Литература 7 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                       ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

 

                                                                                                           Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

«Принято» «Согласовано» «Утверждено»
Методическим объединением учителей русского языка и литературы Заместитель директора по УВР Директор
школы
            

   

ФИО ФИО
Приказ №        
«       »             2018г. «      »               2018 г.
«      »             2018 г.

              

 

                            Рабочая программа по предмету   «Литература»

          7 класс

                                                     на 2018 – 2019 учебный год

                                                         Составитель: Васильева А.Б..

                                                         Учитель Русского языка и литературы ЧОУ ПСОШ

                                                         Образование: высшее

                    

                                                    Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (70 часов)

 

№ урока Дата по плану Дата факт Тема урока Вид урока. Основные виды деятельности Наглядность Домашнее задание
Введение (1 час)
1 Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Беседа. Игра Презентация читать былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин в Киеве»
Устное народное творчество. Былины (6 часов)
2 УНТ.Предания Тест. Лекция. Эвристическая беседа. Презентация выучить теорию, читать былины
3 Былина как жанр фольклора.  Киевский цикл былин. « Вольга и Микула Селянинович» Фронтальный опрос, тест, составление цитатного плана, эвристическая работа, словарная работа, практикум анализа языковых средств Презентация Сочините былину «Добрыня в нашем городе»

Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

4 Былины Новгородского цикла. «Садко» Работа с терминами, эвристическая беседа, лексическая работа, обсуждение видеосюжета, беседа по иллюстрациям Презентация Подготовиться к игре по пословицам и поговоркам
5 Пословицы и поговорки Инсценировки, тестирование, разгадывание кроссворда книги Чтение былин об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче
6 Подготовка к сочинению-описанию по картине Васнецова «Богатыри» Урок РР Картина
Древнерусская литература (4 часа)
7 ДРЛ Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». Поучение» Владимира Мономаха. Как создавались древние книги и кем (лекция) Работа над выразительным чтением. Выучить определение наставления, выучить наставление о пользе книг
Выучить определение поучения, написать поучение младшему брату, прочитать «Повесть о Петре и Февронии»
9 «Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа Презентация Анализ эпизода, сообщение
10 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Черты жития и сказки в повести. Эвристическая беседа. Заполнение таблицы, беседа Презентация Рассказ о Февронии
11 Вн.чт. Из домостроя Художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа Нравственные устои семьи в Древней Руси. Сообщения , сообщения о Ломоносове
Русская литература 18 века (3 часа)
12 М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок) Виртуальная экскурсия. Обучение устному рассказу и выразительному чтению. Портреты писателя
  • «Ода на день восшествия…»
  1. Какие темы поднимает поэт в своём творчестве?
  2. Какие задачи ставит перед поэзией?
  1. Прочитать оду «На день восшествия…» полностью.

2.Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из учебника.

13 Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя Портреты писателя Прочитать поэму Пушкина «Полтава»
Русская литература 19 века (32 часа)
Творчество А. С. Пушкина (9 часов)
14 Произведения русских писателей 19 века. В.А. Жуковский. «Лесной царь» Языковые особенности баллады Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя Портреты писателя Подготовить краткий рассказ о Жуковском на основе лекции.

Выучить балладу наизусть

15 А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы.

Выразительное чтение наизусть  Лекция

Анализ изобразительных средств. Составление плана.

Портреты писателя Подготовить сообщение о Пушкине

Выучить отрывок наизусть

16Р Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. Выразительное чтение наизусть  Эвристическая беседа. Домашнее сочинение «Пётр 1 и Карл 12
17 А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Рассказ учителя. Эвристическая беседа. Презентация Выучить вступление к поэме
18 Образ автора в отрывке из поэмы. Выразительное чтение наизусть  Эвристическая беседа. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
19 А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Лекция. Эвристическая беседа. Лексическая работа. Составление плана баллады. Презентация Выучить отрывок из стихотворения
20 Смысл сопоставление Олега и волхва. Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа. Презентация Доучить балладу до конца   Прочитать Повести Белкина
21 .А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Изображение маленького человека и его положение в обществе. Практикум. Работа над выразительным чтениеми анализом произведения Презентация Прочитать  драму «Борис Годунов»
22 А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (прочитать)
М. Ю. Лермонтов (6 часов)
23 М.Ю. Лермонтов
“Песня про  купца Калашникова”.
История создания поэмы. Художественный мир произведения.
Сюжет и композиция.
Миниатюра, лексическая работа, беседа по иллюстрациям, тестирование, самостоятельная работа Портреты писателя Рассказ «Пир у Ивана Грозного»

Рассказ «Кулачный бой на Москве-реке»

24 Система образов в поэме
М.Ю. Лермонтова Идейно-художественное своеобразие произведения
Художественный пересказ Эвристическая беседа Сочинение-миниатюра Презентация Повторить определения: поэма, былина, историческая песня, героический характер

