Физика 9 класс

Пояснительная записка.

          Рабочая программа по физике в 9 классе составлена на основе:

-Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. №  273-ФЗ);

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644);

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

—  Учебного плана ЧОУ « ПСОШ» на 2018-2019 учебный год.

—  Примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.

 

               Программа конкретизирует содержание обязательной части учебного курса, соответствующей требованиям образовательного стандарта по физике. Наряду с этим представлена авторская концепция, которая учитывает тесную взаимосвязь системы научных знаний и методов познания природы, главными из которых являются эксперимент и моделирование. Дает распределение учебных часов по разделам курса, определяет набор фронтальных лабораторных работ. Она содержит результаты обучения, тематическое планирование курса физики основной школы.

Цель обучения физики — формирование целостного непротиворечивого представления об основных областях исследования окружающего мира: макро-, мега-, и микромире. Систематизирующими факторами курса физики являются общенаучные понятия – категории, например материя, движение, взаимодействие, причинно-следственные связи и др. Категории конкретизируются физическими понятиями, физическими величинами, моделями объектов природы, физическими законами и их практическими приложениями.

Отбор и изложение учебного материала основаны на единстве теоретической и экспериментальной составляющих. Учебный материал в каждом разделе изложен по единой схеме: физическое явление – одели физических объектов – понятия (в том числе величины) – законы – следствия из них.

Развитие обобщённых универсальных знаний неотделимо от формирования способов учебных действий, характерных для физики. Поэтому программой предусмотрено выполнение фронтальных лабораторных работ, экспериментальных и теоретических заданий творческого характера, домашних лабораторных работ. Эти виды деятельности направлены на развитие умений наблюдать физическое явление, выдвигать гипотезы исследования, проводить экспериментальную работу, измерять физические величины, анализировать полученные экспериментальные данные.

Познавательные возможности обучающихся определяются их субъективным опытом, поэтому при изучении курса физики предусмотрена уровневая дифференциация учебного материала.

Курс физики 9 класса знакомит обучающихся с электромагнитными явлениями, при этом магнитное поле рассматривается как составная часть единого электромагнитного поля. Изучению электромагнитных колебаний и волн предшествует знакомство с механическими колебаниями и волнами. Такое построение курса предполагает повторение ряда вопросов механики. В последующих главах рассматриваются оптические явления, элементы квантовой физики, физики атома и атомного ядра. Научные знания об элементах физики атома и атомного ядра формируются на основе законов сохранения энергии и электрического заряда, а также понятий о фундаментальных взаимодействиях.

В заключительной главе курса физики основной школы «Строение и эволюция Вселенной. Элементы научной картины мира» рассказано о происхождении Солнечной системы, физической природе её небесных тел, строении и эволюции Вселенной. В главе также приводится методологическое обобщение пройденного материала в рамках общенаучных понятий – категорий, естественнонаучных методов изучения природы.

В соответствии с образовательным стандартом на изучение физики в 9-ых классах отводится 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

 

Результаты освоения содержания курса физики

Обучение физике по данной программе способствуют формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования, соответствующих ФГОС основного общего образования.

Личностные результаты:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей: объяснение физических явлений, знакомство с работами физиков – классиков, обсуждение достижений физики как науки, выполнение исследовательских и конструкторских заданий;

Формирование убеждённости в необходимости познания природы, развития науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества: знакомство со становлением и развитием физики как науки, обсуждение вклада отечественных и зарубежных учёных в освоении космоса, развитие телевидения, радиосвязи, ядерной энергетики и др.;

Развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний и умений: экспериментальное исследование объектов физики, опытное подтверждение физических законов, объяснение наблюдаемых явлений на основе физических законов;

Ценностное отношение к физике и результатам обучения, воспитание уважения к творцам науки и техники: обсуждение вклада учёных в развитие механики, термодинамики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой, атомной и ядерной физики;

Формирование мотивации образовательной деятельности и оценки собственных возможностей и личных интересов при выборе сферы будущей профессиональной деятельности: выполнение творческих заданий, проектов, обсуждение основополагающих достижений классической и современной физики.

Метапредметные результаты:

Овладение основными способами учебной деятельности: постановка целей, планирование, самоконтроль, оценка полученных результатов и др.;

Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели физических явлений, экспериментально проверять выдвигаемые гипотезы, выводить физические законы из экспериментальных фактов и теоретических моделей, предсказывать результаты опытов или наблюдений на основе физических законов и теорий;

Понимание различий между теоретическими и эмпирическими методами познания, исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;

Приобретение опыта самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных тексов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета) и информационных технологий, её обработки и представления в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Готовность к самостоятельному выполнению проектов, докладов, рефератов и других творческих работ;

Формирование умений выражать свои мысли, выслушивать разные точки зрения, признавать право другого человека на иное мнение, вести дискуссию, отстаивать свои взгляды и убеждения, работать в группе с выполнением различных социальных ролей.

Предметные результаты:

Понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле и магнитное поле как частные случаи проявления электромагнитного поля, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

Понимание смысла физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;

Понимание смысла физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, закона всемирного тяготения, сохранения импульса и полной механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

Формирование знаний о становлении физики как науки, о вкладе отечественных и зарубежных классиков физики в развитие науки и техники, об экологических проблемах и путях их решения;

Приобретение умений пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить эксперименты с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений, решать задачи на применение изученных физических законов;

Понимание и способность объяснить физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передача давления жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

Использование физических приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин: расстояние, промежуток времени, масса, сила, давление, температура, влажность воздуха, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние собирающей линзы;

Приобретение умений вычислять физические величины: скорость, ускорение, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, удельную теплоёмкость вещества, относительную влажность воздуха, электрический заряд, оптическую силу линзы;

Владение экспериментальными методами исследования в процессе представления результатов измерений с помощью таблиц, графиков и выявления на этой основе эмпирических зависимостей: пути и перемещения от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды, периода колебаний математического маятника от длины нити, периода колебаний физического маятника от массы груза и от жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, объёма газа от давления при постоянной температуре, силы тока от электрического напряжения на участке цепи, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники, контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов, оценки безопасности радиационного фона.

Используемые технологии обучения

Технология проблемного обучения — организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность каждого учащегося по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей.

Технология коллективного способа обучения — организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 4 человека, когда каждый учит каждого. Учитель дает задание, обучающиеся в мини-группах выполняют совместно, общий результат предлагается всему классу для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые группами учеников. Задание должно быть таким, чтобы ответ предполагал размышления, анализ, сравнение. Запись ответа до его проговаривания усиливает эффект. Эта техника имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Прием удобен для работы над отдельными деталями, фрагментами знаний.

Технология индивидуального обучения — организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации.

Технология уровневой дифференциации — организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей.

Технология исследовательской деятельности – организация занятий, при которой ученик выбирает тему исследования и выдаёт результат своего исследования.

Здоровье сберегающие технологии – организация занятий, при которой создаются условия для сохранения здоровья обучающегося, поддержания его физического и психологического состояния в соответствии с возрастом, формируется здоровье сберегающая среда в соответствии с санитарно – гигиеническими и техническими нормами:

— учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

— учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

— наличие эмоциональных разрядок на уроках: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями и т. п.

— чередование позы с учетом видов деятельности;

— соблюдение температурного режима и режима проветривания учебного кабинета, режима освещённости, устранение неприятных звуков и посторонних раздражителей

— учёт места и длительности применения ТСО (в соответствии с гигиеническими и возрастными нормами),

Компьютерные технологии – создание презентаций, видеороликов, тестирование. Использование информационных и справочных сайтов.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   —  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


 


 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два — три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Неумение определить показания измерительного прибора.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


 


 

Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки

 

В результате изучения физики обучающиеся 9 класса должны

знать/понимать

смысл понятий: физические явления, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом. Атомное ядро, ионизирующие излучения;

-смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, эл. напряжение, эл. сопротивление, работа и мощность эл. тока, фокусное расстояние линзы;

-смысл физических законов: сохранение электрического заряда, Закона Ома для участка Эл. цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражение света;

 

уметь

— описывать и объяснять физические явления: электризация тел,взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на  проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсия света;

— использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического ток;

— представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

-выражать результаты измерений и расчётов в единой Международной системе;

-приводить примеры практического использования физических знаний  о электромагнитных и квантовых явлениях;

-решать задачи на применение изученных физических законов;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников,её разработку и представление в разных формах;

 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

-контроля за исправностью электропроводки;

 

Содержание учебного курса

  1.  Электрические явления.

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

2.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

3.Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

  1. Электромагнитные явления.

 

Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные   волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.

Электрогенератор

Свет – электромагнитная волна.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Сборка электромагнита и испытание его действия.

2.Изучение электрического двигателя.

  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

.

III. Оптические явления.

 

Источники света.

Прямолинейное распространение,  отражение и преломление света. Луч.  Закон отражения света.

Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы.

Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы.
  2. Получение изображения с помощью линзы.

 

IV.Гравитационные явления

Сила тяжести.

Закон всемирного тяготения.

Искусственные спутники Земли.

Вес тела. Невесомость.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

.

