Положение о тематическом контроле учебных достижений учащихся в течении четверти

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с общими требованиями к организации образовательного процесса, определенных Федеральным Законом «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г., ст. 28, п.п. 10-11, требованиями ФГОС начального и основного общего образования, а также  Уставом ЧОУ «Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского»

1.2. Данное Положение определяет организационную структуру, порядок работы и порядок управления процессом оценивания результатов обучения учащихся в системе учитель-ученик.

1.3. Тематический контроль учебных достижений обучающихся в течение четверти (далее ТК) является усовершенствованным способом организации оценочной деятельности учителей в период учебной четверти.

1.4. Четвертная аттестация учащихся в режиме ТК предполагает использование 5-ти балльной системы оценивания обучающихся и исключает использование системы накопительного балла.

1.5. Руководство процессом внедрения данной формы контроля возлагается на заместителя директора по учебной работе и предметные методические объединения.

  1. Цели.
  1. Введение ТК направлено на достижение следующих целей:
  2. Реализацию гуманистического подхода в обучении обучающихся.
  3. Формирование у обучающихся оценочной самостоятельности.
  4. Повышение учебной мотивации и учебной самостоятельности.
  5. Повышение качества знаний  обучающихся.
  6. Повышение объективности оценки знаний и умений каждого обучающегося в соответствии с требованиями ФГОС.
  7. Системное отслеживание развития интеллектуальных умений и творческих способностей учащихся.
  8. Повышение ответственности учащихся за качество приобретаемого ими образования.
  9. Повышение корпоративной ответственности каждого учителя за качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации.
  10. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся с использованием разработанных индивидуальных образовательных маршрутов.
  1. Задачи тематического учета знаний:
  • получение информации об уровне усвоения учащимися данной темы;
  • анализ результатов обучения учащихся, результативность овладения учащимися государственных стандартов обучения;
  • создание условий для эффективного обучения и развития учащихся с разными учебными возможностями;
  • анализ пробелов в знаниях учащихся с целью дифференциации и индивидуализации обучения;
  • выявление возможных причин снижения успеваемости и качества знаний учащихся;
  • принятие мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся, осуществление контроля за исполнением приказов образовательного учреждения и решением педсоветов школы.
  1. Формы контроля:
  • тестирование,
  • контрольная работа,
  • зачет,
  • проект.
  1. Структура и организация тематического контроля.

5.1. ТК используется в 2-х – 9-х классах школы по всем учебным предметам начального и основного общего образования согласно требованиям настоящего Положения.

5.2. В начале учебного года заместитель директора по УВР проводит инструктаж учителей с пояснением особенностей использования системы ТК.

5.3. Инструктаж обучающихся с пояснением особенностей использования системы ТК проводит в начале учебного года заместитель директора по УВР или учитель – предметник.

5.4. Тематические зачеты проводятся по крупным блокам учебного материала. Объем зачетного материала определяет учитель и согласует с администрацией школы. Форма сдачи зачета устанавливается учителем.

5.5. Сроки проведения зачетов вносятся в недельный план работы школы. Изменение срока зачета учителем допускается после согласования с администрацией школы. Время для принятия зачетов определяет учитель. Для этой цели можно использовать время, выделенное программой на повторение, или использовать уроки в расписании.

Если время для принятия зачетов вынесено за пределы расписания, то учитель должен согласовать данное время с администрацией школы.

  1. Содержание тематического контроля.

6.1. Тематический контроль включает комплексный подход к системе отслеживания результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

6.2. Темой контроля могут быть как знания учащихся отдельных тем учебной программы, так и отдельные важные предметные знания или специальные умения, а также отдельные интеллектуальные умения или творческие способности обучающихся.

6.3. Содержание проверочных, диагностических, контрольных работ, а также содержание устного опроса обучающихся соответствует государственному образовательному стандарту и исключает информацию, приводящую к учебной перегрузке, включает систему целенаправленного развития и отслеживания универсальных учебных действий.

  1. Количество контрольных работ в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормами (СанПин)

7.1. На одной неделе допускается проведение контрольных работ

  • в 1- 4-х классах не более одной;
  • в 5-9-х классах не более двух.

