Положение о методическом объединении классных руководителей

Общие положения

  1. Настоящее положение разработано в соответствии  с п. 4 ст. 26 Закона  РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации», Уставом ЧОУ «Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского».
  2. Методическое объединение классных руководителей — структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом в школе, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов , в которых учатся и воспитываются обучающиеся определенной возрастной группы.
  3. Руководитель методического объединения классных руководителей назначается приказом директора школы.
  4. Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента России, решением Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней, а также уставом, локальными актами образовательного учреждения, приказами и распоряжениями его директора и настоящим Положением.
  5. Срок действия МО не ограничен, количественный персональный состав связан с изменениями в педагогическом коллективе.
  6. Методическая работа МО классных руководителей выстраивается в соответствии со следующими принципами:
  • научности — т.е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;
  • антропологизма – основой содержания образования является человек, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
  • системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и проблемный анализ качества образовательного процесса – осмысление теоретических основ образовательной проблемы – разработка методического инструмента ее решения – внедрение его в образовательную практику – подготовка методологических рекомендаций – презентация;
  • актуальности и востребованности, т.е. направленности на профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы и т. д.

Основные задачи методических объединений классных руководителей

  1. Повышение духовной культуры, теоретического, научно-практического уровня подготовки классных воспитателей в области воспитания обучающихся.
  2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов, требований и мер по решению наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности, к православному воспитанию и образованию обучающихся.
  3. Ознакомление классных руководителей с современными воспитательными технологиями и знание современных форм и методов воспитательной работы, освоение опыта Православной Церкви по воспитанию благочестивых христиан, достойных граждан и патриотов Родины.
  4. Информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей.
  5. Формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности.
  6. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
  7. Изучение, обобщение, использование в практике и распространение передового педагогического опыта работы классных воспитателей, наследия Святых отцов и православных педагогов.
  8. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов в области православного, патриотического воспитания.

Функции методического объединения классных руководителей

  1. Аналитико-прогностическая функция, выражающаяся в осуществлении анализа качества оказания воспитательных услуг, разработке методик (техник) и инструментария выявления результативности и прогнозирования, а также их дальнейшего содержания по направлениям воспитательной работы:
  • состояние воспитания в процессе обучения;
  • создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеурочное время;
  • научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
  • участие в организации и проведении аттестации педагогов;
  • формирование воспитательной системы общеобразовательного учреждения;
  • организация социально-профилактической работы;
  • вынесение на рассмотрение администрацией образовательного учреждения инициатив по выбору приоритетных направлений развития воспитательной системы образовательного учреждения;
  • мониторинг уровня воспитанности обучающихся.
  1. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в планировании и организации работы методического объединения классных воспитателей:
  • разработка и утверждение планов воспитательной работы, циклограмм деятельности педагогов, программ индивидуального развития согласно Уставу и укладу школы;
  • разработка методического сопровождения воспитательного процесса;
  • определение и утверждение тематики работы творческих групп классных воспитателей;
  • координация воспитательной деятельности классных коллективов, организация их взаимодействия в педагогическом процессе, способствующее единению деятельности в Духе православного единства и служения Церкви и Отечеству.
  1. Информационная функция, выражающаяся в информировании педагогических работников образовательного учреждения по вопросам:
  • нормативного сопровождения деятельности классного воспитателя;
  • методического сопровождения деятельности классного воспитателя;
  • информации о передовом педагогическом опыте в области воспитания;
  • проведения и участия во внеурочных школьных и внешкольных мероприятиях.
  1. Методическая функция, выражающаяся в создании организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности членов методического объединения:
  • создание условий для непрерывного образования педагогов, организация работы по повышению уровня профессионального мастерства, творческого становления, укрепления духовного потенциала классных воспитателей;
  • оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные консультации, наставничество, стажерская практика);
  • обсуждение социально-педагогические программ классных воспитателей и творческих групп педагогов, материалов обобщения передового педагогического опыта работы классных воспитателей, материалы аттестации классных воспитателей;
  • организация методических выставок по проблемам воспитания;
  • разработка методических рекомендаций по приоритетным направлениям работы;
  • подготовка творческих отчетов, мастер-классов, педагогических марафонов, педагогических чтений, семинаров, научно-практических конференций;
  • координация работы методического объединения с вышестоящими методическими службами.

Документация методического объединения классных руководителей

Методическое объединение классных руководителей ведет следующую документацию:

  • приказ об открытии методического объединения и назначении на должность председателя методического объединения;
  • положение о методическом объединении;
  • функциональные обязанности классных руководителей  методического объединения;
  • список членов методического объединения;
  • анализ работы за прошедший год;
  • тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год;
  • годовой план работы методического объединения;
  • результаты внутришкольного контроля (экспресс, информационные и аналитические справки, диагностика);
  • протоколы заседаний методического объединения;
  • программы деятельности;
  • аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля (копии справок, приказов);
  • инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных воспитателей;
  • материалы банка данных воспитательных мероприятий («методической копилки классного воспитателя»).

Структура плана методического объединения классных руководителей

  1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся-воспитанников и анализ работы МО, проведенной в предыдущем учебном году.
  2. Педагогические задачи объединения.
  3. Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются:
  • план сессий (заседаний) МО:
  • график открытых мероприятий классов;
  • участие МО в массовых мероприятиях школы:
  • другая межсессионная работа.
  1. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
  • темы самообразования классных руководителей;
  • участие в курсах повышения квалификации;
  • подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции;
  • работа по аттестации педагогов.
  1. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
  2. Участие в тематическом и персональном контроле за воспитательным процессом.

Полномочия и ответственность методического объединения

  1. Полномочия:
  • выдвигать предложения об улучшении воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • вносить предложения в работу методического объединения, программы развития образовательного учреждения;
  • обращаться за консультациями по проблеме воспитания к директору образовательного учреждения или заместителям директора;
  • готовить предложения при проведении аттестации учителей;
  • ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения о поощрении членов методического объединения за достижения в работе;
  • вносить предложения о публикации методических материалов классных руководителей;
  • рекомендовать своим членам различные формы повышения педагогического мастерства за пределами образовательного учреждения;
  • своевременно получать от администрации образовательного учреждения всю необходимую нормативную, научно-методическую литературу и документацию.
  1. Ответственность:
  • за объективность анализа деятельности классных руководителей;
  • за своевременную реализацию главных направлений работы;
  • за качественную разработку и проведение каждого мероприятия по плану работы методического объединения;
  • за корректность обсуждаемых вопросов.

Функциональные обязанности руководителя МО классных руководителей

Руководитель методического объединения :

а) отвечает:

  • за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения:
  • за пополнение «методической копилки классного руководителя»;
  • за своевременное составление документации о работе объединения и проведенных мероприятиях;

б) совместно со специалистом-куратором по воспитательной работе  отвечает:

  • за соблюдение принципов организации воспитательной работы согласно Уставу и образовательной программы школы;
  • за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
  • за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;
  • за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных воспитателей;

в) организует:

  • взаимодействие классных руководителей — членов методического объединения между собой и с другими подразделениями школы;
  • открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;
  • изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных воспитателей;
  • консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;

г) координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;

д) содействует становлению и развитию системы воспитательной работы православных классных коллективов;

е) принимает участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей;

ж) участвует в научно-исследовательской работе по  методике воспитательной работы школы, организовывает исследовательские (творческие) группы педагогов и курирует их деятельность.