Заполнить таблицу

25 М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Практикум анализа стихотворения. Выучить стихотворение
26 М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Образ Творца. Практикум анализ стихотворения. Выучить стихотворение
27 Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова Отработка выразительного чтения. Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)
Н. В. Гоголь (7 часов)
28 Н. В. Гоголь. Биография. Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» Письменные развёрнутые ответы на вопросы Портреты писателя Рассказ «Жизнь на Сечи»
29 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Истрия создания. Исторический комментарий. Лекция. Презентация Выучить лекцию
30 Тарас и его сыновья Составление плана характеристики. Заполнить сравнительную таблицу «Остап и Андрий»

Групповое задание: инсценируйте сцену «Избрание нового кошевого»

31 Запорожская Сечь Работа над сценарием кинофильма Биография Тараса
32 Два брата Диспут Ответы на проблемные вопросы
33 Образ Тараса Бульбы Слово учителя. Эвристическая беседа. Миниатюра «О чём могли рассказать запорожцы, сплавляясь на лодках по Днепру?»
34 Три смерти в повести Художественный пересказ, заполнение сравнительной таблицы Подготовка к сочинению
35 Сочинение по повести Н.Гоголя «»Тарас Бульба»
Творчество И. С. Тургенева (3 часа)
36 И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». Слово учителя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. Портреты писателя Выучить лекцию. И. С. Тургенев «Бирюк» (прочитать) Принести «Стихотворения в прозе» Тургенева (1 книгу на парту)
37 «Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк») Эвристическая беседа. Просмотр и обсуждение видеосюжета видеосюжет сочинение-рассуждение на тему “ Мое отношение к героям рассказа “Бирюк”.

Сравните оценку героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» исследователями С.М. Петровым и В.А.Чалмаевым

Индивид. сообщение «История создания «Стихотворений в прозе»»

38 И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача» Эвристическая беседа, сообщение ученика. Работа с фонохрестоматией Презентация Выучить стихотворение «Русский язык»
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)
39 Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Эвристическая беседа. Практикум. Портреты писателя Прочитать поэму «Русские женщины» целиком. Принести на урок.

Заполните таблицу

40 Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» Практикум анализа эпизода. Обучение выразительному чтению. Написать сочинение на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?»
41 Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Эвристическая беседа. Составление плана. Выучить отрывок из стихотворения. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…»
Творчество Салтыкова-Щедрина (3 часа)
42 М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа Портреты писателя Пересказ юмористических эпизодов

Вспомнить определение аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найти в тексте эти приёмы.

43 Смысл противопоставления генералов и мужика. Эвристическая беседа Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Выучить теорию

44в/ч М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Эвристическая беседа; пересказ эпизодов И. А. Бунин «Цифры» (прочитать)

Напишите сатирическую сказку в духе Щедрина

Литература конца 19-начала 20 века (5 часов)
45 И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Эвристическая беседа Портреты писателя Бунин «Лапти» (прочитать); ответить на вопросы
46 И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Эвристическая беседа Чехов «Хамелеон» (прочитать)
47 А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Эвристическая беседа Портреты писателя
48 Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Практикум Готовиться к уроку-концерту
49 Стихи русских поэтов 19 века о родной природе Урок-концерт. Обучение выразительному чтению стихотворения Портреты писателей Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (прочитать)
Русская литература начала 20 века (6 часов)
50в/ч М. Горький. Слово о писателе. Романтический мир раннего Горького Слово учителя. Круглый стол Портреты писателя Выучить лекцию
51 «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Урок внеклассного чтения. Обучение выразительному чтению. Выучить отрывок
52 В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Анализ художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению. Презентация Выучить отрывок из стихотворения
53 В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Эвристическая беседа. Обучение выразительному чтению. Отзыв на стихотворение; Андреев «Кусака» (прочитать)
54-54 Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Эвристическая беседа Портреты писателя Платонов «Юшка» (прочитать)
55-56 А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы. Платонов «В прекрасном и яростном мире» (прочитать)
Русская литература второй половины 20 века (4 часа)
57 К Пасхе христовой Урок-концерт Абрамов «О чём плачут лошади»
58

59

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Эвристическая беседа Портреты писателя Ответы на проблемные вопросы
60 Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. Урок-концерт Репродукции картин Готовиться к уроку-композиции
61 Песни на слова русских поэтов 20 века. Урок внеклассного чтения видеосюжеты Сообщения; рассказ о стихах
Зарубежная литература (3 часа)
62 Р. Бернс «Честная бедность»

Д.Байрон «Ты кончил жизни путь .герой..»

Беседа учителя, сообщения Портреты писателей
63 Японские хокку. Особенности жанра. Сочиняем хокку Сообщения. Анализ хокку. Сочинение хокку. Выучить теорию
64 О. Генри «Дары волхвов» Написание отзыва. О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)
65- О. Генри «Дары волхвов» Семинар Прочитать Д.Олдридж «Отец и сын»
Заключительные и резервные уроки (6 часов)
66-67 Д.Олдридж «Отец и сын» Ответы на проблемные вопросы.
68-69 Л.Пиранделло « Черепаха» Чтение и анализ произведения.
70 Рекомендации по летнему чтению

 

Перечень рекомендуемой литературы

 

Основная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
  2. Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2013

Дополнительная литература:

  1. Учителя:
  • Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005
  • Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007
  • Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007
  • Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007
  1. Ученика:

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2012