Положение о рабочей программе

Общие положения

  1. Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении по определённому учебному курсу (дисциплине).
  2. В соответствии с п. 2 ст. 32 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
  3. Основными документами, которыми необходимо руководствоваться при составлении рабочей программы являются:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897  
  • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
  • Учебный план НОУ Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского.
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10.

1.4. Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах), базисном учебном плане образовательных учреждений, типовых (примерных) образовательных программах по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана.

1.5. Рабочая программа отражает собственный подход учителя-предметника к структурированию учебного материала, последовательность изучения этого материала, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развитие и социализацию учащихся.

Цель и задачи

2.1. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

2.2. Задачи программы:

дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

III. Функции рабочей программы

  1. Рабочая программа выполняет следующие функции:

 нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

 целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

 определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

 процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

 оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обучения учащихся.  

Технология разработки рабочей программы

4.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, курсу по выбору, курсу дополнительного образования) на один год обучения или на весь учебный курс. Срок службы рабочей программы — 5 лет.

4.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

4.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения.

4.4. Рабочая программа подлежит замене на новую  в связи с изменениями образовательной программы ОУ, учебного плана.

Структура рабочей программы

5.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

титульный лист (название программы);

пояснительная записка;

тематический план и содержание учебного курса;

календарно-тематический план;

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;

критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний( по желанию учителя)

перечень ресурсного обеспечения; список литературы и учебников.

5.2. Титульный лист — структурный элемент программы, представляющий:

 наименование ОУ (согласно Уставу);

 гриф утверждения/согласования программы;

 название программы (с указанием предмета и класса);

 сведения о составителе программы;

 год (Приложение 1).

5.3. Пояснительная записка — структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач.

Пояснительная записка должна начинаться указанием нормативной базы, на основе которой составлена данная рабочая программа.

В пояснительной записке должен быть указан уровень рабочей программы (базовый, профильный), общее количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебному плану образовательного учреждения, обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, перечислены формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

Прохождение практической части программы наиболее удобно оформить в виде таблицы.

5.4. Тематический план и содержание курса — структурный элемент программы, включающий:

 перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение,

 содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта соответствующей ступени образования.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

 название темы;

 необходимое количество часов для ее изучения;

 содержание учебной темы, в которую входят:

— практические и лабораторные работы, творческие и практические задания,

— экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

— требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (знания и умения);

— формы и вопросы контроля;

— возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачётов, контрольных, практических и др. видов работ за счёт времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения..

5.5. Календарно-тематический план — структурный элемент программы, включающий в себя разбивку изучаемой темы на конкретные уроки и содержащий:

 название раздела, темы, общее количество часов на ее изучение (в том числе на теоретические и практические занятия);

 номер урока;

 тема урока;

 количество часов на ее изучение.

Календарно-тематический план оставляется в виде таблицы по утверждённой руководителем ОУ форме на  весь учебный год.

Календарно-тематическое планирование  сдаётся на бумажном носителе в учебную часть в срок до 10 сентября планируемого периода.

5.6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, — структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

5.7. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, решению количественных и качественных задач, лабораторной работе, практической работе, тестированию, контрольной работе, комплексному анализу текста, выразительному чтению художественных произведений наизусть, творческой работе (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачету, экзамену( по желанию учителя)

5.8. Перечень ресурсного обеспечения — структурный элемент программы, который определяет необходимое для реализации данного курса оборудование и приборы, программное обеспечение, дидактические материалы.

5.9. Список литературы — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы, в том числе, и методической. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

5.10. Список учебников – структурный элемент программы, включающий перечень используемых учителем в образовательном процессе учебных пособий, допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки РФ.

Оформление рабочей программы.

6.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Рабочая программа учителя прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

6.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется (Приложение 1), как и листы приложений. На титульном листе указывается:

название рабочей программы (предмет, курс);

адресность (класс или ступень обучения, возраст учащихся);

сведения о составителе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);

год составления Программы.

6.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

6.4. Список литературы и список учебников строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Список литературы, учебно-методического обеспечения в рабочих программах ежегодно обновляются с учётом изменившихся условий (параметров) образовательного процесса.

VII. Утверждение рабочей программы.

7.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

7.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • обсуждение Программы на заседании предметного методического объединения;
  • допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов;
  • принятие на заседании педагогического совета;
  • утверждение приказом директора школы.  

7.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.

Приложение № 1

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

«Принято» «Согласовано» «Утверждено»
Методическим объединением учителей технологии Заместитель директора по УВР Директор
                школы
   
ФИО ФИО
Приказ №        
«       »             2014г. «      »               2014 г.
«      »             2014 г.

 

               Рабочая программа    по предмету

           «___________________»     

            ____ класс(ов)

                      на ________________учебный год

                                                         Составил ( Ф.И.О.)

Учитель: (предмет)

Образование:

Категория: