Родной язык 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Родной язык» разработана на основе:

1.Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. №  273-ФЗ);

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

3.Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.20 15 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253»;

  1.  «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
  2.  «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44)

7.Примерной программы начального общего образования по русскому языку и программы образовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык». 1-4 класс» (Учебнометодический комплект «Школа России).,

8.На основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017 №ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»

  1. На основании  письма Министерства образования Тверской области от 24.11.2017 №29/17064-10 «О реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

В связи с отсутствием учебника по изучению родного языка реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений 2 класса; В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — М.: Просвещение,2016г., где русский язык изучается как государственный.

Целью изучения предмета «Родной язык (русский)» во втором классе является:

  • ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Родной язык» основных задач образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности обучающихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания.

Изучение русского языка во втором классе — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Программа направлена на достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 9ч ( 0,5 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

2 класс

Звуки: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.

Слово: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.

Предложения, текст, речь: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  2. Формирование _уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации ктворческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностями.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  1. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  2. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  3. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык».

Предметные результаты

  1. воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  3. формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; _
  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

К концу обучения обучающиеся научится:

— распознавать и вести этикетный диалог;

— отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

— находить по абзацным отступам смысловые части текста;

— выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

— осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

— выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

— сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

— сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

— определять тему, основную мысль несложного текста;

— определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

— подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

— сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

— знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

— реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

— продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

— вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться:

— оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;

— давать оценку невежливому речевому поведению.

— знать особенности диалога и монолога;

— анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

— использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

— знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

— пользоваться основными способами правки текста.

— анализировать типичную структуру рассказа;

— рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

— знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

— продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

— объяснять значение фотографии в газетном тексте;

— реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы

  • обучение грамоте,
  • развитие речи,
  • обучение грамматике
Название темы Количес тво

часов

Характеристика основных видов деятельности
Предложения, текст, речь

  1. Различение предложений по цели высказывания и интонации.
  2. Что такое текст.

Тема текста.

  1. Деление текста на части. Части текста и план.
  2. Типы текстов: описание и повествование.
  3. Типы текстов: научный и художественный.
2 Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Слова

  1. Слово.
  2. Слова, называющие предметы.
  3. Слова, называющие признаки, действия.
  4. Слово и предложение.

Изменение формы слова с помощью окончания.

  1. Неизменяемые слова.
  2. Однокоренные слова.
5 Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня

в однокоренных словах

7. Слово и его значение.
Звуки

1.Звуки речи и буквы.

  1. Обозначение звуков речи на письме.
  2. Ударные и

безударные гласные звуки в слове.

  1. Согласные звуки.
  2. Звонкие согласные
  3. звуки на конце слова.
2 Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное

обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Русский язык; учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях с приложением на электронном носителе; 2 класс; В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — М.: Просвещение, 2016
  2. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
  3. Волина В. 1000 игр с буквами и словами. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  4. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс / Т.Н.Соколова. — М.: Росткнига, 2009.
  5. Мастерская речевого творчества: «Играем, мечтаем, рассказываем»: Рабочая тетрадь для 2кл./ Синицын В.А.- М.:Росткнига, 2010.
  6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под редакцией проф. В.И.

Максимова.- М.: Гардарики, 2006.

Календарно- тематическое планирование 2 класс

№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
1 Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных 1 23.01
2 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 6.02
3 Одушевленные и неодушевленные имена существительные 1 20.02
4 Единственное и множественное число имен существительных 1 6.03
5 Единственное и множественное число глаголов 1 20.03
6 Что такое текст – описание 1  10.04
7 Текст – рассуждение.

Структура текста-рассуждения

1  24.04
8 Повторение по теме «Слово и его значение» 1 8.05
9 Обобщение знаний об изученных правилах правописания Упражнения в применении этих правил. 1  22.05