Шашки

Пояснительная записка

  Программа кружка «Шашки» разработана на основе Примерной программы спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.05.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
  • Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование ([В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.;

Актуальность и новизна.Потребность в соревновании, вероятно, заложена в человеке с рождения. В детском и юношеском возрасте это, пожалуй, самая яркая форма самоутверждения.

Достаточно в любое дело ввести элемент соревнования, чтобы оно стало интересным и увлекательным. Шашки, благодаря спортивному элементу, вызывают интерес и увлеченность умственно волевой деятельностью. Преодолевая трудности, играющий утверждает себя, испытывая при этом удовольствие и удовлетворение. Игра возбуждает волевое желание побеждать, а это в свою очередь вызывает необходимость совершенствоваться.

Победы, конечно, приносят радость, но полезны и поражения. Часто с них начинается ценнейшее качество – самовоспитание. Признание своих ошибок, а без этого невозможно совершенствоваться – это уже начало борьбы с ними. Теперь уже учащийся сам предъявляет себе такие требования, какие к нему предъявлял преподаватель.

И еще об одном качестве шашек. Исследование психолога Л.С.Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такое количество умственной работы, какое он совершенно не может одолеть в обычной учебной ситуации.

Это явление легко понять. В процессе игры им движет увлеченность. Если учение – это подготовка к жизни, значение которой ребенок не может понять, то игра – это естественный вид его жизни. Родители иногда ограждают детей от игры, считая, что это большая умственная нагрузка. Практически же мы наблюдаем обратное – игра восстанавливает и дает ребенку прилив сил.

Еще Платон писал: «Обучай своих детей наукам не насильно, а играючи».

Игра требует подчинения правилам, которые  воспитывают справедливость, честность, уважение к партнеру и его правам.

Характер борьбы приучает к самоограничению, побуждает произвольно управлять собой. Вот истоки дисциплины, которая как черта характера рождается и закрепляется только в деятельности.

Шашки называют маленькой моделью жизни. Действительно, благодаря беспрерывной смене ситуаций на доске, играющему даже в одной партии удается пережить гораздо больше всевозможных психических процессов, состояний и эмоций, чем в повседневной жизни.

Если шашки – модель, то в руках учителя, оснащенного педагогикой и психологией, они приобретают огромную воспитательную силу, так как модель управляема. Разработав систему игровых ситуаций, можно запрограммировать воспитательные воздействия. Для шашечной игры характерна проблемность. Каждым своим ходом партнеры создают друг другу проблемную ситуацию, а поиск ответного хода – это начало мышления.

Шашки – это интеллектуальный спорт, в котором каждый стремится к победе. Игровые ситуации с остроконфликтными драматическими моментами мобилизуют все силы играющего. В игре он впервые узнает об истинных пределах своих сил и возможностей. Игра не прощает рассеянности, нерешительности и ошибок. Играющего все время подстерегают внезапные осложнения, которые щедро готовит партнер. Характер борьбы приучает не теряться, владеть и управлять собой в неожиданно возникающих не стереотипичных  ситуациях. Тут не приходится «полжизни» ждать, когда оно придет, твое «мгновение», чтобы проявить все свои способности и возможности.

Научно-техническая революция создала огромные скорости, сложнейшую технику и поток информации. Это предъявляет повышенные требования к силе психических процессов у обслуживающего персонала. Естественно, что возник социальный «заказ», воспитать у таких работников психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти качества трудно воспитать в зрелом возрасте. Тренировку нужно начинать с детства, постепенно увеличивая нагрузку.

В отличие от взрослого, у ребенка абстрактное мышление почти не развито. Он ориентируется в предметном мире, опираясь, главным образом, на наглядно-действенное мышление, позволяющее взять предмет в руки, переставить, передвинуть, разобрать. Решая задачу, ученик может испробовать различные варианты. Этот метод «проб и ошибок», опирающийся на материальные или материализованные действия, в соревнованиях полностью исключается. Правила игры не допускают даже прикосновения с целью облегчить себе расчет. От первого и до последнего хода это процесс абстрактного мышления. У старших учащихся и у взрослых, кроме этого, вырабатывается навык самостоятельно принимать окончательные решения в любой жизненной ситуации. Это очень важное профессиональное качество.

Велика роль шашек и в эстетическом воспитании. Красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют любителям истинное наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, мало причастных к ним.

Не следует, однако, наивно полагать, что достаточно научить ребенка правильно играть и все остальное образуется. Шашки принесут желаемые результаты не стихийно, а только тогда, когда будут педагогически организованы и управляемы. Среди взрослых эти игры распространены, как вид спорта и досуга. В отличие от бесполезных игр, «убивающих» время, эти воспитывающие игры развивают личностные качества, создают духовные ценности, имеющие общественное значение. Приобретенные в игре творческие способности человек немедленно применяет в сфере производства. Игра требует ясности ума и мобилизации духовных сил. Систематическая игра, ставшая с детства потребностью, вырабатывает привычку к умственной деятельности и культурному использованию свободного времени. Отдыхая, познавай и совершенствуйся! Вот решение одного из аспектов рационального использования свободного времени.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (в возрасте 7-11 лет).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.  Количество часов в неделю – 2ч.

Продолжительность занятия 45 минут с обязательным применением физминутки.

Основная цель работы клуба:  популяризация шашек среди учащихся школы, совершенствование теоретических знаний, овладение принципами построения дебютного репертуара, создание системы психологической и физической подготовки, углубленное изучение ходов шашечной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях.

Задачи:

  1. Формирование коммуникативной компетентности:
  • координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
  • формирование социально адекватных способов поведения.
  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
  • воспитание целеустремлённости и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество,  принимать решения.
  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Дать учащимся знание основных приемов тактики и стратегии шашечной игры;
  3. Познакомить учащихся с примерами применения приемов тактики и стратегии в дебюте, в миттельшпиле и в эндшпиле шашечной партии;
  4. Прививать учащимся навыки применения изученных приемов в практической игре;
  5. Познакомить учащихся с историей зарождения и развития шашечной игры в Мире;
  6. Прививать учащимся чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;
  7. Познакомить учащихся с шашечными играми стран и народностей Мира;
  8. Прививать учащимся основные навыки шашечного мышления: оценка, выбор продолжения, анализ исполнения.

Срок реализации программы: 1 год.

Формы и методы работы:

Формы организации деятельности

  1. групповая,
  2. коллективная
  3. индивидуальная

Формы занятий

  1. Беседа
  2. Просмотр кинофильмов
  3. Видеолектории
  4. Настольные игры
  5. Турниры по шашкам
  6. Проведение соревнований

Формы подведения итогов:

  1. Итоги соревнований
  2. Вручение грамот

Содержание курса

  1. Шахматная доска и фигуры (2 ч)

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

  1. Ходы и взятие фигур (4 ч)

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  1. Цель и результат шашечной партии (4 ч)

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

  1. Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

  1. Особенности хода «дамки» (2 ч)

    Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  1. Тактические приемы и особенности их применения (8 ч)

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

  1. Шашечный турнир (2 ч). Игры в парах. Игры в командах.
  2. Игра «уголки» (2 ч). Правила игры «Уголки». Игровая практика «Уголки».
  3. Игра «поддавки» (2 ч). Правила игры «Поддавки». Игровая практика «Поддавки».
  4. Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.

 

Структура курса

 

Содержание курса Кол-во часов Перечень универсальных действий обучающихся
Шахматная доска и фигуры 2 Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

Ходы и взятие фигур 7 Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять

поиск необходимой информации

в специальной

и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Цель и результат шашечной партии 7 Регулятивные:

уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства .

Познавательные:

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Коммуникативные:

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Общие принципы разыгрывание партии 11 Регулятивные:

уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства

(учебник, тетрадь открытий).

Познавательные:

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Коммуникативные:

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Особенности хода «дамки» 4 Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками

и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Коммуникативные:

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра

Тактические приемы и особенности их применения 18 Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации  в специальной

и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Шашечный турнир 6 Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять

поиск необходимой информации

в специальной

и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Игра «Уголки» 4 Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять

поиск необходимой информации

в специальной

и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Игра «Поддавки» 4 Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять

поиск необходимой информации

в специальной

и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Шашечный турнир 2 Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

осуществлять

поиск необходимой информации

в специальной

и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Подведение итогов года 1
Итого 66


