Биология 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

 

  • Пояснительная записка

 

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

-Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. №  273-ФЗ);

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644);

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.20 15 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253»;

-На основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы И.Н.Пономаревой и др. «Животные».Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

Изучение  зоологии проводится  в течение одного учебного  года. Курс зоологии имеет комплексный  характер, включая основы различных зоологических наук:  морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии,  систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся.  Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой,  отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

 

Цели программы

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;

* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

 

Задачами курса «Биология 7 класс» являются:

Обучающие:создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 7 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний).

Развивающие:создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.

Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы и экскурсии,  предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются элементом комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе (возможна работа с тетрадью на печатной основе).

Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:

  • происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;
  • у учащихся формируются и развиваются  универсальные учебные действия (УУД);

Реализация программы осуществляется при использовании:

  1. Форм организации образовательного процесса:
  • Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
  1. Методов обучения:
  • Словесные: рассказ, беседа.
  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
  • Практические: лабораторная работа, работа со справочной  литературой.
  • Самостоятельные: письменные упражнения.

 

  1. Технологий обучения:
  • дифференцированное
  • проблемное, развивающее
  • разноуровневое обучение
  • игровые
  • проектные
  • здоровьесберегающие технологии
  1. Видов и форм контроля:

срезовые и итоговые тесты, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, отчет по лабораторной работе, творческое задание, проектная работа с учетом возрастных особенностей учащихся 7 класса.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается в7-м классе – 2 часа в неделю (70 часов).

 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

  1. Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
  •   знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  •   формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  •    сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
  1. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные УУД:

  •   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Личностные УУД:

  •    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

    

 Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

—   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

— умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач

— умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

  1. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

 

  1. Содержание учебного предмета
  2. Введение.Зоология -наука о животных. ( 5 ч.)

Зоология — наука о животных. Краткая история развития  зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных.

Экскурсия » Разнообразие животных в природе».

  1. Строение  тела  животных. (4ч.)

Клетка. Ткани, органы и системы органов.

 

  1. ПодцарствоПростейшие , или Одноклеточные ( 4ч).

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших.

Лабораторная работа№ 1 «Строение и передвижение инфузории- туфельки»

 

  1. Подцарство Многоклеточные.Кишечнополостные (2ч).

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.

 

  1. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5ч.)

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа№2   «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

 

  1. Тип Моллюски (4ч).

Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Лабораторная работа№3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

 

  1. Тип Членистоногие. (7 ч).

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые — вредители культур растений и переносчики заболеваний человека.

Лабораторная работа№4 «Внешнее строение насекомого».

 

  1. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. (6ч.)

Хордовые — примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Лабораторная работа№5«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

 

  1. Класс Земноводные, или Амфибии. (3ч.)

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.

 

  1. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (6ч.)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение.

 

  1. Класс Птицы. (8ч.)

Общая характеристика класса. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Лабораторная работа№6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Лабораторная работа№7 «Строение скелета птицы».

Экскурсия «Птицы леса (парка )».

 

  1. Класс Млекопитающие, или Звери. (11ч.)

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные , хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Лабораторная работа№ 8 «Строение скелета млекопитающих».

Экскурсия «Разнообразие млекопитающих».

 

 

  • Развитие животного мира на Земле. (4ч.)

 

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной».

 

  1. Тематическое планированиес определением основных видов учебной деятельности
Сквозная нумерация урока № урока в разделе (теме) Название раздела.

Тема  урока

Количество уроков по разделу, теме Предметные знания и умения.

УУД

План Факт.
Тема 1. Общие сведения о мире животных 5 часов Предметные знания и умения:

Определять понятия: «систематика»,  «зоология», «систематические категории».

Описывать и сравнивать царства органического мира. Классифицировать животных.

Обосновывать необходимость рационального использования животного мира и его охраны.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД:

Следовать установленнымправилам в планировании иконтроле способа решения.

Коммуникативные УУД:

владетьдиалоговой формойкоммуникации,формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес кновому учебному материалу и способам решения новой задачи

1 Зоология – наука о животных 1
2 Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. 1
3 Классификация животных и основные систематические группы. 1
4 Влияние человека на животных. 1
5 Контрольная работа №1 по теме «Общие сведения о мире животных» 1
Тема 2.Строение тела животных 4 часа Предметные знания и умения:

Знать особенности строения разных типов тканей животных. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей, давать определение ткани.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.

1 Клетка. 1
2 Ткани. 1
8.

9.