 

№ п/п Название разделов и тем Всего часов Из них
Л/р К/р
1 Электрические явления 22 3 1
2 Электромагнитные явления 10 2 1
3 Оптические явления 13 3 1
4 Гравитационные явления 12 1 1
5 Итоговое обобщение 8 1
6 Итого 68 9 5

 

 

 

Закон всемирного тяготения.

Искусственные спутники Земли.

Вес тела. Невесомость.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

.

 

Учебно-тематическое планирование для 9 класса:

 

дата № урока Тема урока Содержание урока демонстрация Задание на дом
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1 Электризация тел. Электроскоп Труды Фалеса и Гильберта. Понятие заряженного тела. Способы электризации тела. Электроскоп. Электрометр. Электрон. Электризация тел, электроскоп. 1,2
2

3

Делимость электрического заряда.

Строение атома.

Электрон и его св-ва. Альфа-, бета- и гамма-лучи. Явление радиоактивности. Планетарная модель атома. Периодическая таблица, модель строения атома. 3
4 Атомное ядро. Строение атомного ядра. Протоны и нейтроны. Ядерные силы. Энергия связи. Методы регистрации частиц. Деление и синтез ядер. Атомная энергетика. 4
5 Закон сохранения заряда. Объяснение электризации тел. закон сохранения заряда. Рис. 15,16 5
6 Электрическое поле. Понятие электрического поля. Его основные св-ва. Силовые линии. 6
7 Громоотвод. Изобретение Б.Франклина. Сетка Кольбе. Громоотвод. Молниеотвод. Заземление. Искровой разряд 7
8 Электрический ток. Условия существования электрического тока. Постоянный электрический ток. Свободные электроны. Действия тока. Рис.20 8
9 Электрическая цепь. Опыты Гальвани. Превращение энергии в гальваническом элементе. Изобретение первого источника тока. Химические виды источников тока.. Таблицы с изображением простейших цепей. 9
10 Сила тока. Сила тока. Приборы для измерения силы тока. Амперметр. Измерение силы тока на разных участках цепи. Амперметр. 10
11 Лабораторная работа № 1 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках».
12 Электрическое напряжение. Работа тока. Электрическое напряжение. Вольтметр. Вольтметр 11
13 Лабораторная работа №2 «Измерение напряжения на различных участках цепи».
14 Электрическое сопротивление. Резистор. Сопротивление. Единицы измерения. Зависимость сопротивления от физических параметров проводника. 12, 13
15 Закон Ома. Закон Ома для участка цепи. Явление короткого замыкания.. Рис. 38 14
16 Лабораторная работа №3 «Регулирование силы тока ».
17 Действие электрического тока на человека. Виды поражающего действия на человека. Использование действий тока в быту и медицине. 15
18 Последовательное соединение проводников. Последовательное соединение проводников и его характеристика. Рис. 42 16
19 Параллельное соединение проводников. Параллельное соединение проводников и его характеристика. Рис.44 17
20 Работа и мощность электрического тока. Работа тока. Мощность тока. Электрический счётчик. Стоимость электроэнергии Паспорт электрического прибора 18
21 Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Плавкие предохранители. Перегрузки. Короткое замыкание. Лампы. 19,20
22 Контрольная работа по теме «Электрические явления».
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
23 Постоянные магниты. История магнита. Искусственные и естественные магниты. Магнитное поле. Полюса. Св-ва магнитов. Магнитные полюса Земли. 21
24 Магнитное поле тока. Магнитное поле Земли. Компас. Применение магнетизма в технике. 22
25

26

Электромагниты.

Телеграф.

Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Теория Ампера. Объяснение магнитных св-в магнетиков. Молекулярные токи. Л.р.№5 «Изучение электромагнита». 23,24
27 Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Принцип действия генератора электрического тока. Рис.65а 25
28 Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Взаимодействие проводников с током. Рис.66 26
29 Лабораторная работа №4 «наблюдение действия магнитного поля на ток».
30 Действие магнитного поля на рамку с током. Изобретение первого электродвигателя. Применение электродвигателей. Л.р.№6 «Изучение модели электродвигателя». 27
31 Электромагнитное поле Теория Максвелла. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Антенна. Принцип радиосвязи. 28
32 Лабораторная работа «Изучение модели электродвигателя»
ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
33 Свет. Электромагнитная природа света. Источники света. Видимое излучение. Предмет оптика. Источники света. 29
34 Распространение света в однородной среде. Факты, подтверждающие волновую и квантовую природу света. Закон прямолинейного распространения света. Луч света. Тень. Полутень. Солнечное и лунное затмения. Рис. 73 30
35 Отражение света. Построение изображения в плоском зеркале. Принцип действия и назначение оптического диска. Зеркальное отражение. Закон отражения. Обратимость световых лучей. Виды зеркал. Рис.77 31,32
36 Преломление света. Закон преломления света. Скорость света в различных средах. Треугольная призма. призма 33
37 Линзы. Линзы. Виды линз. Характеристика линз. Оптическая сила. Линзы. 34
38 Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Ход лучей в линзах. Построение изображения в линзах. Характеристика изображений. 35
39 Лабораторная работа № 7 «Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы».
40 Фотоаппарат. Оптические приборы. 36
41 Глаз и зрение. Глаз как оптическая система. Строение глаза. Особенности зрения. Иллюзия зрения. Модель строения глаза. 37
42 Близорукость и дальнозоркость. Аккомодация глаза. Расстояние наилучшего зрения. Дефекты зрения. Очки. 38
43-44 Решение задач «Построение изображений, даваемых линзой»
45 Контрольная работа по теме «Оптические явления».
ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
46 Гравитационное взаимодействие и гравитационное поле. Взгляды древних учёных на картину мира. Гелиоцентрическая и геоцентрическая картина мира. Явление гравитации. Св-ва гравитационного поля. Гравитационный заряд тела. 39
47

