Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ);
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644);
-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.20 15 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253»;
-На основе Примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд.Стереотип. –М.: Дрофа, 2011.) и полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Место курса «Биология» 8 класс в учебном плане.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренной стандартом формирование у обучающихся общеучебных умении и навыков.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знания в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ даны в соответствии с их расположение в перечне лабораторных и практических работ, представленным в Примерном программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.
Учебник – Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, Вертикаль. 2014г.
Контроль знаний проводится в форме письменных работ, биологических диктантов, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля.
Цель:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 8классе.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса
Введение (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (63 часа)
Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)
Утомление при статической работе.
Осанка и плоскостопие.
Самонаблюдение:Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы: Функция венозных клапанов.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выясняющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды иобуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема2.11.Выделение (1час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12.Нервная система (5часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13.Анализаторы (6 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причинысахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организма(6 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Планируемые предметные результаты |
Введение | (3 часа) | |||
1.Происхождение человека | (4часа) | |||
Тема 2.1.Общий обзор организма | (1 час) | |||
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани | (3 часа) | |||
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция | (1 час) | |||
Тема 2.4.Опорно-двигательная система | (7 часов) | |||
Тема 2.5.Внутренняя среда организма | (4 часа) | |||
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма | (6 часов) | |||
Тема 2.7.Дыхательная система | (4 часа) | |||
Тема 2.8.Пищеварительная система | (6 часов) | |||
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии | (3 часа) | |||
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция | (3 часа) | |||
Тема2.11.Выделение | (1час) | |||
Тема 2.12.Нервная система | (5часов) | |||
Тема 2.13.Анализаторы | (5 часов) | |||
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика | (5 часов) | |||
Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) | (2 часа) | |||
3.Индивидуальное развитие организма | (6 часов) |
Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (8 класс)
на 2018-2019 учебный год.
Номера уроков
по порядку |
№ урока
в разделе, теме |
Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | ||
Введение (3 часа) | ||||||
1 | (1) | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология. | 3.09 | |||
2 | (2) | Науки о человеке.Психология и гигиена | 6.09 | |||
3 | (3) | Здоровье и его охрана | 10.09 | |||
РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека (4часа) | ||||||
4 | (1) | Систематическое положение человека. | 13.09 | |||
5 | (2) | Становление наук о человеке. | 17.09 | |||
6 | (3) | Историческое прошлое людей. | 20.09 | |||
7 | (4) | Расы людей | 24.09 | |||
РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (56 часов) | ||||||
Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час) | ||||||
8 | (1) | Общий обзор организма | 27.09 | |||
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа) | ||||||
9 | (1) | Клеточное строение организма. | 1.10 | |||
10 | (2) | Ткани. Типы тканей и их свойства
Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп». |
4.10 | |||
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час) | ||||||
11 | (1) | Рефлекторная регуляция | 8.10 | |||
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов) | ||||||
12 | (1) | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.
Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости». |
11.10 | |||
13 | (2) | Скелет человека. Осевой скелет. | 15.10 | |||
14 | (3) | Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. | 18.10 | |||
15 | (4) | Строение мышц.
Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела» |
22.10 | |||
16 | (5) | Работа скелетных мышц и их регуляция.
Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе». |
25.10 | |||
17 | (6) | Осанка. Предупреждение плоскостопия.
Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие». |
8.11 | |||
18 | (7) | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.Обобщение по теме
«Опорно-двигательная система». |
12.11 | |||
Тема 2.5.Внутренняя среда организма (4 часа) | ||||||
19 | (1) | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 15.11 | |||
20 | (2) | Форменные элементы крови.
Лабораторная работа №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». |
19.11 | |||
21 | (3) | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 22.11 | |||
22 | (4) | Иммунология на страже здоровья. | 26.11 | |||
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов) | ||||||
23 | (1) | Транспортные системы организма. | 29.11 | |||
24 | (2) | Круги кровообращения.
Лабораторная работа №7 «Функция венозных клапанов». Лабораторная работа № 8«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» |
3.12 | |||
25 | (3) | Строение и работа сердца. | 6.12 | |||
26 | (4) | Движение крови по сосудам.