3

4

Органы и системы органов. 1

1

Тема 3.Подцарство простейшие 4 часа Предметные знания и умения:

Определять понятия: «простейшие»,  «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина», «инфузории», «колония», жгутиконосцы». Знакомство с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека.

Познавательные УУД:

проводить сравнение, классификацию изученных объектов позаданным критериям.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестнопринимать и сохранятьучебную задачу.

Коммуникативные УУД:

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками, самоопределение,

нравственно-этическое оценивание.

10. 1 Тип саркодовые и жгутиконосцы. 1
11. 2 Класс жгутиконосцы. 1
12. 3 Тип инфузории. Лабораторная работа№ 1 «Строение и передвижение инфузории — туфельки» 1
13. 4 Многообразие простейших. Паразитические простейшие. 1
Тема 4.Подцарство многоклеточные животные. 2часа Предметные знания и умения:

Определять понятия: «скелетные иглы»,  «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация».

Систематизировать знания при заполнении таблицы «Характерные черты строения Кишечнополостных».

Познавательные УУД

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

14. 1 Тип кишечнополостные. Общая характеристика. 1
15. 2 Тестирование по темам: Простейшие. Многоклеточные животные. 1
Тема 5. Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. 5 часов Предметные знания и умения:

называть признаки типов и классов, называть органы и системы органов, узнавать на рисунках представителей разных типов и классов, наблюдать за объектами, сравнивать их

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

16. 1 Тип Плоские черви. 1
17. 2 Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. 1
18. 3 Тип Круглые черви. Класс Нематод. 1
19. 4 Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Лабораторная работа №2   «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость». 1
20. 5 Тип Кольчатые черви. Класс малощетинковые черви. 1
Тема 6. Тип Моллюски 4 часа Предметные знания и умения:

Знать признаки типа, внешнее и внутреннее строение прудовика и беззубки, черты  приспособленности моллюсков к среде обитания, многообразие моллюсков и

их роль в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с  одноклассниками

21. 1 Общая характеристика типа 1
22. 2 Класс Брюхоногие моллюски 1
23. 3 Класс Двустворчатые моллюски 1
24. 4 Класс Головоногие моллюски. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». 1
Тема 7. Тип Членистоногие 6 часов Предметные знания и умения:

Называть признаки типа, классов;

Распознавать на рисунках, таблицах, в коллекциях представителей разных групп;

Находить их отделы тела;

Зарисовывать внешнее строение насекомых.

Познавательные УУД:умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах.

25. 1 Класс Ракообразные 1
26. 2 Класс Паукообразные 1
27. 3 Класс Насекомые. Внешнее строение. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение насекомого». 1
28. 4 Типы Развития и многообразие насекомых. 1
29. 5 Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. 1
30. 6 Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний. 1
Тема 8. Тип Хордовые 6 часов Предметные знания и умения:

Определять понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок» , «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный

скелет», «двухкамерное сердце».

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

31. 1 Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные. 1
32. 2 Подтип Черепные. Класс Рыбы. 1
33. 3 Внутреннее строение рыб. 1
34. 4 Особенности размножения рыб. 1
35. 5 Основные систематические группы рыб.Лабораторная работа №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». 1
36. 6 Промысловые рыбы. Их использование и охрана. 1
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии 3 часов Предметные знания и умения:

Знать признаки класса, внешнее и внутреннее строение земноводных, их размножение и развитие, отряды Хвостатых и Бесхвостых, происхождение земноводных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

37. 1 Места обитания и строение земноводных 1
38. 2 Строение и деятельность внутренних органов. 1
39. 4 Многообразие и значение земноводных. 1
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. 6 часа Предметные знания и умения:

Определять понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора

больших полушарий».

Определять понятие «панцирь».

Сравнивать изучаемые группы животных между собой.

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Познавательные УУД:умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД:умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

40. 1 Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. 1
41. 2 Внутренне строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. 1
42. 3 Многообразие пресмыкающихся. 1
43.

44.

45.

4 Значение и происхождение пресмыкающихся. 1

1

1

Тема 11. Класс Птицы. 8 часов Предметные знания и умения:

Определять понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки»  «роговые пластинки», «копчиковая железа».

Проводить наблюдения за внешним строением птиц.

