе является эмоционально-волевая готовность. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдая режим школьной жизни и правила. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения.

Важна и эмоциональная зрелость – достаточная независимость в поведении, адекватное ситуации эмоциональное реагирование.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к школьному обучению включает не только достаточный словарный запас ребёнка, широкий кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы). Не менее важна, и способность ребёнка запоминать материал. Интеллектуальная готовность также связана с развитием мыслительных процессов — способностью ребенка обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять зависимости, делать выводы.

Речевая готовность включает в себя развитую звуковую культуру речи, а также развитую разговорную речь. У ребёнка должен быть развит фонематический слух, иначе он произносит вместо слова рыба — лыба, отсюда будут возникать ошибки в грамотности, ученик будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания. Что касается разговорной речи, то первоклассник должен уметь выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке.

Развитое восприятие, память, мышление, речь позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, рассуждать и делать выводы.

Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда — низкие оценки. А то, что не получается, ребенок и не хочет делать. А, как вы знаете, очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  1. нормальное физическое развитие;
  2. желание учиться;
  3. управление своим поведением;
  4. владение приемами умственной деятельности;
  5. проявление самостоятельности (стремление обходиться в практической деятельности без посторонней помощи);
  6. взаимоотношения с товарищами и взрослыми (умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми);
  7. положительное отношение к труду (желание и привычка трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения).

Игры, направленные на развитие внимания, тренировку памяти и мышления:

●  «Что изменилось?» Положите на стол перед ребёнком 5-7 картинок (игрушек). Дайте сигнал, чтобы он закрыл глаза, в это время уберите одну или несколько картинок (игрушек) или поменяйте их местами. Открыв глаза, ребёнок должен угадать что изменилось.

● «Найди отличия». Покажите дошкольнику два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

● «Карлики и великаны». Называйте ребёнку разные команды. Например, по команде «Карлики» малыш приседает, а по команде «Великаны» встаёт. Команды даются в разбивку и в разном темпе. Можно поиграть и так: называйте ребенку различные слова. Дошкольник должен хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

● «Раз, два, три – морская фигура на месте замри». По этому сигналу ребёнок должен замереть в той же позе, в которой был в момент сигнала. Проигрывает тот, кто пошевелится.

● «Съедобное — несъедобное». Вы бросаете ребёнку мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

 ● «Запретные слова». Скажите малышу, что «да» и «нет» говорить нельзя. Задавайте ему вопросы, типа: «Вода мокрая?», «Небо голубое?» и т.д. А между ними задавайте вопросы, не предполагающие ответы «да» и «нет»: «Какого цвета небо?», «Когда идет снег?» и т.д. Следите, чтобы ребенок не произносил «запретных» слов.

● «Что вокруг?» По дороге в магазин показывайте малышу различные окружающие предметы и произносите соответствующие слова (предупредите, что потом их все нужно будет повторить). Позже попросите ребенка вспомнить эти слова.

● «Вместе выучим стишок». Гуляя, разучивайте разные забавные четверостишия. Чтобы ребёнку было интереснее, учите по строчке – одну строчку вы, другую ребёнок.

● «Дорисуй». Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.)

● «Чем похожи?» Во время прогулки предложите малышу сравнить кошку и собаку, грушу и яблоко и т.д. То есть ребёнок должен назвать, чем похожи объекты и чем они отличаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *