Театральный «Гармония»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа театральной студии «Гармония» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПиНа, на основе учебно-методических пособий Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра в общеобразовательной школе. Программа предназначена для детей среднего и младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения (2 часа в неделю, 68 часов в год).

Школьный возраст – наиболее ответственный этап детства. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии ребят предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося. Все школьники – творцы, у каждого есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят детский театр. Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на ребят целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Благодаря занятиям в школьном театре жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Возникшая в XX веке и построенная на принципах коммерциализации, тиражирование, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человека. происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.

В основу программы были положены следующие принципы:

  1. принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; — принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
  2. принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал).

3 — принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Основные цели:

  1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
  2. Развить творческие способность, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

  1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
  2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства
  6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
  7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  8. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  9. Развивать чувство ритма и координацию движения;
  10. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  11. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Виды универсальных учебных действий, формируемых на занятиях:

1). Личностные действия: самоопределение (личностное, жизненное), смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самостоятельность, развитие волевых качеств.

2).Регулятивные действия (оценка, контроль и самоконтроль, коррекция поведения, саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

3). Познавательные действия: общеучебные универсальные действия (выделение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); логические универсальные действия (установление причинно-следственных связей).

   4). Коммуникативные действия: умение доносить свою позицию до других,          

    владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать   

    другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя

    с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что- то сообща.

Формы и методы работы

Форма занятий — групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.

Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

                                     Тематическое планирование

№     темы занятий количество часов
1. Беседа об истории театра. Любительский театр. 2
2.

 

Учебные театральные миниатюры 15
3. Просмотр профессионального спектакля 2.
4. Беседа. Театральные профессии. 2
5. Чтение пьес и выбор постановочного материала 4
6. Просмотр профессионального театрального спектакля 2
7 Репетиция пьес 34
8 Премьеры пьес. 2
9 Обсуждение спектакля. 2
10 Разучивание и чтение стихов 3
Итого 68

 Содержание деятельности

Любительские занятия театром. Роль театра в культуре, основные вехи театрального искусства.

Театральные миниатюры. Актерский этюд. Наблюдения актера. Лаборатория актера и режиссера. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах.

Театральные профессии. Просмотр профессионального спектакля. Профессии режиссера, художника, бутафора, осветителя.

Пьеса- сказка. Просмотр профессионального театрального спектакля. Драматургический замысел. Репетиции пьесы-сказки. Представление пьесы.                                                    

Тема занятия                               часы   Виды деятельности
1 Беседа об истории театра 1 Беседа о видах театра, просмотр презентации
2. Любительский театр. 1 Просмотр фотографий (слайд-шоу) любительских коллектива
3-4. Учебные театральные миниатюры. Сценическая речь 2 Проговаривания скороговорок, работ над дыханием, разыгрывание миниатюр
5-6. Учебные театральные миниатюры. Сценическая речь 2 Проговаривания скороговорок, работ над ударением, логическими паузами и др, разыгрывание миниатюр
7-8. Учебные театральные миниатюры. Сценическое мастерство 2 Разыгрывание миниатюр
9-10. Учебные театральные миниатюры. Декорации. 2 Создание декораций, разыгрывание миниатюр
11-12. Учебные театральные миниатюры. Грим 2 Накладывание грима, разыгрывание миниатюр
13. Учебные театральные миниатюры. Костюм 1 Создание фантастического костюма, разыгрывание миниатюр
14 Учебные театральные миниатюры. Сценические шумы. 1 Создание шумов, использование фонограмм, разыгрывание миниатюр
15 Учебные театральные миниатюры. Театральная музыка 1 Прослушивание музыки к различным спектаклям, разыгрывание миниатюр
16 Учебные театральные миниатюры. Драки и удары. 1 Тренировка ударов и драк, разыгрывание миниатюр
17 Учебные театральные миниатюры. Исчезновения и привидения. 1 Тренировка исчезновений, разыгрывание миниатюр
18 Просмотр профессионального спектакля 1 Посещение театра
19 Театральные профессии. Режиссер. 1 Беседа о спектакле, о работе режиссера, разгадывание кроссворда
20 Театральные профессии. Театральный художник. Бутафор. 1 Беседа о спектакле, о декорациях, просмотр эскизов декораций (слайд- шоу)
21 Театральные профессии. Осветитель. 1 Установка света, работа с установкой
22-23 Чтение пьес для школьных праздников и выбор постановочного материала 2 3 Беседа о содержании пьес-сказок (выбор пьесы)
24-25 Чтение пьес и выбор постановочного материала к Рождеству 2 Чтение пьесы (общее)
26 Просмотр профессионального театрального спектакля 1 Посещение театра
27-31 Репетиция пьесы. «Красная шапочка» 4 Распределение ролей, Чтение по ролям с определением необходимого реквизита Репетиция , работа над речью, жестами и др.
32-34 Репетиция пьесы. 3 работа над речью, жестами и др.
35-37 Репетиция пьесы 3 работа над речью, жестами и др.
38 Просмотр профессионального театрального спектакля 1 Посещение театра
39-40 Генеральная репетиция пьесы 2 Создание буклета, театральной афиши
41-42 Обсуждение сыгранной пьесы и чтение и выбор постановочного материала  к Пасхе. 2 Распределение ролей,  Чтение по ролям с определением необходимого реквизита Репетиция , работа над речью, жестами и др.
43-45 Репетиция пьесы «пасхальная радость» 3 чтение по ролям
46-48 Репетиция пьесы «Пасхальная радость» 3 работа над речью, жестами и др.
49-51 Репетиция пьесы. 3 Создание костюмов, декораций
52-54 Репетиция пьесы. 3 Создание костюмов, декораций
55-57 Репетиция пьесы. 3 Репетиция с декорациями. В костюмах
58-60 Репетиция пьесы. 3 Репетиция с декорациями. В костюмах
61-62- Генеральная репетиция пьесы 2 Создание буклета, театральной афиши
63 Премьера пьесы. 1 Представление зрителям спектакля.
64 Обсуждение спектакля. 1 Беседа о сыгранном спектакле.
66-67 Подготовка ко дню славянской письменности. 2 работа над речью разучивание стихов
68 Школьный праздник «День славянской письменности» 1 Чтение стихов

 Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня – приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; усвоение представлений о самопрезентации, понимание партнера.

Результаты второго уровня — получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Результаты третьего уровня — получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия. Овладение инструментами межличностного взаимодействия: ведение переговоров, исследование зрительского интереса, использование различных способов информирования.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за этот выбор) Регулятивные универсальные учебные действия (умения организовывать свою деятельность) Познавательные УУД (умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) Коммуникативные УУД (умение общаться , взаимодействовать с людьми)
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация ) Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе). Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность ) Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Составлять план действий по решению проблемы (задачи). Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ,интернетресурсы и пр.). Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание). Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и след- ствия) для получения необходимого результата — в том числе и для создания нового продукта. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что- то сообща.

 

                                               ТСО

Компьютер, магнитофон, диски с записью сказок и постановок, диски с музыкой 10 (классической и детской), видеокамера для анализа выступлений.

                                         Литература

  1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
  2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
  3. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
  4. Сборник сценариев для театрального кружка  Алянский Ю.Л. Азбука театра. — Ленинград , 2009 5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 2000
  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  7. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2003.

10.Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 2000.

11.Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2003.

12.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 2004. 13.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2006