Положение о мониторинге качества образования

Общие положения

  1. Положение о внутренней системе мониторинга качества образования ЧОУ «Православная средняя общеобразовательная школа Преподобного Сергия Радонежского (далее — положение) разработано в соответствии со ст. 28, пункт 2, подпункт, 13 и ст. 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 и от 06.10.2009 № 373, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО и науки РФ № 2783 от 18.07.2002г), Устава школы, нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования.
  2. Настоящее положение определяет цели, задачи, основные принципы и единые требования при реализации мониторинга качества образования, а также методическое и организационное единство в работе всех структурных подразделений при проведении мониторинга качества образования (далее — МКО) в ЧОУ «Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского» (далее – ОУ).
  3. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора школы на основании решения педагогического совета ОУ.
  4. Система внутреннего мониторинга качества образования (далее — СВМКО) является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности ОУ, основанной на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
  5. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
      1. Мониторинг — систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
      2. Система мониторинга качества образования — система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования ОУ в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.
      3. Качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса и реальных достигаемых образовательных результатов государственно — нормативным требованиям, социальным запросам и личностным ожиданиям.
  1. Объектом мониторинга является начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; дополнительное образование; повышение квалификации.
  2. Предметом мониторинга является качество образования как системообразующий фактор образовательного учреждения и факторы его обеспечения.
  1. Основные цели, задачи и принципы мониторинга качества образования
  1. Целью МКО является выстраивание механизма получения, обработки, обобщения, анализа, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации о состоянии системы образования ОУ и основных показателей ее функционирования, как условия и базы для реализации процедур управления качеством образования на внутришкольном уровне.
  2. Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
  • формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям государственных и социальных стандартов, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности  образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • координация деятельности всех участников мониторинга;
  • своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ;
  • выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
  • формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества  образовательного процесса и образовательного результата;
  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования.
  1. Основными принципами функционирования системы МКО являются объективность, точность, полнота, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность), гласность, цикличность, преемственность, непрерывность развития, ориентация на заказчика и внешних пользователей,  и технологичность.
  2. Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники образовательных учреждений, учащиеся и их родители, представители общественности и т. д.
  1. Содержание мониторинга качества образования

Мониторинг качества образования осуществляется по следующим трём направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга:

  1. Качество образовательных результатов:
  • предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ОГЭ-9 );
  • метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);
  • личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
  • результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • здоровье обучающихся (динамика);
  • достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
  • удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
  1. Качество реализации образовательного процесса:
  • основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФГТ) и контингенту обучающихся);
  • дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
  • реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС);
  • качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
  • качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
  • удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе.
  1. Качество  условий, обеспечивающих образовательный процесс:
  • материально-техническое обеспечение;
  • информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение);
  • санитарно-гигиенические и эстетические условия;
  • медицинское сопровождение и питание;
  • психологический климат в образовательном учреждении;
  • использование социальной сферы микрорайона и города;
  • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);
  • общественно-государственное управление (Педагогический совет, Родительский совет, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
  • документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития образовательного учреждения).
  1. Организация и технология мониторинга
  1. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая циклограмма мониторинга, которая утверждается приказом директора ОУ и обязательна для исполнения работниками школы.
  2. Мониторинг осуществляется в двух формах:
  • постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации),
  • периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.
  1. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень ОУ, уровень методических объединений учителей-предметников и классных руководителей.
  2. Проведение мониторинга требует координации действий администрации и структурных подразделений управления ОУ. Администрация оказывает содействие в организации мониторинга, проводимого на региональном и городском уровнях.
  3. Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом директором ОУ. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора по УВР, руководители школьных МО, учителя.
  4. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.
  5. Функционирование системы мониторинга качества образования
  1. В соответствии с нормативно-правовыми документами по системе ВМКО в ОУ ведется сбор информации на основе согласованных методик (тестирование, анкетирование, экспертиза и др.). Данные собираются в комиссию ВМКО, которая организует обработку полученной информации и работу экспертных групп ОУ.
  2. Рекомендуется организовать три экспертные группы:
  1. группа оценки образовательных результатов;
  2. группа оценки реализации образовательного процесса;
  3. группа оценки условий, обеспечивающих образовательный процесс.
  1. Каждая экспертная группа получает информацию (в согласованных форматах) о качестве работы ОУ по соответствующему направлению за учебный период (четверть, триместр, полугодие, год). Специалисты экспертной группы проводят анализ полученных данных, оценку состояния каждого объекта мониторинга, характер изменения показателей, сопоставление с «нормативными показателями», установление причин отклонений. По каждой группе показателей формируется итоговое заключение, включающее не только описание имеющегося состояния, но и рекомендации по внесению изменений, которые могут обеспечить повышение качества образования.
  2. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.
  3. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
  4. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.
  5. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
  6. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОУ образовательным программам.
  7. Методы проведения мониторинга:
    • экспертное оценивание,
    • тестирование, анкетирование, ранжирование,
    • проведение контрольных и других квалификационных работ,
    • статистическая обработка информации и др.
  1. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.
  2. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ, учредителя, родителей.
  3. Результаты анализа данных ВМКО являются документальной основой для составления ежегодного отчета ОУ о результатах самооценки деятельности ОУ и публикуются на сайте ОУ.

