Положение об орфографическом режиме

Общие положения

    1. Настоящее Положение разработано и утверждено в соответствии с федеральным законодательством (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Федеральный Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); «Типовым положением об общеобразовательном учреждении»; Уставом школы и другими нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующие  единые подходы к ведению школьной документации.
    2. Единый орфографический режим вводится для установления порядка в оформлении и ведении школьной документации: дневников, тетрадей обучающихся, классных журналов, личных дел, а также по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.
    3. Единый орфографический режим повышает культуру работы и ответственность учителей и обучающихся с официальными документами и деловыми бумагами.
    4. Учителя-предметники, классные руководители обязаны знакомить обучающихся с требованиями орфографического режима к ведению дневников обучающихся, тетрадей, контролировать их выполнение.
    5. Ведение тетрадей по всем предметам (за исключением физической культуры, музыки и изобразительного искусства) учащимися школы с 1-го по 9-й класс является обязательным.

1.5.1. В тетради оформляются письменные работы в классе и дома.

1.5.2. Предусматриваются несколько типов письменных работ в тетради, в соответствие с чем, тетради делятся по назначению.

1.5.3. Определены формат тетрадей и их количество.

15.4. Учителя-предметники обязаны организовать работу учащихся с тетрадями согласно данному локальному акту.

    1. Ведение дневника учащимися школы со 2-го по 9-й класс является обязательным.

1.6.1. Красную и другую пасту, отличную от синей, применять не рекомендуется.

1.6.2. Все записи в дневнике, всеми членами образовательного процесса должны вестись аккуратно и разборчиво.

1.7.  Классный журнал – это основной государственный документ, в котором выставляются оценки обучающихся по всем предметам учебного плана, в котором имеются все анкетные сведения об учащихся и т.п. Классные журналы ведутся в соответствии Положением «О ведение классного журнала», которое неукоснительно должен выполнять классный  руководитель и учитель-предметник.

1.7.1. Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя.

Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Воспитание речевой культуры  школьника может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется:

2.1. Учителю необходимо: тщательно продумывать ход изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком.

2.2. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий.

2.3. Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении новых терминов — слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.

2.4. Большое внимание уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

2.5. Учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогами и картотекой, таблицами, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.

2.6. Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

2.7. Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

2.8. Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока. В условиях диалектного говора учителя русского языка, зная особенности диалектной речи, должны предупреждать учителей других предметов о недостатках произношения учащихся и проводить консультации о приемах исправления диалектных недочетов в их речи.

2.9. Использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой математической культуры учащихся.

2.10. При планировании общешкольных мероприятий и работы классного  руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в образовательном учреждении и дома.

III. Требования к речи обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

  • излагать материал логично и последовательно;
  • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.

Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.

О письменных работах и тетрадях обучающихся

4.1. О видах письменных работ

     4.1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы, к которым относятся:

  • упражнения по русскому, родному и иностранным языкам, математике, физике, химии;
  • конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществоведению, географии и литературе в V-IХ) классах;
  • планы статей и других материалов из учебников;
  • сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе;
  • составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);
  • фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения во II-IV классах, биологии, географии;
  • различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных — (практических) работ по природоведению, биологии, географии, физике, химии, трудовому обучению в IV- IХ классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника).

4.1.2. По математике, русскому языку и другим предметам проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значимых тем программы,
  • в конце учебной четверти,
  • в конце полугодия.

В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Запрещается проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.

Количество итоговых письменных контрольных работ по классам должно быть примерно следующим:

Предметы Число итоговых контрольных работ в год по классам
I II III IV V VI VII VIII
Русский язык:

диктанты

изложения

сочинения

6

11

12

1

1

12

2

2

8

2

2

8

2

2

6

2

2

5

2

3

3

3

2

Литература:

кл. сочин.

дом. сочин.

