Биология 6 класс

Рабочая программа составлена на основе:

-Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. №  273-ФЗ);

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644);

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.20 15 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253»;

-Примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» — М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35часов (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

 

Место курса «Биология» 6 класс в учебном плане.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования

Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе — 35 часов (1ч в неделю).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

 

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 6 классе.

 

Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих  результатов:

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.   

Предметными результатами являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных признаков биологических объектов;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
  1. В эстетической сфере:
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Ученик научится:

  • • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

    • • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
    • • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
    • • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
    • • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
    • • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
    • • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

 

  • • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (12часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Резерв времени — 1 час.

 

Тематический планпо учебному предмету «Биология» (6 класс)

 

№ п/п Название темы (раздела) Количество часов на изучение Количество лабораторных работ
1 Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 15 Лаб.раб. 10
2 Раздел 2. Жизнь растений 12 Лаб.раб. 3
3 Раздел 3 Классификация растений 5 Лаб.раб. 1
4 Раздел 4. Природные сообщества 2
6 Резерв 1

 

Календарно- тематический план  по учебному предмету «Биология» (6 класс)

на 2018-2019учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока Плановые сроки изучения  учебного материала Скорректированные сроки изучения учебного материала
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)
1 1 Строение семян двудольных растений.

Л/р №1. «Изучение  строение семян двудольных растений».

3.09
2 2 Строение семян однодольных растений

Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений».

10.09
3 3 Виды корней и типы корневых систем. Строение корня.Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем». 17.09
4 4 Зоны корняЛ/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски». 24.09
5 5 Условия произрастания и видоизменение корней. 1.10
6 6 Побег и почки. Рост и развитие побега.

Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек

на стебле»

8.10
7 7 Внешнее строение листа. 15.10
8 8 Клеточное строение листа. 22.10
9 9 Видоизменение листьев. 12.11
10 10 Строение стебля. Многообразие стеблей.

Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева».

19.11
11 11 Видоизменённые побеги.

Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов

(корневище, клубень, луковица)

26.11
12 12 Строение цветка.Л/р № 8«Строение цветка. Различные виды соцветий». 3.12
13 13 Соцветия.Л/р № 9

«Строение цветка. Различные виды соцветий».

10.12
14 14 Плоды и их классификация.Л/р №10«Ознакомление с сухими и сочными плодами». 17.12
15 15 Распространение плодов и семян 24.12
Раздел 2. Жизнь растений (12 часов).
16 1 Минеральное питание растений. 31.12
17 2 Фотосинтез. 14.01
18 3 Дыхание растений. 21.01
19 4 Испарение воды. Листопад. 28.01
20 5 Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения

4.02
21 6 Прорастание семян.

Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев».

11.02
22 7 Способы размножения растений. 18.02
23 8 Размножение споровых растений. 25.02
24 9 Размножение голосеменных растений. 4.03
25 10 Размножение покрытосеменных растений. 11.03
26 11 Вегетативное размножение покрытосеменных растений.Л/р №13. «Вегетативное размножение комнатных растений». 18.03
27 12 Обобщающий урок  по теме «Жизнь растений» 1.04
Раздел 3 Классификация растений 5 часов
28 1 Систематика покрытосеменных растений. 8.04
29 2 Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные  и Розоцветные.

Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

15.04
30 3 Семейства Паслёновые и Мотыльковые,  Сложноцветные (Астровые). 22.04
31 4 Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). 6.05
32 5 Важнейшие сельскохозяйственные растения. 13.05
Раздел 4. Природные сообщества (2 ч)
33 1 Природные сообщества. Взаимосвязи

в растительномсообществе.

20.05
34 2 Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир.

27.05
35 3 Резерв

 

Итого часов В том числе:
уроков повторения контрольных работ практических (лабораторных) работ уроков развития речи
по программе 35 4 13
выполнено