Приложение 1

Перечень объектов мониторинга и характеризующих их показателей ВМКО

Каждый из показателей по направлению «Результаты» определяется для класса (учебной группы), а в случае, если все обучающиеся имеют индивидуальные траектории обучения, то показатели рассчитываются для параллели.

п/п

Объекты мониторинга Показатели Методы оценки Ответственный Сроки
I. Результаты
1 Предметные результаты обучения Для каждого предмета учебного плана определяется:

доля неуспевающих, доля обучающихся на «4» и «5», средний процент выполнения заданий административных контрольных работ (для выпускников начальной, основной и старшей школы формируется отдельная таблица с данными предметных результатов обучения для всех учеников соответствующей параллели).

Сравнение с данными независимой диагностики (в том числе ГИА-9 и ЕГЭ) для части предметов.

Промежуточный и итоговый контроль Завуч Конец четверти, триместра
2 Метапредметные результаты обучения Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

Сравнение с данными независимой диагностики.

Промежуточный и итоговый контроль Классный руководитель Конец четверти, триместра
3 Личностные результаты (мотивация, самооценка, нравственно-этическая ориентация) Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

Сравнение с данными независимой диагностики.

Мониторинговое исследование Классный руководитель Конец четверти, триместра
4 Здоровье обучающихся Динамика в доле учащихся, имеющих отклонение в здоровье.

Доля обучающихся, которые занимаются спортом.

Процент пропусков уроков по болезни.

Наблюдение Классный руководитель Конец четверти, триместра
5 Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах Доля участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: ОУ, округа, города, России, международном.        Доля победителей (призеров) на уровне: ОУ, округа, города, России, международном.

Доля участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: округа, города, России.                   Доля победителей спортивных соревнований на уровне: округа, города, России.

Наблюдение Классный руководитель Конец учебного года
6 Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов Доля родителей, положительно высказавшихся по каждому предмету и отдельно в личностным и метапредметным результатам обучения Анонимное анкетирование Классный руководитель Конец учебного года
II. Реализация образовательного процесса
7 Основные образовательные программы Соответствие образовательной программы ФГОС и контингенту обучающихся Экспертиза Завуч Конец учебного года
8 Дополнительные образовательные программы Статистические данные о запросах и пожеланиях со стороны родителей и обучающихся.

Доля обучающихся, занимающихся по программам дополнительного образования

Анонимное анкетирование Завуч Конец учебного года
9 Реализация учебных планов и рабочих программ Соответствие учебных планов и рабочих программ ФГОС Экспертиза Завуч Начало

учебного года

10 Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися Число взаимопосещений уроков учителями.

Для каждого класса число часов дополнительных занятий с отстающими

Экспертиза, наблюдение Завуч Конец учебного года
11 Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); Доля родителей каждого класса, положительно высказавшихся по каждому предмету и отдельно о классном руководстве Анонимное анкетирование Завуч Конец учебного года
12 Удовлетворённость учеников и их родителей уроками и условиями в школе Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждого класса, положительно высказавшихся по каждому предмету и отдельно о различных видах условий жизнедеятельности школы Анонимное анкетирование Завуч Конец учебного года
III. Условия
13 Материально-техническое обеспечение Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС

Удовлетворенность родителей

Экспертиза,

анкетирование

Завуч Конец учеб. года
14 Информационно-методическое обеспечение (включая средства ИКТ) Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС

Удовлетворенность родителей

Экспертиза,

анкетирование

Завуч Конец учеб. года
15 Санитарно-гигиенические и эстетические условия Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе Анонимное анкетирование Завуч Конец учебного года
16 Медицинское сопровождение и общественное питание; Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о медицинском сопровождении и общественном питании Анонимное анкетирование Завуч Конец учебного года
17 Психологический климат в образовательном учреждении Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате  (данные собираются по классам) Анонимное анкетирование Завуч Конец учебного года
18 Взаимодействие с социальной сферой микрорайона и города Доля учеников, родителей и педагогов, положительно высказавшихся об уровне взаимодействия с социальной сферой микрорайона и города Анонимное анкетирование Завуч Конец учебного года
19 Кадровое обеспечение Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана;

Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию;

Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию;

Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации;

Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях;

Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы

Экспертиза Завуч Конец учеб. года
20 Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования. Доля учеников, родителей и педагогов, положительно высказавшихся об уровне общественно-государственного управления в школе.

Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении.

Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Совета ОУ

Доля педагогов, положительно высказавшихся о системе морального и материального стимулирования качества образования

Анонимное анкетирование,

экспертиза

Завуч Конец учебного года
21 Документооборот и нормативно-правовое обеспечение Соответствие требованиям к документообороту.

Полнота нормативно-правового обеспечения

Экспертиза Завуч Конец учебного года