Познавательные УУД:умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД:умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

46. 1 Среда обитания и внешнее строение птиц.Лабораторная работа №6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». 1
47. 2 Опорно-двигательная система птиц.Лабораторная работа №7 «Строение скелета птицы». 1
48. 3 Внутреннее строение птиц. 1
49. 4 Размножение и развитие птиц. 1
50. 5 Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. 1
51 6 Многообразие птиц. 1
52 7 Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. 1
53 8 Контрольная работа №5 по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» 1
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. 10 часов Предметные знания и умения:

Выявлять приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрировать примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

54 1 Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих». 1
55. 2 Внутреннее строение млекопитающих. 1
56. 3 Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. 1
57. 4 Происхождение и многообразие млекопитающих. 1
58. 5 Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. 1
59. 6 Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. 1
60. 7 Отряд Приматы. 1
61. 8 Экологические группы млекопитающих. 1
62. 9 Значение млекопитающих для человека. 1
63. 10 Контрольная работа №6 по теме «Млекопитающие» 1
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. 2 часа Предметные знания и умения:

Определять понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное

развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм».

Анализировать палеонтологические,

сравнительно анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных.

Описывать и характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы.

Выявлять факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса.

Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

64. 1 Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. 1
65. 2 Основные этапы развития животного мира на Земле. 1
66. Итоговое тестирование 1
67. Резерв 4

 

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процессаМультимедийный проектор;

  1. Наглядные пособия;
  2. Лабораторное оборудование:
  • предметные стекла;
  • покровные стекла;
  • микроскоп;
  • микропрепараты;
  • микроскоп лабораторный и ученический;
  1.  Печатные пособия:
  • таблицы;
  • карты;
  • атласы.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2009
  3. С.В. Суматохин, В.С.Кучменко.Биология.7 класс. Рабочая тетрадь № 1.– М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. С.В. Суматохин, В.С.Кучменко.Биология.7 класс. Рабочая тетрадь № 2.– М.: Вентана-Граф, 2010.
  5. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана — Граф, 2006.-176 с.
  6. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.
  7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010

 

Список литературы для учителя:

 

  • Бровкина Е.Т., Кузьмина Н.И.»Уроки зоологии» (М., «Просвещение», 1981 г.)
  • Яхонтов А.А.»Зоология для учителя» (М., «Просвещение», 1985 г.)
  • Рыков Н.А.»Зоология с основами экологии животных» (М., «Просвещение», 1985г.)
  • Медников Б.М.»Биология: формы и уровни жизни» (М., «Просвещение», 1994 г.)
  • Бинас А.В., Маш Р.Д. и др.»Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)
  • Луцкая Л.А., Никишов А.И.»Самостоятельные работы учащихся по зоологии» (М., «Просвещение», 1987 г.)
  • ЛернерГ.И.»Биология животных: тесты и задания» (М., «Аквариум», 2000 г.)
  • Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)
  • Теремов А.В., РохловВ.С.»Занимательная зоология»  (М., «АСТ-Пресс», 2002 г.)

 

 

Список литературы для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
  7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
  8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
  12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Животные.»

  1. Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;
  2. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Для полного освоения предметных результатов по курсу биологии 7 класса, учащиеся должны:

Знать

— основные систематические категории, царств живой природы, типов, классов и отрядов животных;

Характеризовать

— строение, функции клеток животных

— строение и жизнедеятельность животных разных систематических групп

-особенности питания автотрофных организмов и гетеротрофных

-размножение, рост, развитие животных разных систематических групп

-среды обитания организмов, экологические факторы

-природные сообщества, пищевые связи в них, роль животных как потребителей органического вещества в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе

Обосновывать

взаимосвязь строения и функций клеток, органов, организма и среды как основу целостности организма

-влияние деятельности человека на среду обитания

 


2018 — 2019 учебный год

Календарно-тематическое планирование

7 класс

Количество часов в неделю – 2 часа; всего – 70 часов

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /в.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология 7 класс. — М.: Вентана-Граф, 2015

 

Дата Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся
план факт
Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)
3.09 1. Зоология — наука о животных Выявлять признаки сходства и различия животных и растений.

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах

6.09 2. Животные и окружающая среда Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни.
10.09 3. Классификация животных. Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов. Характеризовать критерии основной единицы классификации.
13.09 4. Влияние человека на животных. Научиться определять прямое и косвенное влияние человека на животных. Положительное и отрицательное. Красная книга.
17.09 5. Краткая история развития зоологии как науки. Этапы становления развития науки зоологии с первобытных времен.
Тема 2. Строение тела животных (4 ч)
20.09 6.1. Клетка Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки.

Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток.

24.09 7.2. Ткани. Называть типы тканей животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

27.09 8.3. Органы и системы органов Характеризовать органы и системы органов животных.

Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме.

