Положение о порядке разработки дополнительных общеразвивающих программ

Общие положения

  1. Настоящее положение составлено в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам с учетом «Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей» СанПин 2.4.4.1251-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 2003-04-01», Концепцией развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р),    региональных правовых актов в сфере, Уставом и другими нормативными документами и локальными актами ЧОУ «Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского» (далее Учреждение).
  2. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению дополнительной общеразвивающей образовательной программы, а также регламентирует порядок принятия и утверждения дополнительных общеразвивающих программ.
  3. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Цель – удовлетворение потребностей в духовно-нравственном, интеллектуальном, и физическом совершенствовании, организация свободного времени.
  4. Формы обучения по дополнительным общеразвивающим программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
  5. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
  6. Дополнительные общеразвивающие программы:
  • способствуют обеспечению реализации права родителей на информирование об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию качества получаемых услуг;
  • обеспечивают интеграцию и координацию деятельности педагогического коллектива;
  • определяют приоритеты в содержании дополнительного образования детей.

Цели и задачи дополнительных общеразвивающих программ

  1. Целями  и задачами  дополнительных  общеразвивающих программ,  в первую очередь, является  обеспечение  воспитания и развития  детей, их  жизненное  и профессиональное  самоопределение.

В  связи  с этим  содержание дополнительных общеразвивающих программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, православным традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию);
  • направленностям дополнительных общеразвивающих программ (художественно-эстетическую, научно-техническую, военно-патриотическую, социально-педагогическую, эколого-биологическую, спортивно-техническую, физкультурно-спортивную, культурологическую, естественнонаучную, туристско-краеведческую, социально — экономическую);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей), средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
  1. Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам должна быть направлена на:
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в духовно-нравственном, интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии, а также физическом развитии на занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, непротиворечащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Классификация дополнительных общеразвивающих программ

  1. Дополнительная общеразвивающая программа – нормативно-правовой документ Учреждения, определяющий концепцию педагога в соответствии с условиями, методикой и технологиями достижений запланированных результатов разработанный на основе образовательной программы учреждения и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. Дополнительная общеразвивающая программа хранится у педагога дополнительного образования .
  2. Авторская дополнительная общеразвивающая программа – документ, созданный на основе примерной (типовой) образовательной программы и имеющий авторскую концепцию построения образовательного процесса и (или) содержания образовательной программы. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Внедрению авторской образовательной программы в практику предшествует период ее апробации.
  3. Модифицированная общеразвивающая программа – программа дополнительного образования детей, адаптированная под условия учреждения, скорректированная конкретным педагогом, содержание данной программы основано на типовой, с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения, изменений в распределении часов, в отбор материала по темам.
  4. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются педагогами с учетом типовых образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ и министерства спорта РФ. При разработке программ учитываются направленность деятельности, уровень освоения, возраст, уровень подготовки обучающихся (вариативные учебно-тематические планы), наличие условий (оборудованные рабочие места, наличие техники и оборудования в мастерских и компьютерных классах), санитарные нормы, требования современной педагогической науки.

Структура дополнительной общеразвивающей программы

  1. Дополнительная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы:
  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Пояснительную записку.
  • Учебно-тематический план (по годам обучения).
  • Содержание изучаемого курса.
  • Предполагаемые результаты реализации программы.
  • Методическое обеспечение программы.
  • Список литературы.
  • Приложение «Календарно-тематический план».
    1. Титульный лист (Приложение №1) должен содержать следующую информацию:
  • наименование образовательного учреждения, в котором разработана программа;
  • Ф.И.О. директора, утверждающего программу с указанием даты утверждения;
  • дата и номер протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
  • название программы;
  • сроки реализации (не более 5 лет);
  • возраст детей, на которых ориентирована программа;
  • разработчик – автор программы (Ф.И.О. занимаемая должность, категория);
  • название города и год разработки программы.

4.3. Пояснительную записку к программе рекомендуется начать с введения, в котором дается краткая характеристика предмета или вида деятельности. Пояснительная  записка к дополнительной общеразвивающей программе раскрывает:

  • направленность программы;
  • вид программы: примерная, модифицированная, экспериментальная, авторская;
  • новизну (следует провести сравнительный анализ профильных программ и указать принципиальное отличие данной программы от подобных, кратко пояснить, что внес разработчик существенного в содержание, методы и формы реализации при разработке программы по сравнению с другими);
  • актуальность (необходимо показать, что программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам, что в ней представлены современные идеи и актуальные направления развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы, что она может удовлетворить потребность общества и детей данного возраста и категории в решении актуальных для них задач);
  • педагогическую целесообразность (необходимо аргументированно обосновать использование педагогических приемов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы);
  • цель и задачи программы (цель программы это ее стратегия, фиксирующая желаемый конкретный результат, она должна содержать в себе развивающий, обучающий и воспитательный аспекты; задачи – это конкретные пути достижения цели, они подразделяются на группы: обучающие (предметные), развивающие (какие творческие способности, ключевые компетентности могут сформироваться, воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств обучающихся);
  • возраст детей, участвующих в реализации данной программы (должны быть охарактеризованы и учтены психолого-возрастные особенности обучающихся, обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся в группе с учетом СанПиН, может быть дана информация о категории детей, для которых предназначена программа);
  • сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы обучения, формы организации деятельности: по группам, индивидуально или всем составом;
  • режим и продолжительность занятий (указываются продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием этого выбора, продолжительность учебного часа и времени на отдых);
  • ожидаемые результаты (ожидаемый (прогнозируемый) результат это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты; разработать систему оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты должны быть сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося. Определено, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения);
  • критерии и способы определения результативности (указываются методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.);
  • формы, порядок и периодичность подведения итогов реализации общеразвивающей программы (продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.; документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д.).
    1. Учебно-тематический  план  программы  отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучаемых тем, составлен в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, каждый год обучения оформляется отдельно в форме таблицы, в которой указывается количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия.

4.5. Содержание программы дополнительного образования детей отражается через краткое описание тем, примерное содержание занятий (теоретических и практических).

    1. Предполагаемые результаты реализации программы содержат требования к знаниям и умениям, критерии оценки результативности программы для каждого года обучения (мониторинг реализации образовательной программы).
    2. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы включает обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.), рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов, дидактический и лекционный материалы, методики исследовательской работы, тематику опытнической или исследовательской деятельности и другое.
    3. Список литературы должен быть представлен в двух разделах: литература использованная педагогом при разработке программы и организации образовательного процесса; литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
    4. Приложением к дополнительной общеразвивающей программе являются:
  1. разработки занятий;
  2. схема организации воспитательной работы в детско-подростковом коллективе;
  • формы и содержание аттестационных испытаний (программа аттестации учащихся);
  • справочные и дидактические материалы;
  • план методической работы педагога;
  • план учебно-воспитательной работы в творческом объединении.

Разработка, согласование и утверждение дополнительной общеразвивающей программы

  1. Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно.
  2. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и утверждается на заседании Методического совета Учреждения до начала учебного года. Прошедшая экспертизу программа рекомендуется к реализации в учебно-воспитательном процессе. Утвержденные протоколом методического совета программы утверждаются приказом директора.
  3. Коррективы в программу вносятся ежегодно, с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения аналогичную указанной в п. 5.1., п. 5.2. Тексты изменений на отдельных листах подшиваются к дополнительной общеразвивающей программе.