48

49

Закон всемирного тяготения.

Решение задач «Закон всемирного тяготения»

Гравитационная постоянная.

Открытие ЗВТ. G – фундаментальная постоянная. Работы Генри Кавендиша. Физический смысл гравитационной постоянной. 40,41
50

51

Сила тяжести.

Решение задач «Сила тяжести»

Причины падения тел. Сила тяжести. Поле тяжести. Центр тяжести. Зависимость воздействия гравитационного поля от расстояния. Падение любых тел на землю. Определение центра тяжести 42, Л.Р.№9
52 Свободное падение. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Период нитяного маятника. Гравитационные аномалии. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Свободное падение тел в трубке Ньютона. 43
53 Лабораторная работа №10 «Определение ускорения свободного падения».
54 Движение бросаемых тел. Определение дальности полёта и времени движения тела, брошенного горизонтально. Траектория движения тела. 44
55 Движение ИСЗ. Понятие ИСЗ. Первая космическая скорость и её определение. История освоения космоса. Понятие второй и третьей космической скорости. 45
56 Перегрузка и невесомость. Полёт Ю.А.Гагарина. Вес тела. Невесомость. Перегрузка 46
57 Сила тяжести на других планетах. Астрономические сведения о других планетах. Ускорение свободного падения на других планетах. Лунное притяжение. 47
58 Гравитация и Вселенная. Понятие Галактики. Скорость галактического вращения. Закон Хаббла о расширении Вселенной. Условия расширения и сжатия Вселенной. 48
59 Решение задач «Движение искусственных спутников»
60 Контрольная работа по теме «Гравитационные явления»
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
61-68 Итоговое обобщение

 

Критерии оценивания учащихся.

Устные ответы учащихся.

При оценивании ответов учащихся на теоретические вопросы целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.

Физическое явление:

  1. *Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение).
  2. Условия, при которых протекает явление.
  3. Связь данного явления с другими.
  4. *Объяснение явления на основе научной теории.
  5. *Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

Физический опыт:

  1. *Цель опыта
  2. *Схема опыта
  3. Условия, при которых осуществляется опыт.
  4. Ход опыта.
  5. *Результат опыта (его интерпретация)

Физическая величина:

  1. *Название величины и ее условное обозначение.
  2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
  3. Определение.
  4. *Формула, связывающая данную величины с другими.
  5. *Единицы измерения
  6. Способы измерения величины.

Физический закон:

  1. Словесная формулировка закона.
  2. *Математическое выражение закона.
  3. *Опыты, подтверждающие справедливость закона.
  4. *Примеры применения закона на практике.
  5. Условия применимости закона.

Физическая теория:

  1. Опытное обоснование теории.
  2. *Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.
  3. *Основные следствия теории.
  4. Практическое применение теории.
  5. Границы применимости теории.

Прибор, механизм:

  1. *Назначение устройства.
  2. Схема устройства.
  3. *Принцип действия устройства
  4. *Правила пользования и применение устройства.

 

Критерии оценивания устного ответа.

 

    Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

   Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

   Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

   Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается  (см. таблицу), причем за определенные погрешности оценка снижается.

Качество решения Оценка
Правильное решение задачи: 5
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. 4
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. 3
Грубые ошибки в исходных уравнениях. 2

Критерии оценивания практической работы.

  Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

   Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

   Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

  Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

Перечень ошибок.

Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
  2. Неумение выделить в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показание измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Литература:

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. Учебники для 7,8,9 классов общеобразовательных учреждений.
  2. Татьянкин Б.А. Проектирование технологии обучения физики в 7,8,9 классах. ВОИПК и ПРО. Воронеж. 2002г.
  3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. Москва. 2004г.
  4. Минькова Р.Д., Свиреденко Л.К. Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы. Книга для учителя. Москва. 1992г.