1.10 9.4. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Строение тела животных» Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Тема 3. Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)
4.10 10.1. Общая характеристика Простейших.

Класс Саркодовые

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы.

Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Установить взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея.

Обосновывать роль простейших в экосистемах

8.10 11.2. Класс Жгутиконосцы Характеризовать среду обитания жгутиконосцев.

Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зелёной.

Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиковых.

Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

11.10 12.3. Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1

«Изучение одноклеточных животных»

Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с жгутиконосцами.

Наблюдать простейших под микроскопом. Фиксировать результаты наблюдений

Обобщать, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете обращения с лабораторным оборудованием

15.10 13/4. Обобщение и систематизация знаний по теме «Простейшие». Тестирование № 1. Объяснять происхождение простейших. Распознавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм

в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими.

Тема 4. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (18 ч.)
18.10 14.1. Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Описывать основные признаки Многоклеточных.

Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения.

Объяснять на примере гидры наличие лучевой симметрии у кишечнополостных.

Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими

22.10 15.2. Разнообразие кишечнополостных Определять представителей типа на рисунках, фотографиях.

Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника.

Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных

медуз.

25.10 16.3. Тип Плоские черви. Признаки типа. Описывать основные признаки типа Плоские черви.

Называть основных представителей класса

Ресничные черви. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей.

Проводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению

с кишечнополостными. Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей.

8.11 17.4. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Описывать характерные черты строения круглых червей.

Находить признаки отличия первичной полости от кишечной. Соблюдать правила личной гигиены в целях

профилактики заражения круглыми червями

12.11 18.5. Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение».

Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми.Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях.
15.11 19.6. Малощетинковые кольчатые черви. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
19.11 20.7. Многощетинковые кольчатые черви. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
22.11 21.8. Общая характеристика Моллюсков Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков. Называть основные черты сходств и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.
26.11 22.9 Класс Брюхоногие и

Лабораторная работа № 3

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов. Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков.
29.11 23.10. Двухстворчатые моллюски Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов. Характеризовать способы питания двустворчатых моллюсков.
3.12 24.11.. Класс Головоногие моллюски Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков. Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты.
6.12 25.12.Общая характеристика типа Членистоногих. Класс Ракообразные Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие. Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.

10.12 26.13. Класс Ракообразные Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие. Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.

13.12 27.14. Класс Паукообразные. Паук-крестовик Выявлять характерные признаки класса Паукообразные.

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях. Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных с образом жизни.

Аргументировать необходимость соблюдения мер безопасности от заражения клещевым энцефалитом

17.12 28.15. Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение насекомого»

Выявлять характерные признаки класса Насекомые. Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием
20.12 29.16. Типы развития насекомых. Отряды насекомых. Характеризовать типы развития насекомых.

Объяснять принципы классификации насекомых.

24.12 30.17. Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Охрана насекомых Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл, муравьёв.

Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий. Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности.

27.12 31.18. Насекомые вредители сельского хозяйства. Объяснять роль насекомых вредителей с\х. и особенности их жизнедеятельности. Методы борьбы.
Тема 5. Многоклеточные животные. Позвоночные. (35 ч.)
31.12 30.1 Хордовые Выделять основные признаки хордовых. Отличие беспозвоночных от позвоночных.
10.01 30.2.Ланцетник Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника.

Обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых.

14.01 31.3 Внешнее строение рыбы. Лабораторная работа № 5

«Внешнее строение и особенности

передвижения рыбы»

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.

Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете

17.01 32.4.Внутреннее строение рыб.  Характеризовать особенности внутреннего строения рыб. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.

Наблюдать и описывать внутреннее строение и особенности систем рыб.

21.01 33.5. Размножение рыб. Объяснить принципы классификации рыб.

Устанавливать систематическую принадлежность рыб.

Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы.

24.01 34.6. Костные рыбы. Различать на рисунках, фотографиях основные группы промысловых рыб.
28.01 35.7.Разведение рыб. Промысловое значение рыб. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Рыбы». Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла.

Называть наиболее распространённые виды

рыб и объяснять их значение в жизни человека.

Проектировать меры по охране ценных групп рыб.

31.01 36.8.  Общая характеристика земноводных. Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания. Осваивать приёмы работы с определителем

животных. Устанавливать взаимосвязь строения кожного

покрова и образа жизни амфибий.

4.02 37.9. Особенности строения земноводных Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой

обитания.

Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы.

7.02 38.10. Разнообразие и значение земноводных Обобщение и систематизация знаний по теме «Земноводные» Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным

объектам.

