География 8 класс

 

 

  • Пояснительная записка

 

 

Рабочая программа учебного курса  география в 8 классе составлена на основе регламентирующих документов:

— Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»;

— ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»от 17.12.2010 № 1897;

— базисного   учебного плана   общеобразовательных   учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

— Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 уч. год;

— «О рабочих программах учебных предметов» (Министерства образования науки Российской Федерации, письмо от 28 октября 2015 г. № 08-1786)

— учебного плана ЧОУ «ПСОШ» на 2018-2019 учебный год.

 

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

         

        Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

 

 

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами обучения географии России является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации .

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России.Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (10ч)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (10 ч)

Тема 1: Границы России

Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.

Тема 2: Россия на карте часовых поясов

Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Тема 3: Географическое положение России

Какие типы географического положения существуют.

Тема 4: Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.

Тема 5: Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Тема 6: Как формировалась государственная территория России.

Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Тема 7: Этапы и методы географического изучения территории.

Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIXв. Что исследовали в XXв. Какие методы использовались для географического изучения России.

 

Тема 8: Особенности административно-территориального устройства России.

Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Тема 9: Тверская область на карте России. Физико-географическое и экономико-географическое положение Тверской области.

Положение Тверской области на политико-административной карте России. Соседние области. Особенности ФГП Тверской области. Изменение ЭГП области во времени.

Практические работы:

    1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
    2. Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.
    3. Анализ административно-территориального деления России.

Часть II. ПРИРОДА РОССИИ (31 ч)

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 Ч)

Тема 1: Геологическая история геологическое строение территории России.

В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Тема 2: Рельеф России.

Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.

Тема 3: Рельеф Тверской области.

Особенности рельефа Тверской области. Полезные ископаемы нашего края.

Тема 4: Как и почему изменяется рельеф России.

Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.

Тема 5: Стихийные природные явления в литосфере.

Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.

Тема 6: Человек и литосфера.

Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Практические работы.

    1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (7 ч)

Тема 1: Факторы, определяющие климат России.

Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.

Тема 2: Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Тема 3: Сезонность климата.

Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Тема 4: Типы климатов России.

Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.

Тема 5: Климат Тверской области.

Климатические особенности Тверской области.

Тема 6: Климат и человек.

Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Практические работы.

    1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
    2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
    3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (5 Ч)

Тема 1: Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Тема 2: Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Тема 3: Водные ресурсы и человек.

Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

Практические работы:

    1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей её хозяйственного использования.
    2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
    3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 Ч)

Тема 1: Образование почв и их разнообразие.

Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Тема 2: Закономерности распространения почв.

Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Тема 3: Почвенные ресурсы России.

Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы Тверской области.

Практические работы:

    1. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Тема 1:  Растительный и животный мир  России.

Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Тема 2: Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.

Практические работы:

    1. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7 ч)

Тема 1: Разнообразие природных комплексов.

Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Тема 2: Природно-хозяйственные зоны России.

Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Тема 3: Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Тема 4: Леса.

Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов. Природные зоны Тверской области.

Тема 5: Лесостепи, степи и полупустыни.

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Тема 6: Высотная поясность.

Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Тема 7: Особо охраняемые природные территории.

Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить её устойчивое развитие.

 

Часть III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч)

 

Тема 1: Численность населения России.

Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.

Тема 2: Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

Кого в России больше – мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Тема 3: Народы, языки и религии.

Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Тема 4: Городское и сельское население.

Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Тема 5: Размещение населения России.

Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Тема 6: Миграции населения в России.

Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Тема 7: Люди и труд.

Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Практические работы:

    1. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.
    2. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

 

Часть IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (9 ч)

Тема 1: Что такое хозяйство страны?

Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России.

Тема 2: Как география изучает хозяйство.

Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

Практические работы:

    1. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

 

ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ – ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ (7 ч)

Тема 1: Состав первичного сектора экономики.

Природные ресурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют.

Тема 2: Природно-ресурсный капитал России.

Что такое природно-ресурсный капитал, и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

Тема 3: Сельское хозяйство.

Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс.

Тема 4: Растениеводство.

Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Тема 5: Животноводство.

Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Тема 6: Лесное хозяйство.

Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Тема 7: Охота и рыбное хозяйство.

Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Практические работы:

    1. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.
    2. Определение главных районов животноводства в России.

 

  • Тематическое планирование

 

№ п/п Название темы (раздела) Количество часов на изучение Количество контрольных работ (практических, лабораторных, экскурсий, проектов и т.д.) Планируемые предметные результаты
1. Введение 1 Знакомство со структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК
2. Входная контрольная работа 1 1
3. Раздел I.

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА.