4

1

3

2

2

3

2

3

3

3

Математика 6 12 12 12 16 14
Алгебра 11 10 9
Геометрия 5 7 5
Физика 4 4 4
Химия 4 4
Иностранные языки 4 4 4 4 4

Объем сочинений по литературе должен быть примерно таким:

в 5 классе – 1 – 1,5 тетрадные страницы;

в 6 классе – 1,5 – 2 тетрадные страницы;

в 7 классе – 2 – 2,5 тетрадных страниц;

в 8 классе – 2,5 – 3 тетрадные страницы;

в 9 классе – 3 – 4  тетрадные страницы.

Рекомендуемое количество слов в текстах по русскому языку:

Класс Диктант Кол-во орф. Кол-во пункт. Слова с непров. орфогр. Словарный диктант Изложение

(подробное)

Объем сочи-

нения

V 90-100 12 2-3 5 15-20 100-150 0,5-1 стр.
VI 100-110 16 3-4 7 20-25 150-200 1-1,5 стр.
VII 110-120 20 4-5 10 25-30 200-250 1,5-2 стр.
VIII 120-150 24 10 10 30-35 250-350 2-3 стр.
IX 150-170 24 15 10 35-40 350-450 3-4 стр.

В текст контрольного диктанта могут включаться только  те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках. До конца первой четверти (в 5 классе – до конца 1 полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Рекомендуемое  количество слов для чтения вслух в минуту  и знаков в минуту для письма:

Класс Техника чтения

(количество слов в минуту)

Темп письма

(количество знаков в минуту)

I 30 10
II 50 25
III 80 40
IV 120 50
V 120 60
VI 140 70
VII 150 70
VIII 150 80-100
IX 150 100

 

Количество и назначение ученических тетрадей

 

      1. Степень количества письменной работы зависит от содержания и вида урока, вытекает из его целей и задач.
      2. Учитель обязан оптимально организовать, провести и проверить письменную работу.
      3. Предусматриваются следующие типы письменных работ в тетради:
    • Классная работа
    • Домашняя работа
    • Контрольная работа
    • Творческая работа (формы: сочинение, изложение, эссе, рецензия и т.д.)
    • Лабораторная работа.

В соответствие с этим тетради могут делиться по назначению:

  • Рабочие тетради (для классных и домашних работ)
  • Тетради для контрольных работ
  • Тетради для творческих работ
  • Тетради для лабораторных работ

Наличие рабочей тетради и тетради для контрольных работ обязательно для каждого предмета.

      1. Формат тетрадей и их количество должно быть оптимальным. Допускается использование тетрадей на печатной основе дополнительно к рабочей.
      2. Для выполнения всех видов обучающих  работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей для учащихся 5-11 классов:
                 типы тетрадей

предметы

Рабочая тетрадь Тетрадь для контрольных работ Тетрадь для творческих работ Тетрадь для лабораторных,

практических работ

Русский язык 2

до 18 листов

1

до 18 листов

1

18 – 48 листов

Литература 1

24 — 48 листов

Математика 2

до 18 листов

1

до 18 листов

Алгебра и начала анализа 2

24 — 48 листов

1

до 18 листов

Геометрия 2

18 — 24 листов

1

до 18 листов

Иностранный язык 1

12 — 24 листов

1

до 18 листов

История 1

24 — 48 листов

1

до 18 листов

Обществознание 1

24 — 48 листов

1

до 18 листов

География 1

24 — 48 листов

1

до 18 листов

Биология 1

24 — 48 листов

1

до 18 листов

Физика 1

24 — 48 листов

1

до 18 листов

1

до 18 листов

Химия 1

24 — 48 листов

1

до 18 листов

1

до 18 листов

Закон Божий 1

24 — 48 листов

1

до 18 листов

ОБЖ 1

24 — 48 листов

1

до 18 листов

Черчение 1

12 — 24 листов

листы А4 в папке
Информатика 1

24 — 48 листов

в электронном виде

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся начальной школы надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