Характеризовать роль земноводных и природных биоценозах и в жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организмов со средой обитания.

11.02 39.11. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий.

Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше

14.02 40.12. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их

функций и среды обитания.

Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

18.02 41.13. Происхождение пресмыкающихся. Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
21.02 42.14. Разнообразие пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые Определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям.

Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов.

Соблюдать меры предосторожности в природе с целью предупреждения укусов ядовитых змей

25.02 43.15 Отряды черепахи и крокодилы. Значение пресмыкающихся.

Обобщение знаний по теме «Земноводные»

Характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека.

Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.

Аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания.

28.02 44.16 Тестирование № 5 по темам «Земноводные» и «Пресмыкающиеся» Уметь отвечать на поставленные вопросы.
4.03 45.17. Общая характеристика класса Птицы. Внешнее строение птиц

Лабораторная работа № 6

«Строение перьев»

Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту.

Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете

7.03 46.18. Внутреннее строение птиц

Лабораторная работа № 7

«Строение скелета птицы»

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.

Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц.

Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

11.03 47.19. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения.

Объяснять строение яйца и назначение его частей.

Описывать этапы формирования яйца и развития в нем зародыша.

Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях

14.03 48.20. Пингвины. Страусообразные Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.
18.03 49.21. Хищные птицы Объяснять принципы классификации птиц.

Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа.

Называть признаки выделения экологических групп.

Приводить примеры классификации птиц по

типу питания, местам обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

28.03 50.22. Отряды куриные и гусеобразные Характеризовать роль птиц в природных сообществах. Называть основные породы домашних птиц и цепи их выведения.
1.04 51.23. Воробьинообразные. Значение птиц. Экскурсия. Наблюдать, описывать и обобщать результаты экскурсии.

Работать в группе при обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе

4.04 52.24. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Птицы».

Тестирование № 6 по теме «Птицы»

Характеризовать строение представителей классов в связи со средой их обитания.

Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках.

Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции

8.04 53.25. Общая характеристика класса «Млекопитающие» Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие.

Обосновать выводы о более высокой организации млекопитающих.

11.04 54.26. Внутреннее строение млекопитающих

Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих»

Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений в ходе выполнения лабораторной работы.

Характеризовать особенности строения систем внутренних органов по сравнению с рептилиями.

15.04 55.27. Отряды Однопроходные и Сумчатые Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий.

Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.

Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих.

18.04 56.28. Отряды Насекомоядные и Рукокрылые Различать на рисунках, фотографиях современных млекопитающих.

Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах

млекопитающих и мерах по их охране

22.04 57.29. Отряды Грызуны и Зайцеобразные. Объяснять принципы классификации млекопитающих.

Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия.

Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах.

25.04 58.30. Отряды Хищные Объяснять принципы классификации млекопитающих.

Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия.

Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах.

6.05 59.31. Отряды Ластоногие и китообразные Устанавливать отличия между отрядами ластоногих и китообразных.

Объяснять взаимосвязь строения, и жизнедеятельности животных со средой обитания.

Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях.

Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и отличие.

Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц

7.05 60.32. Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные. Устанавливать отличия между отрядами парнокопытные и непарнокопытные.

Объяснять взаимосвязь строения, и жизнедеятельности животных со средой обитания.

Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях.

Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и отличие.

Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц

11.05 61.33. Отряд хоботные Объяснять взаимосвязь строения, и жизнедеятельности животных со средой обитания.

Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях.

Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и отличие.

Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц

13.05 62.34 Отряд приматы Характеризовать общие черты строения отряда Приматы.

Находить черты сходства строения человекообразных обезьян и человека.

16.05 63.35. Значение млекопитающих для человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Млекопитающие» Называть характерные особенности строения

и образа жизни предков домашних животных. Обосновывать необходимость применения мер по охране диких животных.

Тема 6. Развитие животного мира на Земле (4 ч)
20.05 64.1. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина Приводить примеры разнообразия животных в природе.

Объяснять принципы классификации животных.

Характеризовать стадии зародышевого развития животных.

Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации.

23.05 65.2. Современный мир живых организмов. Биосфера Называть и раскрывать характерные признаки уровней организации жизни на Земле.

Характеризовать деятельность живых организмов как преобразователей неживой природы.

Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов.

27.05 66.3. Итоговый контроль по курсу биологии 7 класса Выявлять уровень сформированности основных видов учебной деятельности.

Систематизировать знания по темам раздела «Животные».

30.05 67.4. Анализ итогового контроля Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов.

Описывать природные явления.

Р.В. – 3 ч.