Тематическое планирование

Дата Тема Кол-во часов Содержание Форма организации учебного занятия
план факт Теория Практика
Шахматная доска и фигуры (2 ч)
1 Место  шашек в мировой культуре. 1 Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Беседа, видеолекторий.
2 Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. 1
Ходы и взятие фигур(7ч)
3 Ходы пешкой. 1 Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Видеолекторий, настольные игры.
4-   5 Упражнения  на выполнение ходов пешками. 2
6 Маршруты движения фигур. 1
7-  8- 9 Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 3
Цель и результат шашечной партии(7 ч)
10 Обучение алгоритму хода. 1 Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Видеолекторий, настольные игры.
11-12 Открытые и двойные ходы. 2
13 Выигрыш, ничья, виды ничьей.   1
14-15-16 Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 3
Общие принципы разыгрывание партии (11 ч)
17 Понятие о шашечном турнире. 1 Понятие о шашечном турнире.правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. Видеолекторий, настольные игры.
18-19 Правила поведения при игре в шашечных турнирах. 2
20-21 Анализ учебных партий 2
22 Правила поведения в соревнованиях. 1
23-24 Анализ учебных партий, игровая практика. 2
25-26-27 Игровая практика. 3
Особенности хода «дамки»(4 ч)
28 Понятие «Дамка» 1 Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Видеолекторий, настольные игры.
29-30-31 Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. 3
Тактические приемы и особенности их применения (18ч)
32 Слабость крайней горизонтали. 1 Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. Видеолекторий, настольные игры.
33-34-35 Слабость крайней горизонтали. Игровая практика. 3
36-37-38 Двойной удар

Игровая практика

3
39-40-41 Открытое нападение

Игровая практика

3
42 Понятие о комбинации. 1
43-44 Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. 2
45-46-47 Освобождение пространства, уничтожение защиты. 3
48-49 Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. 2
Шашечный турнир 6ч)
50-51-52-53 Шашечный турнир (игра в парах) 4 Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся Настольные игры.
54-55 Шашечный турнир (командная игра) 2
Игра «Уголки»(4ч)
56 Правила игры «Уголки» 1 Настольные игры.
57-58-59 Игровая практика.

«Уголки»

3
Игра «Поддавки» (4ч)
60 Правила игры «Поддавки» 1 Настольные игры.
61-62-63 Игровая практика.

«Поддавки»

3
Шашечный турнир (2ч)
64-65 Шашечный турнир (игра в парах).

Сеанс одновременной игры с опытными спортсменами

2 Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Подведение итогов года (ч)
66 Подведение итогов года 1 Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся Презентация успехов
ИТОГО: 13 53

 

Информационно-методическое обеспечение

  1. Литература:

Список  используемой литературы для детей:

  • Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 — №3
  • Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. — №4

Список  используемой литературы для учителя

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
  • Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 — №3
  • Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. — №4
  1. Программные ресурсы:

//festival.1september.ru/articles/644923/

//shashkinn.ru/programmy-po-shashkam/

//www.shashkivsem.ru/programmy

//www.onlinehomebusiness.ru/site_12504.html

  1. Интернет-ресурсы:

//sport.ch-lib.ru/shashki.html

//www.shashkivsem.ru/shashki-v-internet

  1. Информационно-коммуникативные средства:
  • персональные компьютеры
  • internet.
  1. Технические средства обучения:
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Сканер
  • Фотоаппарат
  1. Учебно-практическое оборудование:
  •   Шашки и шашечная доска (комплект)

Планируемые результаты

Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Шашки».

Личностные результаты:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Познавательные УУД:

  • ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
  • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.
  • умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Сравнивать, находить общее и различие.
  • Уметь ориентироваться на шахматной доске.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

К концу изучения курса дети должны знать:

  • шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
  • названия шашечных фигур: шашка, дамка.

К концу изучения курса дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Инструкция по технике безопасности  при проведении занятий по шашкам. 

  1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям шашками  допускаются дети, прошедшие инструктаж по технике безопасности и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по шашкам  соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по шашкам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

  • травмы при падении со сломанного стула;
  • искривление позвоночника при неправильном подборе стула;
  • выполнение упражнений после длительного пребывания за столом.

1.4. При проведении занятий по шашкам должна быть медаптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить  преподавателю, который сообщает об этом администрации учреждения. При не исправности инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом  преподавателю.

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

  1. Требования безопасности перед началом занятий

2.1.Проверить инвентарь (стол, стулья), освещение

2.2. Проветрить помещение,. 

  1. Требования безопасности во время занятий

3.1.Не раскачиваться на стуле,

3.2. Во избежание искривления позвоночника следить за осанкой.

3.3. Не начинать занятие без разрешения  преподавателя, не оставлять без присмотра  инвентарь.

3.4. Не подавать снаряд для игры друг другу броском.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю

4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

  1. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Сложить  в коробки и убрать в отведенное место для хранения  инвентарь.

5.2.Организованно покинуть место проведения занятий.