Положение о формах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Общие положения

  1. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начального общего образования (далее — Положение) разработано на основании части 3 ст. 17, п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17, Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, Устава  образовательного учреждения ЧОУ «Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского»
  2. Настоящее Положение определяет основы организации оценки предметных, метапредметных результатов, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и является обязательным для исполнения.
  3. Положение является локальным актом образовательного учреждения, разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО.
  4. Положение принимается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения и утверждается приказом директора школы. Настоящее Положение устанавливает требования к оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность текущего и промежуточного контроля обучающихся. Положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы.
  5. Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной школы направлена на реализацию требований  федерального государственного образовательного стандарта обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.
  6. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных  результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
  7. Оценка личностных результатов  обучающихся начальной школы осуществляется только в ходе внешних  мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации ЧОУ «ПСОШ») при согласии родителей (законных представителей).

Принципы

  1. Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:
      1. Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
      2. Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;
      3. Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;
      4. Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
      5. Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
      6. Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

Контроль планируемых результатов обучающихся

  1. Контроль осуществляется через следующие виды промежуточной аттестации (Приложение 1. «Виды промежуточной аттестации»):
  • Стартовая: имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года, начиная со второго года обучения

    Цель: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия,  связанные с предстоящей деятельностью;

  • Текущая: осуществляется поурочно.

    Цель: контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока;

  • Рубежная (тематическая, четвертная); осуществляется по итогам изучения темы, раздела, курса, четверти

    Цель:   контроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четверти.

  • годовая; предполагает комплексную проверку образовательных результатов,   в том числе и метапредметных, в конце учебного года.
  1. Основными функциями оценки являются:
  • мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и  стимулирует ее продолжение;
  • диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
  • воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
  • информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
  1. Контроль и оценка  планируемых результатов обучения
  1. Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

  1. Динамика обучения и развития учащихся фиксируется совместно с классным руководителем и педагогом-психологом на основе итоговых контрольных работ, диагностических заданий, проводимых в конце учебного года.
  2. Контроль и оценка планируемых результатов   предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
  3. Критериями контроля являются  требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.
  4. Объектами контроля являются знания, умения, навыки, универсальные учебные действия.
  5. Для  оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
  • стартовые  диагностические  работы на начало учебного года;
  • стандартизированные письменные и устные работы;
  • интегрированные контрольные работы;
  • тематические проверочные (контрольные) работы;
  • проекты;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • диагностические задания;
  • самоанализ и самооценка.
  1. Входной контроль (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Стартовые работы проводятся, начиная со второго года обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради для учёта в работе, оценка результатов в классном журнале не фиксируется  и не учитываются при выставлении оценки за четверть.
  2. Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты контрольной работы  заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении оценки за четверть.
  3. Стандартизированные письменные и устные работы проводятся по концу четверти и включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
  4. Проекты  разрабатываются и защищаются учащимися  по одному или нескольким предметам. Оценка за проект выставляется в журнал.
  5. Практические работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом. Количество оцениваемых практических работ определяется каждым учителем самостоятельно. При выполнении практической работы в процессе изучения темы могут оцениваться лишь некоторые критерии её выполнения.
  6. Творческие работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом. Количество творческих работ по каждому предмету определено в рабочей программе  учителя. Оценки выставляются в журнал.
  7. Итоговые  годовые контрольные  работы проводятся по математике  и русскому языку в конце апреля – начале мая и  включают требования ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем  в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год.
  8. Интегрированная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет  уровень сформированности у обучающегося универсальных учебных действий. Оценка за интегрированную контрольную работу учитывается при выставлении оценки за год.

Порядок  промежуточной  аттестации обучающихся

  1. Содержанием промежуточной годовой аттестации являются две стандартизированные контрольные работы:  по математике и русскому языку и одна интегрированная контрольная работа.
  2. Мониторинг сформированности личностных результатов проводится в  мае директором школы (заместителем директора или педагогом-психологом) и имеет неперсонифицированный характер.
  3. В первом классе текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе,  «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «значков «+», «-», «?». Использование данных форм оценивания осуществляется в  соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений  младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Со второго класса используется  текущая оценка в виде отметок «5», «4», «3», «2» и текущая   оценка в форме словесных качественных оценок на критериальной основе; в форме письменных заключений учителя по итогам проверки домашнего задания или самостоятельной работы в соответствии с критериями.
  5. Текущая оценка по результатам урока в виде отметки выставляется в журнал и учитывается при оценивании за четверть.  Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15.
  6. Оценки за тематические проверочные (контрольные)  работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы,  практические работы выставляются в журнал в виде отметок «5», «4», «3», «2».
  7. Количество  тематических, проектных работ и итоговых работ установлено по каждому предмету в  соответствии с рекомендациями к программам учебно-методического комплекта, по которому работает ЧОУ «ПСОШ».