7.2. После изучения каждой темы проводится тематический контроль знаний учащихся.

7.3. Тематический контроль не всегда является контрольной работой (например, диагностическая работа, проверочная работа на 15-20 минут, опрос и др.)

Проверочные работы, самостоятельные работы и другие виды опроса учащихся должны отличаться от контрольных работ по объему и учебным целям.

С целью выполнения требований СанПиН по вопросу количества контрольных работ обходимо выполнять следующее правило: учитель объявляет о предстоящей контрольной работе заблаговременно.

  1. Перечень документов учителя.

8.1. Учитель-предметник, использующий систему ТК, должен иметь следующую документацию, отражающую использование ТК:

  • Положение о тематическом контроле;
  • рабочую программу;
  • краткое описание особенностей системы ТК по своему предмету,
  • календарно — тематическое планирование,
  • журнал учителя-предметника,
  • маршрутные листы на каждого учащегося в случае необходимости корректировки знаний.

8.2. В кратком описании особенностей ТК и в календарно-тематическом планировании по предмету учитель – предметник указывает конкретные цели, задачи и вопросы отслеживания (что отслеживается), формы опроса и контроля (как отслеживается), этапы оценивания (когда отслеживается).

  1. Требования к планированию учителя.

9.1. Тематическое планирование учителя должно отражать логику обучения  по четвертям.

9.2.  Календарно-тематическое планирование должно включать названия зачётных работ ТК.

9.3.  Зачётные работы ТК планируются исходя из следующих требований:

  • На ТК выводятся главные и важные вопросы учебной программы.
  • По учебному предмету, проводимому 1 час в неделю, планируются не менее 3-х тематических отметок за четверть.
  • Тематический зачёт планируется по завершении каждой учебной  темы. Большие учебные темы программы разбиваются на подтемы.
  • На тематический зачёт могут быть выведены отдельные предметные знания,  специальные или интеллектуальные умения учащихся, творческое развитие учащихся.
  • Рекомендуется планирование нечётного количества работ ТК.
  • Количество незачётных текущих проверочных и небольших диагностических работ не ограничивается.
  • Формы ТК определяются учителем-предметником исходя из особенностей зачётного материала и специфики учебного предмета.

9.4. С целью соблюдения преемственности в обучении 4-х и 5-х классов единый подход к оцениванию знаний и видов деятельности согласовывается учителями начальных классов и среднего звена школы при планировании работы заблаговременно.

  1. Оформление журналов.

10.1. В классном журнале фиксируется следующая информация:

  • даты всех проведённых уроков;
  • колонки отметок ТК. Дата ТК при письменной форме опроса соответствует дате проведения ТК. При устной форме опроса, осуществляемого учителем в течение нескольких уроков, дата зачётного ТК определяется днём последнего опроса или в конце учебной темы;
  • содержание пройденного материала, домашнее задание;
  • отметки об отсутствующих на уроке.

10.3. Списки учащихся заносятся: в классный журнал – классным руководителем.

10.4. Классный журнал хранится в учительской.

  1. Процедура оценивания учащихся за четверть

11.1. Используемые понятия:

Оценка – установление глубины и объема индивидуальных знаний учащегося, содействие корректировки мотивационно-потребностной сферы учащихся, направлена «вовнутрь», на личность учащегося, является промежуточным показателем степени усвоения учащимся учебного материала, результат диагностики развития учащегося.

Отметка:

1) Отметка ТК – устанавливает уровень «степень» усвоения учащимся государственной программы по предмету, образовательного стандарта,  итоговый показатель усвоения учащимся данной темы, результат обучения учащихся по данной теме.

2) Отметка за четверть, за год – итоговый показатель усвоения учебного материала за четверть, за год; результат обучения за четверть, за год.  

11.2. Отметка за четверть выставляется на основании среднего балла отметок  ТК.

11.3. Отметки ТК выставляются в результате письменного или устного опроса учащихся.

При письменной форме опроса:

Отметка ТК соответствует отметке за зачётную работу ТК и не является средней отметкой всех текущих оценок.

