Биология 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе:

-Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. №  273-ФЗ);

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644);

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.20 15 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253»;

-На основе Примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд.Стереотип. –М.: Дрофа, 2011.) и полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

 

Место курса «Биология» 8 класс в учебном плане.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренной стандартом формирование у обучающихся общеучебных умении и навыков.

           Для приобретения практических навыков и повышения уровня знания в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ даны в соответствии с их расположение в перечне лабораторных и практических работ, представленным в Примерном программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.

 

Учебник – Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, Вертикаль. 2014г.

Контроль знаний проводится в форме письменных работ, биологических диктантов, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля.

 

Цель:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

 

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 8классе.

 

        В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

Содержание курса

 

Введение (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

 

РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (63 часа)

 

Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

 

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час)

 

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

 

Тема 2.4.Опорно-двигательная система (8 часов)

 

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)

Утомление при статической работе.

Осанка и плоскостопие.

Самонаблюдение:Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

 

Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)

 

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

 

Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов)

 

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы: Функция венозных клапанов.

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Опыты, выясняющие природу пульса.

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

 

Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

 

Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)

 

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

 

Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

 

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды иобуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

 

Тема2.11.Выделение (1час)

 

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

 

Тема 2.12.Нервная система (5часов)

 

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

 

Тема 2.13.Анализаторы (6 часов)

 

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

 

Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов)

 

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

 

Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа)

 

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причинысахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

 

РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организма(6 часов)

 

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

 

№ п/п Название темы (раздела) Количество часов на изучение Количество контрольных работ Планируемые предметные результаты
Введение (3 часа)
1.Происхождение человека (4часа)
Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час)
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)
Тема 2.5.Внутренняя среда организма (4 часа)
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов)
Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)
Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Тема2.11.Выделение (1час)
Тема 2.12.Нервная система (5часов)
Тема 2.13.Анализаторы (5 часов)
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов)
Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа)
3.Индивидуальное развитие организма (6 часов)

 

Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (8 класс)

на 2018-2019 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока Плановые сроки изучения  учебного материала Скорректированные сроки изучения учебного материала
Введение (3 часа)
1 (1) Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология. 3.09
2 (2) Науки о человеке.Психология и гигиена 6.09
3 (3) Здоровье и его охрана 10.09
РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека (4часа)
4 (1) Систематическое положение человека. 13.09
5 (2) Становление наук о человеке. 17.09
6 (3) Историческое прошлое людей. 20.09
7 (4) Расы людей 24.09
РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма (56 часов)
Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)
8 (1) Общий обзор организма 27.09
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
9 (1) Клеточное строение организма. 1.10
10 (2) Ткани. Типы тканей и их свойства

Лабораторная работа №1

«Рассматривание клеток и тканей в микроскоп».

4.10
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция (1 час)
11 (1) Рефлекторная регуляция 8.10
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)
12 (1) Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости».

11.10
13 (2) Скелет человека. Осевой скелет. 15.10
14 (3) Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. 18.10
15 (4) Строение мышц.

Лабораторная работа №3

«Мышцы человеческого тела»

22.10
16 (5) Работа скелетных мышц и их регуляция.

Лабораторная работа №4

«Утомление при статической работе».

25.10
17 (6) Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лабораторная работа №5

«Осанка и плоскостопие».

8.11
18 (7) Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.Обобщение по теме

«Опорно-двигательная система».

12.11
Тема 2.5.Внутренняя среда организма (4 часа)
19 (1) Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. 15.11
20 (2) Форменные элементы крови.

Лабораторная работа №6

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

19.11
21 (3) Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. 22.11
22 (4) Иммунология на страже здоровья. 26.11
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системыорганизма (6 часов)
23 (1) Транспортные системы организма. 29.11
24 (2) Круги кровообращения.

Лабораторная работа №7 «Функция венозных клапанов».

Лабораторная работа № 8«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

3.12
25 (3) Строение и работа сердца. 6.12
26 (4) Движение крови по сосудам.

Лабораторная работа №9

«Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабораторная  работа № 10

«Опыты, выясняющие природу пульса».

10.12
27 (5) Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лабораторная работа № 11 «Функциональная проба».

13.12
28 (6) Первая помощь при кровотечениях.

Обобщение по теме :«Кровеносная и лимфатическая системы организма».

17.12
Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)
29 (1) Значение дыхания. Органы дыхательной системы. 20.12
30 (2) Легкие. Легочное дыхание. 24.12
31 (3) Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. 27.12
32 (4) Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, профилактика.

Лабораторная работа № 12

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

10.01
Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)
33 (1) Питание и пищеварение. 14.01
34 (2) Пищеварение в полости рта. 17.01
35 (3) Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.                                Лабораторная работа № 13  «Действие слюны на крахмал». 21.01
36 (4) Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. 24.01
37 (5) Регуляция пищеварения. 28.01
38 (6) Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Обобщение по теме :«Дыхательная и пищеварительная системы». 31.01
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)
39 (1) Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. 4.02
40 (2) Витамины. 7.02
41 (3) Энерготраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа № 14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».                                  Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов».

11.02
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
42 (1) Кожа – наружный покровный орган. 14.02
43 (2) Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. 18.02
44 (3) Терморегуляция организма. Закаливание. 21.02
Тема2.11.Выделение (1час)
45 1 Выделение.

Обобщение по теме :

«Обмен веществ и энергии. Кожа. Выделение».

25.02
Тема 2.12.Нервная система (5часов)
46 (1) Значение нервной системы. 28.02
47 (2) Строение нервной системы. Спинной мозг. 4.03
48 (3) Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Лабораторная работа № 16 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

7.03
49 (4) Функции переднего мозга. 11.03
50 (5) Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. 14.03
Тема 2.13.Анализаторы (5 часов)
51 (1) Анализаторы 18.03
52 (2) Зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 17

«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

28.03
53 (3) Гигиена зрения. 1.04
54 (4) Слуховой анализатор. 4.04
55 (5) Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Обобщение по теме :

«Нервная система. Анализаторы».

8.04
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика (5 часов)
56 (1) Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. 11.04
57 (2) Врожденные и приобретенные программы поведения.

Лабораторная работа № 18 «Выработка навыков зеркального письма»

15.04
58 (3) Сон и сновидения 18.04
59 (4) Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. 22.04
60 (5) Воля, эмоции, внимание.

Лабораторная работа № 19 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

25.04
Тема 2.15.Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа)
61 (1) Роль эндокринной регуляции 6.05
62 (2) Функции желез внутренней секреции

Обобщение по теме :

«Высшая нервная деятельность. Эндокринная система».

13.05
РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организма(6 часов)
63 1 Жизненные циклы. Размножение 16.05
64 2 Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. 20.05
65 3 Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем. 23.05
66 4 Развитие ребенка после рождения. 24.05
67 5 Интересы, склонности, способности.

Обобщающий урок по теме : Индивидуальное развитие организма

27.05
68 6 Итоговое повторение. Обобщающий урок по курсу 30.05
69 Резерв
70 Резерв

 

Итого часов В том числе:
уроков повторения контрольных работ практических (лабораторных) работ уроков развития речи
по программе 68 8 8 19
выполнено