Положение о проведении самообследования

Общее положение

  • Положение о проведении самообследования Частного общеобразовательного учреждения «Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского» (далее — Положение) устанавливает порядок подготовки, содержание и организацию проведения процедуры самообследования в Частном общеобразовательном учреждения « Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского» (далее — Школа).
  • Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами федерального уровня:
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией», зарегистрированного в Минюсте РФ 27 июня 2013 г.;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей само-обследованию», зарегистрированным в Минюсте России 28.01.2014 N 31135;
  • Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582.
  • Целями проведения самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности Школы, а также подготовка отчета о результатах самообследования.

Задачи самообследования:

  • выявление наличия или отсутствия динамики образовательной системы школы в целом (или отдельных ее компонентов);
  • создание целостной системы оценочных характеристик педагогических процессов;
  • установление причин возникновения и путей решения, выявленных в ходе изучения и оценивания (самооценивания) проблем.

Методика самообследования предполагает использование комплекса разнообразных методов:

  • пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и т.п.);
  • активные (мониторинг, анкетирование, собеседование, тестирование, социологический опрос).

Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

  • планирование и подготовку работ по самообследованию школы;
  • организацию и проведение самообследования;
  • обобщение полученных результатов и формирование отчета о самообследовании школы;
  • рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании на заседании педагогического совета.

Результаты самообследования школы оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности школы, подлежащей самообследованию по состоянию на 1 августа текущего года. Отчет оформляется в электронном и в бумажном варианте.

Отчет подписывается руководителем ОУ и заверяется печатью. Размещение отчета на официальном сайте школы в сети «Интернет» осуществляется не позднее 1 сентября текущего года.

Планирование и подготовка работ по самообследованию ОУ

  • Самообследование проводится 1 раз в год. Директор школы издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе рабочей группы по проведению самообследования (далее – Рабочая группа).
  • Председателем Рабочей группы является директор школы, заместителем председателя Рабочей группы является заместитель директора.
  • Состав лиц, привлекаемых для проведения самообследования:
  • Директор.
  • Заместители директора.
  • Руководители методических объединений.
  • При подготовке к проведению самообследования председатель Рабочей группы проводит организационное подготовительное совещание с членами Рабочей группы, на котором:
  • председателем Рабочей группы, или уполномоченным им лицом, даѐтся развѐрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования;
  • рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
  • за каждым членом рабочей группы закрепляется направление работы ОУ, подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования;
  • уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
  • определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения Рабочей группой результатов самоообследования.

Председатель Рабочей группы на организационном подготовительном совещании определяет:

  • порядок взаимодействия между членами Рабочей группой и сотрудниками ОУ в ходе самообследования;
  • ответственное лицо из числа членов Рабочей группы, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному решению вопросов, возникающих у членов Рабочей группы при проведении самообследования;
  • ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования ОУ в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности ОУ, подлежащего самообследованию.

Содержание самообследования ОУ

  • В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  • Основной формой проведения самообследования является мониторинг качества образовательной подготовки обучающихся и выпускников, по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Организация и проведение самообследования ОУ

  • Организация самообследования в ОУ осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Рабочей группой.
  • При проведении Самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых в план Самообследования направлений и вопросов.
  • При проведении оценки и организации образовательной деятельности:

4.3.1. Даѐтся общая характеристика ОУ: полное наименование ОУ, адрес, год ввода в эксплуатацию, режим работы образовательного учреждения.

4.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:

  • лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов);
  • свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Устав Школы;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность;

4.3.3. Представляется информация об основных нормативных документах ОУ:

  • свидетельство о регистрации (перерегистрации) ОУ;
  • документы о праве владения (пользования) зданиями, помещениями, земельными участками (по всем площадкам ОУ);
  • личные дела обучающихся, алфавитная книга;
  • заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение об удостоверении соответствия ЧОУ «ПСОШ» государственным санитарно-гигиеническим правилам и нормативам при осуществлении образовательной деятельности;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • образовательные программы;
  • локальные нормативные акты (опубликованные на сайте образовательного учреждения);
  • учебный план ОУ.

При проведении оценки структуры и системы управления ОУ:

4.4.1. Даётся характеристика и оценка органов управления, которыми представлена управленческая система ОУ.

4.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в ОУ системы управления.

  • При проведении оценки структуры,  содержания и качества подготовки выпускников:

4.5.1. Анализируются и оцениваются:

  • образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ в соответствии с требованиями ФГОС, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; анализ реализации образовательных программ;
  • обеспеченность информационно-библиотечными ресурсами: основная учебно-методическая литература, библиотечный фонд, программно-информационное обеспечение; определение списка методической литературы, пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;
  • качество образовательных результатов: качество предметной подготовки, степень освоения требований ФГОС, результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития обучающихся, востребованность выпускников, условия, определяющие качество подготовки (кадровое обеспечение);
  • инфраструктура ОУ: соответствие материально-технической базы требованиям ФГОС и динамика ее обновления, обеспеченность основных образовательных программ кабинетами, лабораториями и мастерскими, обеспечение новых технологий обучения техническими средствами (компьютеры, видеотехника и др.)

4.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:

  • наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной площадки, спортивного оборудования;
  • результативность системы воспитательной работы;
  • обеспечение условий для здровьесбережения учащихся.

4.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования (если таковое осуществляется в ОУ), в том числе:

  • программы дополнительного образования;
  • наличие необходимых условий, материально-технического, программно-методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования;
  • охват обучающихся дополнительным образованием, результативность участия в конкурсах и соревнованиях.

4.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности ОУ, в том числе: применение для получения обратной связи таких форм как «День открытых дверей», родительское собрание, анкетирование.

При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются:

  • учебный план ОУ, его структура, характеристика;
  • анализ нагрузки обучающихся;
  • календарный учебный график ОУ;
  • расписание непосредственной образовательной деятельности;
  • формы работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися.

При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается:

  • профессиональный уровень кадров: квалификация, уровень образования, стаж работы, своевременность прохождения повышения квалификации; количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учёную степень, ученое звание.
  • работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов);
  • творческие достижения педагогов;
  • укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами.

При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и оценивается:

  • организация методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ;
  • формы организации методической работы;
  • работа по обобщению и распространению передового опыта.

При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и оценивается:

  • обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
  • общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
  • обеспеченность ОУ современной информационной базой (выход в Интернет, электронная почта, БИЦ и т.д.);
  • наличие сайта ОУ(соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом);
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ОУ для заинтересованных лиц (наличие информации на сайте образовательного учреждения).

При проведении оценки качества инфраструктуры анализируется и оценивается: состояние и использование материально-технической базы, в том числе:

  • сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений;
  • сведения об обеспеченности инвентарём;

При оценке качества медицинского обеспечения ОУ, системы охраны здоровья обучающихся анализируется и оценивается:

  • соблюдение санитарно-гигиенического режима;
  • защита обучающихся от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм организации образовательной деятельности с обучающимися, обеспечивающих смену характера деятельности обучающихся;
  • динамика распределения обучающихся по группам здоровья.

При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:

  • работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
  • охват учащихся горячим питанием (в том числе двухразовым).

При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования:

4.13.1.Осуществляется сбор и анализ информации об ОУ в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

4.13.2. Анализируется и оценивается:

  • наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования;
  • информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в ОУ;
  • проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Анализ показателей деятельности ОУ, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

  • Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утвержденным планом Самообследования, членами Рабочей группы передается лицу, ответственному за свод и оформление результатов Самообследования образовательного учреждения, не позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на заседании Рабочей группы результатов Самообследования.
  • Лицо, ответственное за свод и оформление результатов Самообследования ОУ, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности ОУ, подлежащего Самообследованию (далее Отчет).
  • Председатель Рабочей группы проводит заседание, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчета: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам Самообследования.
  • С учетом поступивших от членов Рабочей группы предложений, рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Рабочей группы назначает срок для окончательного рассмотрения отчёта.

Структура отчета

  • Аналитическая часть включает в себя аннотацию, основную часть, заключительную часть, приложения с табличным материалом.

Основная часть содержит следующие основные разделы:

  1. Общая характеристика школы (включая особенности района его месторасположения, в том числе территориальные, экономические, социальные, транспортные и др.).
  2. Контингент обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения; обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся) и др.
  3. Структура управления школой.
  4. Условия осуществления образовательного процесса, в том числе материально-техническая база, кадровое, учебно-методическое, библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса и др.
  5. Финансовое обеспечение функционирования и развития школы (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениям их расходования).
  6. Режим обучения.
  7. Организация питания.
  8. Обеспечение безопасности.
  9. Приоритетные цели и задачи развития школы, деятельность по их решению в отчетный период (в т. ч. решения коллегиального органа управления).
  10. Реализация образовательной программы, включая: учебный план, перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой, условия и порядок их предоставления, система мониторинга реализации программы (в т. ч. формы и периодичность промежуточной аттестации).
  11. Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки (основные учебные результаты обучающихся и выпускников последнего года, в том числе на ЕГЭ, ОГЭ, внешней аттестации выпускников основной школы, в процессах муниципального образовательного тестирования, на олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях в сфере искусства, технического творчества и др.).
  12. Анализ функционирования внутренней системы оценки качества образования.
  13. Анализ востребованности выпускников.
  14. Результаты реализации воспитательной программы школы, формирование ключевых компетенций, социального опыта обучающихся.
  15. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья.
  16. Социальная активность и социальное партнёрство школы (сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профобразования, предприятиями, некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы школы и др.).
  17. Публикации в СМИ о школе.
  18. Основные сохраняющиеся проблемы школы (в том числе не решенные в отчетном году).

Заключительная часть содержит краткие выводы о результатах развития школы и уровне решения приоритетных задач, даются характеристики основных тенденций и выявленных проблем, уточняются основные приоритеты на следующий за отчетным период и определяются перспективы (в соответствии с Программой развития).

В заключительной части указываются формы обратной связи – способы (включая электронные) направления в школу вопросов, замечаний и предложений по отчету.

  • Приложения – информационный массив, на содержании которого строятся основные выводы в тексте отчета.
  • Результаты анализа показателей деятельности организации, подлежа-щей самообследованию (устанавливаются федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования).

Требования к информации, включаемой в аналитическую часть

Требования к качеству информации:

  • актуальность – информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования;
  • достоверность — информация должна быть точной и обоснованной, сведения, содержащиеся в отчете, подкрепляются ссылками на источники первичной информации, источники информации должны отвечать критерию надежности;
  • необходимость и достаточность — приводимые данные факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений отчета. Дополнительная информация может быть приведена в приложении.
  • Информация по каждому из разделов представляется в сжатом виде, с максимально возможным использованием количественных данных, таблиц, списков и перечней. Текстовая часть каждого из разделов должна быть минимизирована с тем, чтобы отчет в общем своем объеме был доступен для прочтения. Изложение не должно содержать в себе специальных терминов, понятных лишь для узких групп профессионалов (педагогов, экономистов, управленцев и др.).
  • Опубликование персонифицированной информации об участниках образовательных отношений не допускается.

Заключительное положение

  • Заместитель директора по УВР ОУ, педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии с требованиями законодательства.
  • Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является директор школы.