При устной форме опроса:

Текущими оценками-сигналами являются те оценки, которые отражают промежуточный, не окончательный учебный результат учащихся по данной теме и могут быть улучшены в дальнейшем ходе освоения данной темы. Зачётной отметкой ТК в ходе освоения учебной темы является та оценка, которая отражает окончательный учебный результат обучающихся.

11.4. Результат выполнения заданий творческого характера фиксируется в журнале учителя – предметника, но не влияет на отметку ТК. Положительные результаты творческих проявлений учащихся (сочинения творческого характера, осуществление проекта, опытно-экспериментальное исследование и т. д.) отмечаются учителем – предметником похвальными листами по итогам четверти или года. Творческим работам учащихся придаётся социальная значимость: работы экспонируются на стендах, выставках, публикуются в журналах, газетах, сборниках, отражаются в стенгазетах, используются на внеклассных мероприятиях и предметных неделях.

11.5. Текущими оценками, выставленными в журнал  учителя-предметника, могут быть знаки «+», «-», обозначающие активность или пассивность учащегося на данном уроке.

11.6. Текущие оценки с явно выраженной картиной положительной учебной активности или пассивности могут быть основанием в решении спорной отметки за ТК.

11.7. Исправление результатов ТК учащимися в виде переписывания контрольной работы, повторного выполнения зачётной практической работы не разрешается.

11.8. При отсутствии обучающегося в момент ТК  в колонке ТК место для отметки остаётся не заполненным («н» не ставится) до опроса обучающегося. Если обучающийся отсутствовал по причине болезни, ему предоставляется возможность выполнения зачётной работы в течение первых 2-х недель после выхода на учёбу. Если обучающийся пропустил ТК без уважительной причины, то ему вменяется в обязанность выполнить данную работу незамедлительно.

11.9. Выставление отметок в дневник обучающимся:

Текущие оценки в дневник личных достижений обучающихся не выставляются, поскольку они не являются окончательным результатом обучения учащихся по данной теме. Отметки за ТК учитель-предметник выставляет в дневники обучающихся и подтверждает их своей подписью своевременно и в обязательном порядке.

11.10. Правила оценочной безопасности:

Учителям предметникам запрещается:

  • проведение незапланированных диагностических и контрольных работ;
  • выставление отметок ТК на основании среднего балла текущих оценок;
  • при выставлении отметок ТК на основании устных ответов текущего контроля ориентироваться на более низкие показатели, поставленные ранее, при наличии последних хороших оценок;
  • при выставлении отметок ТК ставить под сомнение высокий показатель зачётной работы ТК, аргументируя «списал», «подсказали», «выучил в последний момент»;
  • при выставлении оценок и отметок допускать высказывания и делать комментарии, унижающие достоинство учащихся.
  1. Работа с родителями.

12.1. Ежегодно в начале учебного года с целью согласования оценочной политики на родительских собраниях администрация школы доводит до сведения родителей особенности системы оценивания в режиме ТК.

12.2. Один раз в четверть в дни родительских консультаций учителя-предметники предоставляют родителям подробную информацию текущего контроля результатов обучения школьников.

12.3. С целью контроля обратной связи с родителями классный руководитель систематически проверяет подписи родителей в дневниках обучающихся.

  1. Контроль над реализацией системы ТК.

13.1. Один раз в год заместителем директора по УВР проводится проверка описания особенностей системы ТК по предметам и календарно-тематическое планирование учителей-предметников.

13.2. Один раз в четверть заместителем директора по УВР проводится проверка классных журналов с целью контроля объективности оценивания учащихся и выполнения требований настоящего Положения.

Приложение № 1

Форма маршрутного листа

Маршрутный лист

 

ФИ учащегося

класс

предмет

 

Проверяемое

умение

Формы организации занятий по коррекции выявленных недостатков Подпись

родителей

групповые

дата

результат решения (+/-) индивидуальные

дата

результат решения (+/-) самостоятельная

работа

результат решения (+/-) Практикум по решению

заданий

повышенного уровня

результат решения (+/-)