Оценочные шкалы

  1. Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-9 классов  оценивается в форме балльной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется  отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения программы Уровень достижений Отметка

в 5 балльной шкале

90-100% высокий «5»
66 -89% повышенный «4»
50 -65 % средний «3»
меньше 50% ниже среднего «2»
  1. В журнале ставится  отметка в пятибалльной шкале.

По итогам четверти, начиная со второго класса,  в журнал выставляется отметка в пятибалльной шкале, в зависимости от процента  освоения образовательной программы. Он вычисляется, исходя из нахождения среднего  значения результатов выполнения тематических, творческих и итоговых работ.

Итоговая оценка по предметам вычисляется в процентах, исходя из нахождения среднего значения  результатов учебных четвертей и результатов итоговых контрольных работ, переводится в отметку в пятибалльной шкале и выставляется в журнал.

  1. Успешность усвоения  программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Качественная оценка  выражается оценкой «зачтено». Учитель составляет письменную характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с листом оценки (Приложение 2 «Пример оценочного листа», Приложение 3 «Примерный лист оценки за букварный период»). Оценочный лист разрабатывается и предъявляется  родителям на 1 собрании.

Критерии подбираются в соответствии с  уровнем подготовленности класса так, чтобы все 100% учащихся смогли справиться с большинством заданий и получить оценку «зачтено». Для некоторых учащихся возможно введение дополнительных критериев оценивания достижений.

  1. Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий   составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки.

Средства фиксации результатов контроля и оценки: листы достижений, классные журналы, тетрадь достижений, портфолио.

  1. Условия эффективности системы оценки — систематичность, личностная ориентированность, динамика.
  2. Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
  3. Администрация школы  управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.

Итоговая оценка выпускника при переходе от начального к основному общему образованию

  1. На итоговую оценку на ступени НОО, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
  2. Для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующей ступени используются результаты итоговой оценки выпускника начального звена.
  3. Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, по  всем учебным предметам и оценок за выполнение трех итоговых работ (русскому языку, математике, комплексной работе на межпредметной основе), а так же оценки, зафиксированной в тетради достижений.
  4. Итоговая оценка  достижений планируемых результатов фиксирует
    достижение на трех уровнях:
  • оптимальный уровень — на «хорошо» и «отлично» усвоил опорную систему знаний  по  всем  предметами  и  овладел  метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне  не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% за выполнение заданий на повышенном уровне;
  • допустимый уровень — усвоил опорную систему знаний по всем предметами и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне не менее 50%;
  • недопустимый уровень — не достигнуты планируемые результаты по всем основным разделам учебной программы и результаты выполнения итоговых работ — менее 50% заданий базового уровня.
  1. Педагогический совет принимает решение об успешном освоении обучающимися ООП НОО и переводе на следующую ступень обучения.
  2. Если  полученные обучающимися итоговые оценки не позволяют сделать вывод о достижении планируемых результатов, решение о переводе принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника.

Обязанности участников образовательного процесса

  1. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по учебно-воспитательной работе) обязан:
  • на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации и итоговых работ обучающихся;
  • довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления образованием;
  • утвердить расписание итоговых аттестационных работ;
  • представить анализ итоговых работ обучающихся на методическое объединение и педсовет.
  1. Обучающиеся школы и их родители под руководством классных руководителей создают необходимые комфортные условия в помещениях, отведенных для проведения итоговых контрольных работ.

Порядок перевода обучающихся

  1. Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при положительных итоговых оценках.
  2. Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, должны быть направлены на ПМПК, которое выдает решение о дальнейшем обучении ученика.