Географическое положение и административно-территориальное устройство России

10 3 Определение по физической и политической картам границ России и приграничных государств. Сравнение морских и сухопутных границ России по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей нашей страны с другими государствами. Сравнение протяженности границ с разными странами-соседями. Определение наиболее разноообразных в природном отношении границ.Определение положения России на карте часовых поясов. Определение по карте часовых поясов поясного времени для разных городов. Объяснение роли поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей.Анализ карт и выявление особенностей разных видов географического положения России.Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Сравнение размеров экономически эффективной территории России и других стран  на основе статистических данных.Составление характеристики разных видов географического положения России.Выявление особенностей формирования государственной территории России, изменения ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах.Анализ по карте маршрутов важнейших путешествий и экспедиций по территории России.Выявление специфики административно-территориального устройства Российской Федерации. Определение субъектов РФ и их столиц по политико-административной карте.Положение Тверской области на политико-административной карте России. Соседние области. Особенности ФГП Тверской области. Изменение ЭГП области во времени.
4 Раздел II. ПРИРОДА РОССИИ  31 9
5. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые 6 1 Анализ и сопоставление физической и тектонической карт.Характеристика размещения полезных ископаемых.Выявление особенностей размещения основных форм рельефа Тверской области. Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы.Характеристика стихийных явлений, происходящих в литосфере, и их последствий для человека.Объяснение особенностей жизни людей в горах и на равнинах.
6. Климат и климатические ресурсы 7 3 Анализ климатических карт. Характеристика закономерностей распределения тепла и влаги по территории страны.Характеристика закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России. Характеристика сезонов года. Объяснение причин сезонности климата. Сравнение различных климатических сезонов. Анализ агроклиматической карты и определение наиболее благоприятных условий для развития сельского хозяйства в России.Характеристика основных климатических особенностей нашего края. Оценка климата своей местности для жизни и деятельности человека.Объяснение причин разнообразия климата нашей страны.Характеристика природных условий России для жизни и деятельности человека. Выявление наиболее благоприятных условий для человека.
7. Полугодовая контрольная работа 1 1
8 Внутренние воды и водные ресурсы 5 3 Объяснение влияния климата и рельефа на внутренние воды страны. Анализ распределения рек России по бассейнам разных океанов. Решение задач на определение падения и уклона реки. Сравнение равнинных и горных рек.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.Характеристика рек Тверской области.Объяснение причины размещения озер, болот, многолетней мерзлоты по территории России. Характеристика крупных озер нашей страны по картам и другим ГИИ. Анализ связи внутренних вод с другими компонентами ПТК.Оценка роли воды в жизни человека. Осознание эстетического и оздоровительного значения водных ландшафтов.
9. Почва и почвенные ресурсы 3 1 Объяснение причин образования разных почв нашей страны. Установление  взаимосвязи почвы с другими компонентами ПТК.Определение основных типов почв своей местности.Осознание значения почвы для жизни человека. Объяснение роли мелиорации в повышении плодородия почв.
10. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 3 1 Установление взаимосвязей между живой природой и другими компонентами ПТК. Объяснение размещения основных типов растительного и животного мира в нашей стране.Характеристика и оценка биологических ресурсов нашей страны и своего края.
11. Природное районирование 7 Объяснение принципов физико-географического районирования. Подбор примеров природных и антропогенных ландшафтов. Характеристика природных комплексов морей. Анализ размещения природных зон нашей страны. Объяснение влияния деятельности человека на природные зоны.Самостоятельное составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны. Сравнение высотной поясности Кавказа и Урала.Характеристика одной из ООПТ России.
12 Раздел  III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 8 2 Определение по статистическим данным места России в мире по численности населения. Анализ графиков изменения численности населения с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения России. Сравнение особенностей традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определение и сравнение по статистическим данным показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания. Сравнение по статистическим данным показателей воспроизводства населения России с показателями других стран.Выявление факторов, определяющих соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определение по статистическим данным полового состава населения России.Исследование по картам особенностей языкового состава отдельных регионов России. Определение по статистическим данным современного религиозного состава населения России.Определение видов городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны.Сравнение по статистическим данным величины трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира.
13 Раздел IV.

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

 

 

9 3 Анализ схем отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определение их различий. Установление черт сходства и различия схем отраслевой и функциональной структуры хозяйства России и хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира.Определение факторов размещения предприятий различных отраслей хозяйства. Выделение типов территориальной структуры хозяйства России на основе анализа тематических (экономических) карт.
14 Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу 7 2 Анализ схемы состава первичного сектора экономики, определение функций и различий его отдельных составляющих. Анализ классификации типов и видов природных ресурсов, подбор примеров, подтверждающих характер их назначения. Выявление места России в природно-ресурсном потенциале мира.Выявление достоинств и недостатков природно-ресурсного капитала России.Выявление существенных черт отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.Определение по картам и характеристика агроклиматических ресурсов районов со значительными посевами тех или иных культур. Определение по картам и эколого—климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур и главных районов развития разных отраслей животноводства.Определение по картам особенностей географии лесов России. Сравнительный анализ различий породного состава российских лесов.Определение по карте природных зон главных районов развития охотничьего хозяйства. Определение по статистическим данным основных тенденций развития рыбного хозяйства страны.
15 Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. 1 Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция, отбор заданий
  16 Итоговая контрольная работа 1 1 Выполнение тестовых заданий.
17 Анализ контрольной работы. Повторение. 1 Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция
18 Резерв. (Повторение) 4
Итого 68 к/р – 3

п/р — 17

 

 

 

 

 

 

  • Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п/п Дата Тема урока (занятия) Домашнее задание Корректировка
план факт.
Введение (1ч)
Что изучает география России. Стр. 3-4
Входная контрольная работа.
Раздел I. Россия на карте мира (10 ч)
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (10 ч)
3. Границы России. § 1, стр. 8-13, вопрос 5 на стр. 13
4. Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов. § 2, стр. 13-16, вопрос 2 на стр. 16
5. Географическое положение России. § 3, стр. 16-19
6. Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. § 4, стр. 19-27, вопрос  3 на стр. 28
7. Практическая работа № 2.