Лабораторная работа №9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Лабораторная работа № 10 «Опыты, выясняющие природу пульса». |
10.12 | |||
27 | (5) | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.
Лабораторная работа № 11 «Функциональная проба». |
13.12 | |||
28 | (6) | Первая помощь при кровотечениях.
Обобщение по теме :«Кровеносная и лимфатическая системы организма». |
17.12 | |||
Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа) | ||||||
29 | (1) | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | 20.12 | |||
30 | (2) | Легкие. Легочное дыхание. | 24.12 | |||
31 | (3) | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 27.12 | |||
32 | (4) | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, профилактика.
Лабораторная работа № 12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» |
10.01 | |||
Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов) | ||||||
33 | (1) | Питание и пищеварение. | 14.01 | |||
34 | (2) | Пищеварение в полости рта. | 17.01 | |||
35 | (3) | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа № 13 «Действие слюны на крахмал». | 21.01 | |||
36 | (4) | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. | 24.01 | |||
37 | (5) | Регуляция пищеварения. | 28.01 | |||
38 | (6) | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Обобщение по теме :«Дыхательная и пищеварительная системы». | 31.01 | |||
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа) | ||||||
39 | (1) | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 4.02 | |||
40 | (2) | Витамины. | 7.02 | |||
41 | (3) | Энерготраты человека и пищевой рацион.
Лабораторная работа № 14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена». Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов». |
11.02 | |||
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа) | ||||||
42 | (1) | Кожа – наружный покровный орган. | 14.02 | |||
43 | (2) | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 18.02 | |||
44 | (3) | Терморегуляция организма. Закаливание. | 21.02 | |||
Тема2.11.Выделение (1час) | ||||||
45 | 1 | Выделение.
Обобщение по теме : «Обмен веществ и энергии. Кожа. Выделение». |
25.02 | |||
Тема 2.12.Нервная система (5часов) | ||||||
46 | (1) | Значение нервной системы. | 28.02 | |||
47 | (2) | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 4.03 | |||
48 | (3) | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.
Лабораторная работа № 16 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». |
7.03 | |||
49 | (4) | Функции переднего мозга. | 11.03 | |||
50 | (5) | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | 14.03 | |||
Тема 2.13.Анализаторы (5 часов) | ||||||
51 | (1) | Анализаторы | 18.03 | |||
52 | (2) | Зрительный анализатор.
Лабораторная работа № 17 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». |
28.03 | |||
53 | (3) | Гигиена зрения. | 1.04 | |||
54 | (4) | Слуховой анализатор. | 4.04 | |||
55 | (5) | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
Обобщение по теме : «Нервная система. Анализаторы». |
8.04 | |||
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов) | ||||||
56 | (1) | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | 11.04 | |||
57 | (2) | Врожденные и приобретенные программы поведения.
Лабораторная работа № 18 «Выработка навыков зеркального письма» |
15.04 | |||
58 | (3) | Сон и сновидения | 18.04 | |||
59 | (4) | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 22.04 | |||
60 | (5) | Воля, эмоции, внимание.
Лабораторная работа № 19 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». |
25.04 | |||
Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа) | ||||||
61 | (1) | Роль эндокринной регуляции | 6.05 | |||
62 | (2) | Функции желез внутренней секреции
Обобщение по теме : «Высшая нервная деятельность. Эндокринная система». |
13.05 | |||
РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организма(6 часов) | ||||||
63 | 1 | Жизненные циклы. Размножение | 16.05 | |||
64 | 2 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 20.05 | |||
65 | 3 | Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем. | 23.05 | |||
66 | 4 | Развитие ребенка после рождения. | 24.05 | |||
67 | 5 | Интересы, склонности, способности.
Обобщающий урок по теме : Индивидуальное развитие организма |
27.05 | |||
68 | 6 | Итоговое повторение. Обобщающий урок по курсу | 30.05 | |||
69 | Резерв | |||||
70 | Резерв |
Итого | часов | В том числе: | |||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | ||
по программе | 68 | 8 | 8 | 19 | — |
выполнено |