Ведение документации

  1. По каждому предмету составляется учебно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя. В учебно-тематическом плане отражаются цели, сроки, виды и формы контроля.
  2. Классный журнал является главным документом учителя. Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию.
  3. Для тренировочных и самостоятельных  работ используется рабочая тетрадь. Контрольные работы выполняются учащимися в тетрадях для контрольных работ.
  4. Итоговые оценки выставляет  в дневник учащегося классный руководитель. Текущие оценки  в форме «волшебных линеек», значков « +», «-», «?», письменных заключений  фиксируются в тетради ученика, текущие оценки в виде отметок (со второго класса) могут фиксироваться  в тетради, в дневнике, в классном журнале. Контроль за соответствием оценок, выставленных в классном журнале, оценкам, выставленным в дневнике ученика,  осуществляет классный руководитель.
  5. Учитель ведёт специальную тетрадь, где фиксирует  оценки в виде процентов выполнения объема работы за тематические проверочные (контрольные)  работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы,  практические работы с целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого обучающегося.
  6. Администрация ЧОУ «ПСОШ» управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.

Приложение 1.

Виды промежуточной аттестации

Вид промежуточной аттестации Цель Периодичность Методы и формы оценки образовательных результатов Способы

выставления оценки

Входной контроль Предварительная  диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий,  связанных с предстоящей деятельностью. В начале учебного года, начиная со второго года обучения Диагностические   работы;

самоанализ и самооценка;

собеседование

Результаты фиксируются в специальной тетради учителя для учета в работе,  включаются в портфолио. Оценка результатов в классном журнале не фиксируется.
Текущая Контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока Поурочно Самоанализ  и самооценка;

устная или письменная критериальная оценка;

проекты

Результаты фиксируются в форме «волшебных линеечек», «лесенок успеха», значков «+», «-», «?», письменного анализа в тетрадях обучающихся. Со второго класса оценка результатов в виде отметок «5», «4», «3», «2» может  фиксироваться в тетрадях, дневниках обучающихся, в классном журнале.
Годовая Комплексная  проверка образовательных результатов, в т.ч. и метапредметных В конце учебного года Стандартизиро-ванные письменные работы;

интегрированные контрольные работы;

проекты

Оценка выставляется в классный журнал в виде отметки «5», «4», «3», «2»; в виде процентов выполнения объема работы оценка   фиксируется в специальной тетради учителя.

Приложение 2.

Пример оценочного листа

за ___ четверть по предмету_____ ученика ___ класса ____ .

Оценочная шкала:

+  знаю и умею

?  знаю неуверенно

—  пока не знаю и не умею.

Критерии Образец задания Самооценка Оценка задания Итоговая оценка (зачтено – не зачтено)
1.
2.
3.
4.
5.
Дополнительный критерий:

Приложение 3.

Примерный лист оценки за  букварный период

Критерии:

1. Различать на слух все гласные и согласные звуки.

2. Находить гласный звук в односложных словах.

3. Последовательно интонировать все звуки в слове.

4. Определять количество звуков, слогов в одно- и двусложном слове.

5. Устанавливать последовательность изображений, действий, явлений.

6. Составлять устно 2-3 предложения по тематической иллюстрации.

7. Давать точный развёрнутый ответ на вопрос.

8. Плавно читать слоги с изученными буквами.

9. Плавно читать односложные слова.

10. Знать условные обозначения учебника.

11. Ориентироваться на странице учебника.

Образец задания:

1. Сравнение звуков (л), (р); слов (лак, рак); (мал, мял) на слух.

2. Есть ли звук (у) в словах: утка, мул, шутка, белка, несу, паук?

3. Мал, мама, мала, рама, нос, сон.

На слух или по модели.

4. Нос, кот, кит, ум, рот, мал.

5. Почка-цветок-плод.

Утро-день-вечер-ночь-утро. Зима-весна-лето-осень.

Сядь правильно-возьми тетрадь-открой-положи наклонно-возьми ручку.

7. Чем ты любишь заниматься летом?

8. Ма, ну, ло, ры, ми, эм, ум, ан.

9. Ум, Наум, Мила, мила, мама, рама,

лама, умна, мол, лом, мало.

11. Что изображено в верхнем левом углу страницы?

Самооценка Оценка задания Итоговая оценка (зачтено –

не зачтено)