Характеристика географического положения России, США и Канады.

§ 4, стр. 19-27
8. Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное  и эколого-географическое положение России. § 5, стр.  28-30
9. Как формировалась государственная территория России. § 6, стр. 31-34, вопрос 2 на стр. 34  
10. Этапы и методы географического изучения территории. § 7, стр. 34-40, презентации
11. Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа № 3.

Анализ административно-территориального деления России.

§ 8, стр. 41-45
Раздел II. Природа России (31 ч)
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч)
13. Геологическая история и геологическое строение территории России. § 9, стр. 49-52, вопрос 4 на стр. 52
14. Рельеф России.

Практическая работа № 4.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

§ 10, стр. 53-56; § 13, стр. 65-69
16. Как и почему изменяется рельеф России. § 11, стр. 57-61; проект «Создание наглядного пособия «Ледниковые формы рельефа России»
17. Стихийные природные явления в литосфере. § 12, стр. 62-64
18. Человек и литосфера. § 13, стр. 65-74
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (7 ч)
19. Факторы, определяющие особенности климата России. § 14, стр. 75-80
20. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. § 15, стр. 81-85
21. Практическая работа № 5.

 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

§ 15, стр. 81-85
22. Сезонность климата. § 16, стр. 85-87, вопросы 1,2 на стр. 87
24. Типы климатов России. § 17, стр. 88-92
25. Климат и человек.

Практическая работа № 7.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся)

§ 18, стр.93- 97
26. Полугодовая контрольная работа
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ  РЕСУРСЫ (5 ч)
27. Разнообразие внутренних вод России. Реки. § 19, стр. 99-106
28. Практическая работа № 8.

 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

§ 19, стр. 99-106
29. Внутренние воды Тверской области. Записи в тетради
30. Озера и болота. Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота.

Практическая работа № 9.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

§ 20, стр. 107-112
31. Водные ресурсы и человек.

Практическая работа № 10.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

§ 20, стр. 112-116
ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
32. Образование почв и их разнообразие. § 22, стр. 117-121
33. Закономерности  распространения почв. § 23, стр. 121-124
34. Почвенные ресурсы России.

11.Практическая работа № 11.

Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

§ 24, стр. 124-128
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. (3 ч)
35. Растительный мир и  животный мир России. § 25, стр. 129-134
36. Растительный и животный мир Тверской области. Записи в тетради
37. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного  мира. Практическая работа № 12.

Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

§ 26, стр.134-138
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7 ч)
38. Разнообразие природных комплексов. § 27, стр. 139-145
39. Природно-хозяйственные зоны России. § 28, стр. 145-148
40. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. § 29, стр. 149-153
41. Леса. § 30, стр. 153-157
42. Лесостепи, степи и полупустыни. § 31, стр. 157-160
43. Высотная поясность. § 32, стр. 160-163
44. Особо охраняемые природные территории. § 33, стр. 164-170
Раздел III.Население России (8 ч)
45. Численность населения России. § 34, стр. 173-178
46. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Практическая работа № 13.

Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.

§ 35, стр. 179-183, презентация
47. Народы, языки и религии. § 36, стр. 183-189  
48. Городское и сельское население. § 37, стр. 189-194
49. Размещение населения России. § 38, стр. 195-198
50. Миграции населения   в России. Практическая работа № 14.

Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

§ 39, стр. 199-204
51. Люди и труд. § 40, стр. 205-207
53. Население Тверской области. Записи в тетради
Раздел IV.Хозяйство России (9 ч)
54. Что такое хозяйство страны? § 41, стр. 211-215
55. Как география изучает хозяйство. Практическая работа № 15.

Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

§ 42, стр. 216-217
ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ – ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ (7ч)
56. Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы. § 43, стр. 217-220
57. Природно-ресурсный капитал России.Практическая работа № 16.

Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

§ 44, стр. 220-224
58. Сельское хозяйство. § 45, стр. 224-227
59. Растениеводство. § 46, стр. 228-230
60. Животноводство.

Практическая работа № 17.

Определение главных районов животноводства в России

§ 47, стр. 231-233
61. Лесное хозяйство. § 48, стр. 233-235
62. Охота и рыбное хозяйство. § 49, стр. 236-238
63. Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. § 1-49, стр. 3-238
64. Итоговая контрольная работа.
65. Анализ контрольной работы. Повторение.
66. Резерв. Повторение.
67. Резерв. Повторение.
68. Резерв. Повторение.