№ п/п Учебный предмет Количество тетрадей Период обучения Комментарий
      текущих контрольных      
1 Русский язык Прописи Нет Период обучения грамоте Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей
2 1 1–4   
2 Литературное чтение Нет Нет 1–4   
3 Математика Прописи либо рабочие тетради Нет Период обучения грамоте Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей
2 1 1–4   
4 Окружающий мир Нет Нет 1–4 Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
5 Иностранный язык В соответствии c программными требованиями Нет 1–4   
6 ИЗО Альбом Нет 2–4   
7 Технология Нет Нет 1–4   
8 Музыка В соответствии c программными требованиями 1–4   
9 Физ. культура Нет Нет 1–4   
10 Православная этика Нет Нет 1–4   
      1. В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

Порядок ведения тетрадей обучающимися

  1. В тетрадях записи ведутся учащимися согласно требованиям учителя систематически, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая единый орфографический режим.
  2. Титульный лист тетради заполняется единообразно и должен содержать информацию о предмете, типе тетради по назначению, фамилию, имя и класс учащегося.

Образец оформления титульного листа рабочей тетради по всем предметам:

 

 

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ФИЗИКЕ

УЧЕНИКА 9 «Б» КЛАССА

ТЕПСОШ

ВАСИЛЬЕВА АНДРЕЯ. 

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ

УЧЕНИКА 9 «Б» КЛАССА

ТЕПСОШ

ВАСИЛЬЕВА АНДРЕЯ.

 

      1. В специальных тетрадях  для лабораторных, творческих, контрольных, практических работ   на титульном листе указывается их вид.
      2. Во всех тетрадях обязательно наличие полей по внешнему краю страниц, ширина – не менее 4 клеток (2 см).
      3. При выполнении работ учащимся не разрешается писать на полях. Обязательным является соблюдение правила «красной» строки в тетрадях по всем предметам.
      4. Во всех выполняемых в тетради работах обязательно наличие даты:
  • в тетрадях по русскому языку и литературе – прописью по центру в форме именительного падежа,
  • в тетрадях по иностранному языку – прописью на соответствующем языке месяц и цифрой число в правом верхнем углу,
  • в тетрадях по математике в 1-6 классах в строку арабскими цифрами и названием месяца по центру;
  • в тетрадях по остальным предметам – цифрами на полях.
      1. Выполняемая в тетради работа должна иметь заголовок: вид работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение, контрольная и т.д.) или тема урока (контрольные и лабораторные работы идут обязательно с указанием номера).
      2. При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать номер упражнения, задачи, вопроса.
      3. Устанавливается следующий пропуск клеток и линий в тетрадях:
  • По математике – начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной – 4 клетки
  • По русскому языку – линии внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной работой оставляют 2 линии.
  • Текст каждой новой работы начинается с «красной» строки на той же страницы тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
      1. Текст в тетрадях должен быть разделён на абзацы по смыслу. Начало абзаца всегда с красной строки. Текст в тетрадях «в линеечку» пишется на каждой строке, а в тетрадях «в клеточку» — через клеточку. Между работами должен оставаться промежуток не менее чем 4 клетки или две строки. Между столбиками примеров пропускается 3 клетки.
      2. Основной текст пишется только синей пастой. Для выделений текста и подчёркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако допустимо использование по указанию или разрешению учителя пасты других цветов (кроме красного). Недопустимо использование фломастеров и маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой.
      3. В тетрадях иллюстрации делаются по мере необходимости по указанию или разрешению учителя. Рисунки, иллюстрирующие содержание задачи выполняются в тетради:  
  • по геометрии – слева от условия задачи
  • по физике – справа от условия задачи.
      1. Ошибка, допущенная учащимся, аккуратно зачёркивается карандашом или ручкой один раз и сверху или рядом пишется другой вариант ответа. Недопустимо:         
  • использование корректора,
  • заключение ошибки в знак «скобки»,
  • перечёркивание ошибки несколько раз.