«Создаем полезное и прекрасное»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Создаем полезное и прекрасное»

Возраст детей с 7 лет по 10 лет. Срок реализации программы 1 год

 

Оглавление

1.Пояснительная записка__________________________________________3 — 4

  1. Содержание программы ________________________________________4 — 6
  2. Учебный план ________________________________________________ 7 — 9
  3. Рабочая программа ____________________________________________10 — 15
  4. Оценочные материалы _________________________________________15
  5. Список литературы ____________________________________________15

Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Новизна программы:

Данная программа позволяет создать более широкие возможности для развития творческой личности. Учащиеся получают последовательные знания, умения, навыки работы с нитью, спицами, крючком, с иглой, с ножницами и т.д. Изучают условные обозначения , это помогает им зарисовать схемы, свободно пользоваться ими. После освоения основных приемов изготовления игрушек, учащиеся приступают к изготовлению более объемных и сложных изделий, которые  отличаются своей неповторимостью.

Актуальность программы:

Очень важно, чтобы ребенок  мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Этому способствуют занятия данного кружка.

Все практические занятия строятся по принципу от простого к сложному. Могут быть творческими, индивидуальными и коллективными. Данная программа рассчитана на 68 часов. Теории следует отводить не более 15-20 минут на каждом занятии. Образцы готовых изделий  и игрушек являются учебно-наглядными пособиями, используются на районных, методических и школьных выставках. Это способствует успешному обучению. Особый интерес представляют изделия, если они изготовлены самими учащимися. Образцы должны быть выполнены аккуратно, из лучших изделий оформляется выставка.

Руководитель кружка, в зависимости от интересов учащихся может вносить изменения в программу или дополнения.

Педагогическая целесообразность — позволяет  решить проблему занятости свободного времени детей, пробуждение интереса к новой деятельности.

Принимаются все желающие дети в возрасте от 7 до 10 лет.

Формы и методы обучения 

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:

 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

– словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

– наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

– репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

– исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

— индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

— групповой – организация работы в группах;

— индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,5 лет -11 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Занятия проводятся  2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

Срок реализации программы 1 год.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего “Я”. При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Режим занятий: вторник 12.40 – 13.20, пятница 12.40 – 13.20

 

Содержание программы

Срок реализации программы -1 год

Количество учащихся  в группе – 9 человек

Учебная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 45 минут, 68 ч. в год.

Цель кружка:

Цель кружка «Создаем полезное и прекрасное»: изготовление забавных игрушек, поделок из различных материалов, научить детей делать игрушки своими руками. Дать детям почувствовать радость творческого процесса, самим увидеть как из простых кусочков ткани, бумаги, проволоки получаются прекрасные игрушки. Игра и игрушка неотделимы, а где игрушка там детство, там сказка. Первое знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Задачи программы: «Создаем полезное и прекрасное»

  1. Духовно-эмоциональное обогащение личности:

а) формирование представлений о гармоническом единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

б) воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему;

в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;

г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.

  1. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
  2. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.
  3. Расширение кругозора.
  4. Развитие руки, глазомера через формирование практических умений.

Учащиеся начальных классов должны иметь представление:

— О значении продуктивной практической деятельности;

— О социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, о ценности культурных традиций;

— О гармонии окружающей предметной среды и ее связи с миром природы.

У учащихся должны быть сформулированы знания и умения:

— Знание культуры и организации труда, рациональной, эстетической и безопасной работы;

— Знание способов обработки материалов, понимание их утилитарно-конструктивного и художественного смысла, знание возможностей использования ручных инструментов;

— Умение работать по простой технико-технологической документации (эскизу, чертежу, схеме и пр.).

— Умение самостоятельно анализировать конструкции изделия и воссоздавать их по образцу, усовершенствовать конструкции в соответствии с поставленной задачей;

— Умение мысленно преобразовывать конструкции на плоскости или в объеме и практически их воплощать;

— Умение создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;

— Умение творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно-художественной задачи.

 

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

– слушать и понимать речь других.

       Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Оценочные материалы:

        Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Составление альбома лучших работ.
  2. Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе,

3.Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

  1. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления —   простой карандаш,  линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные  для вышивания, булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный; цветы, соцветия, шишки,  катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Учебный план

№ п/п Форма занятий Приемы и методы Дидактический материал Техническая оснащенность
1. 1 занятие Групповое Рассказ, показ, беседа, просмотр выставки Литературные источники, фотографии Классная доска
2. 2-4 занятие групповая, индивидуальная Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных цветов Цветная бумага, клей, ножницы, образцы изделий
3. 5-6 занятие

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных костюмов Цветная бумага, клей, ножницы, образцы изделий, выкройки
4. 7-10 занятие

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных игрушек  из природных материалов Образцы изделий, природный материал, ножницы, клей, иголки, нитки, проволока.
5. 11-14 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных вышивок крестом Нитки, ножницы, образцы изделий, канва.
6. 15-18 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных изделий из теста Образцы изделий, мука, соль, вода, гуашь, кисточки, краски.
7. 19-20 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных елочек Нитки, ножницы, образцы изделий, ткань.
8. 21-22 занятие

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных снежинок Цветная бумага, клей, ножницы, образцы снежинок
9. 23-25 занятие

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, беседа Показ образцов различных изделий из бересты Береста, ножницы, клей, проволока, шаблоны
10. 26-28 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных мягких игрушек Нитки, ножницы, образцы изделий, ткань, нитки
11. 29-31 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных из скорлупы Бумага, ножницы, образцы изделий, скорлупа, клей, лак.
12. 32-34 занятия

Работа в парах, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных изделий Бумага компьютерная, ножницы, образцы изделий.
13. 35-37 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных образцов подставок для карандашей Нитки, ножницы, образцы изделий.
14. 38-40 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных образцов вышивок гладью Нитки, ножницы, образцы изделий.
15. 41-44 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных образцов шкатулок Нитки, ножницы, открытки, образцы изделий.
16. 45-47 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных образцов изделий из помпонов Нитки вязальные, ножницы,  образцы изделий.
17. 48-50 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных мягких игрушек Нитки, ножницы, образцы изделий, ткань, нитки
18. 51-52 занятия

Работа в парах, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных изделий из бросового материала Ткань, кожа, нитки,

пуговицы,  ножницы, образцы изделий.

19. 53-54 занятия индивидуальная Объяснение, показ, практические действия. Показ образцов различных образцов закладок Нитки, ножницы, образцы изделий, картон, иголки.
20. 55-56 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных игольниц Нитки, ножницы, образцы изделий, ткань, нитки
21. 57-58 занятие индивидуальная Объяснение, показ, практические действия Показ образцов различных образцов открыток Цветная компьютерная бумага, клей, ножницы, образцы изделий
22. 59-60 занятие

Групповая индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных образцов открыток Цветная компьютерная бумага, клей, ножницы, образцы изделий
23. 61 — 63 занятия

групповая, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных мягких игрушек Нитки, ножницы, образцы изделий, ткань, нитки
24. 64-65 занятие

Групповая индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных образцов подарков для выпускников Цветная компьютерная бумага, клей, ножницы, образцы изделий
25. 66-67 занятия

Работа в парах, индивидуальная

Объяснение, показ, практические действия, беседа Показ образцов различных изделий оригами «Лебедь», «Петух», «Ваза» и др. Бумага компьютерная, ножницы, образцы изделий.
26. 68 занятие

Групповая

Объяснение, показ, практические действия, беседа

Календарно-учебный график

 

№п/п Тема Количество часов Теоретические Практические Форма контроля Дата

проведения

1 Вводное занятие. Знакомство с планом работы. 45 мин. 10мин. 35 мин. Краткая запись в тетрадь
2 Работа с бумагой. «Ромашка» (заготовка деталей) 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
3 Работа с бумагой. «Ромашка» (сборка  деталей) 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, беседа
4 Работа с бумагой. «Ромашка» (самостоятельное изготовление цветка) 45 мин. 15 мин. 30 мин. Сравнение с образцами
5 Изготовление костюмов для праздника «Осень»(бумага) 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ, сравнение с образцами
6 Изготовление костюмов для праздника «Осень» (сборка, склеивание) 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ.
7 Работа с природным материалом «Лебедь» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа, сравнение с образцами.
8 Работа с природным материалом «Лебедь» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Выставка лучших работ
9 Работа с природным материалом «Ежик» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ, сравнение с образцами.
10 Работа с природным материалом «Лесовичок» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ, сравнение с образцами.
11 Вышивание крестиком «Цыплята» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа, ответы на вопросы
12 Вышивание крестиком «Цыплята» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Выставка лучших работ
13 Вышивание крестиком «Дельфин» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа, сравнение с образцами.
14 Вышивание крестиком «Дельфин» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Выставка лучших работ.
15 Работа с соленым тестом. «Грибы» (приготовление теста) 45 мин. 10 мин. 35 мин. Беседа, сравнение с образцами.
16 Работа с соленым тестом. «Грибы» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ, сравнение с образцами.
17 Народные игрушки. Работа с соленым тестом. «Барыня» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Сравнение с образцами.
18 Народные игрушки. Работа с соленым тестом. «Барыня» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ
19 «Елочка» — работа с тканью (заготовка шаблонов) 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответы на вопросы,

сравнение с образцами.

20 «Елочка» — работа с тканью (сшивание деталей) 45 мин. 15 мин. 30 мин. Выставка лучших работ, сравнение с образцами.
21 Новогодняя игрушка «Снежинка». Работа с бумагой 45 мин. 10 мин. 35 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
22 Новогодняя игрушка «Снежинка». Работа с бумагой 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ.
23 Цветы. Работа с берестой. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
24 Цветы. Работа с берестой. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа
25 Цветы. Работа с берестой. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Выставка лучших работ
26 Работа с тканью. Мягкая игрушка «Курочка» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Беседа
27 Работа с тканью. Мягкая игрушка «Курочка» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
28 Работа с тканью. Мягкая игрушка «Курочка» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ
29 Изготовление коробочки из яичной скорлупы. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа
30 Изготовление коробочки из яичной скорлупы. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
31 Изготовление коробочки из яичной скорлупы. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Выставка лучших работ
32 Удивительный мир оригами. Цветы. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
33 Удивительный мир оригами. Цветы. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Беседа, выставка лучших работ.
34 Удивительный мир оригами. Цветы. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ
35 Вязание крючком «Котенок». 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы
36 Вязание крючком «Котенок». 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
37 Вязание крючком «Котенок». Оформление игрушки. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа, выставка лучших работ.
38 Картины природы. Вышивание гладью. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
39 Картины природы. Вышивание гладью. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
40 Картины природы. Вышивание гладью. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответы на вопросы
41 Изготовление шкатулки из открыток. 45 мин. 10 мин. 35 мин. сравнение с образцами
42 Изготовление шкатулки из открыток. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
43 Изготовление шкатулки из открыток. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ
44 Изготовление шкатулки из открыток. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Беседа, выставка лучших работ.
45 Работа с пряжей. «Цыпленок» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
46 Работа с пряжей. «Цыпленок» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа
47 Работа с пряжей. «Цыпленок» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Выставка лучших работ.
48 Мягкая игрушка «Тигренок» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
49 Мягкая игрушка «Тигренок» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ
50 Мягкая игрушка «Тигренок» 45 мин. 10 мин. 35 мин. Беседа, выставка лучших работ.
51 Игрушки небывальщины (работа по замыслу). 45 мин. 10 мин. 35 мин. Сравнение с образцами
52 Игрушки небывальщины (работа по замыслу). 45 мин. 10 мин. 35 мин. Беседа, выставка лучших работ.
53 Закладка с использованием вышивки. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
54 Закладка с использованием вышивки. 45 мин. 15 мин. 30 мин. Выставка лучших работ
55 Игольница “Грибок”, “Ромашка”. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
56 Игольница “Грибок”, “Ромашка”. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка
57 Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Беседа
58 Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом. 45 мин. 10 мин. 35 мин. Беседа, выставка лучших работ.
59 Работа с бумагой. Изготовление открытки для ветеранов к 9 Мая 45 мин. 10 мин. 35 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
60 Работа с бумагой. Изготовление открытки для ветеранов к 9 Мая 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ
61 Мягкая игрушка «Котенок» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответы на вопросы
62 Мягкая игрушка «Котенок» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа, выставка лучших работ.
63 Мягкая игрушка «Котенок» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа, выставка лучших работ.
64 Изготовление подарков для выпускников 45 мин. 10 мин. 35 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
65 Изготовление подарков для выпускников 45 мин. 10 мин. 35 мин. Выставка лучших работ
66 Оригами «Лебедь» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Беседа, ответ на вопросы
67 Оригами «Лебедь» 45 мин. 15 мин. 30 мин. Ответ на вопросы, сравнение с образцами
68 Оформление выставки 45 мин. 5 мин. 40 мин. Вручение грамот, подарков.

 

                                                          Оценочные материалы

  1. Составление альбома лучших работ.
  2. Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе,

3.Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

  1. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

5.Анкетирование учащихся с целью удовлетворенности работой кружка

                                                                Список литературы:

  1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” – М., 2007 г.
  2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
  3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” – М., 1998 г.
  4. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” – М., 1987 г.
  5. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” – М., 2008 г.
  6. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” – М., 1990
  7. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” – М., 2008 г.

9.А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах»,

М.Просвещение, 2005г.

10.А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2006г.

11.Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.

12.Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов, М.Просвещение,2006г.

13.Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 2008г.

14.Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” – М., 1987 г.

15.В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.

16.Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

17.В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

18.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

19.Д.Люцкевич. Роспись по стеклу. -М.: «Эксмо», 2008г.

  1. Ю. Марьина. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

Интернет ресурсы.

//stranamasterov.ru

//www.encyclopedia.ru/

//www.nachalka.ru/