Литература 9 класс

 

                                                                                         Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2018, вариантов Примерного тематического планирования уроков литературы Н.В.Беляевой и дополнительного учебника литературы для православной школы «Духовная поэзия и проза».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа включает шесть разделов: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематическое планирование, распределение учебных часов; содержание основных тем учебного курса; требования к уровню подготовки оканчивающих 9 класс; учебно-методическое обеспечение.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,  воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от древнерусской литературы, к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова.

Одна из главных задач православной школы — духовно-нравственное воспитание учащихся. Уроки литературы открывают широкие возможности использования материалов православного содержания.

В нашей школе используются на уроке литературы дополнительные учебники «Духовная поэзия и проза», составленные для учащихся 5-6 классов и 7-классов. Тексты православного содержания, которые дополняют основную государственную программу по литературе для 5-11 классов, позволяют учителю проводить на уроках систематическую работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. В помощь учителю литературы православной школы составлено адаптированное тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на основе государственной программы с добавление текстов духовно-нравственного содержания, а также приложения с разработкой вопросов и заданий по этим текстам.

Тексты из дополнительного учебника используются на уроках параллельно с изучаемыми по государственной программе произведениями. Иногда тексты из дополнительного учебника мы используем для сопоставления с произведениями русской литературы, изучаемыми в школе, чтобы лучше понять характер и поступки литературных героев. В 9 классе тексты произведений духовно-нравственного содержания писателей и поэтов XVIII, XIX и XX веков расширяют границы изучаемых тем, повышают интерес к предмету, помогают приобщиться к духовно-нравственной культуре России — Святой Руси. Например, при изучении поэзии М.Ломоносова, Г.Державина предлагаем учащимся познакомиться со стихами других поэтов восемнадцатого века (А Сумарокова, А.Нартова, С.Нарышкина, М.Хераскова, В. Майкова, И.Богдановича, Е. Кострова и др.), а также со стихами М.Ломоносова, Г.Державина, И.Крылова, не входящими в школьную программу.

По литературе девятнадцатого, двадцатого веков дополняем школьную программу произведениями духовно-нравственного содержания тех писателей и поэтов, которые изучаются на уроках.

Использование текстов дополнительного учебника позволяет вести систематическую работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе, расширяет границы учебника, повышает интерес к предмету.

 

  1. Учебно-тематический план

по предмету литература на 102 часов в год

п/п

Наименование раздела, темы Количество часов Православный компонент
Всего сочинение/контр. р внеклассное чтение Развитие речи
1 Введение. 1
2 Из древнерусской литературы. 5 1 2
3 Из литературы XVIII века. 11 1 3 5
4 Из литературы XIX века. 56 3 1 4 4
5 Из литературы XX века. 17 2
6 Из зарубежной литературы. 7
7 Резервные уроки 5
Итого 102 6 5 4 1

 

 

 

III. Содержание тем учебного курса

  1. Введение – 1 час

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

  1. Из древнерусской литературы – 5 часов

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы

  1. Из литературы XVIII века – 11 часов

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

  1. Из литературы XIX века – 56 часов

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество.

(Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало

«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

«Борис Годунов». Трагедия личности в истории.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Петербургские повести». Изменение мировоззрения писателя. «Портрет» как важнейшее произведение, выражающее духовное миропонимание писателя. «Шинель». Тема «маленького человека» в повести.

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века. Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А.  Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирического произведения.

  1. Из литературы XX века –17 часов

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы ХХ века.

Из русской прозы ХХ века.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.  Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии ХХ века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии ХХ века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежность — потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

  1. Из зарубежной литературы – 7 часов

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Любовная лирика.

Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Жан Батист Мольер.  Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве». Работа над отдельными сценами комедии.

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

 

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

                            за курс литературы 9 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из
    литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-
    выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

 

  1. Календарно-тематический план
Наименование разделов и тем Количество часов Календарные сроки тип урока Повторение, подготовка к ГИА Домашнее задание Наглядно-технические пособия и ТСО Примечание
план факт
1 Введение

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

1 .

09

Беседа Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8
Из древнерусской литературы
2 Древняя русская литература. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы 1 .

09

Лекция жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Прочитать по учебнику текст «Слова», подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть. Презентация

Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

3

4

«Слово …» Комментированное чтение

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению

1

1

5

09

9

.09

Практикум.

Урок развития речи

жанр и композиция произведения,  худож.средства выразительности Домашнее сочинение №1 Темы: «Какую обложку к книге, где напечатано «Слово», я бы нарисовал»; «Чем интересно «Слово» современному читателю»; «Образ Русской Земли на страницах «Слова» « Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».
5 Урок-семинар по ДРЛ 1 11.

09

Сообщения уч-ся Сообщения и презентации
6. Слово о «Законе и Благодати» Иллариона 1 12.

09

ЧиО Духовно-нравственное содержание при-я «Книга ДРЛ» Хрестоматия. Сост.О.В.Творогов, М.Просв.1995
Из русской литературы XVIII века

11часов

7 Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма 1 16.

09

Лекция Построение связного монологического высказывания на определенную тему. Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40 Презентация
8 М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. 1 18.09 Лекция.

Практикум

Умение

Анализировать стихотворение.

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы,  выразит.чтение Презентация Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.

работы  Вишнякова, Державина.

9 М.В.Ломоносов«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ода как жанр лирической поэзии. 1 19.

09

Беседа биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра оды.

 

Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из «Вечернего размышления о Державине «. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
10 Г. Р. Державин. Ода «Бог» слово о поэте. Духовная лирика Державина. Философская. 1 23.

09

Урок внеклассного чтения Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика) С.59-64, записи в тетрадях. Презентация
11 Г.Р.Державин «Властителям и судьям».. «Памятник.» Идеи прощения, служения отечеству, милосердия.Тема поэта и поэзии. 1 25.

09

Практикум жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.

 

Наизусть на выбор «Властителям и судьям» или «Памятник» Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
12 Духовная поэзия 18 века 1 26.

09

Лекция. практикум Краткий анализ произведений Книга ДРЛ» Хрестоматия. Сост.О.В.Творогов, М.Просв.1995
13 Н.М. «Карамзин — писатель и историк. « Бедная Лиза» Понятие о сентиментализме. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей 1 30.

09

Лекция развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры. С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу Портреты  Карамзина.
14 Осень» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Практикум Характеристика персонажа С.103, вопросы Интерактивный тест Карамзин Н.М. Бедная Лиза
15 А. Н. Радищев.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Обличительный пафос произведения Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Стремление изменить внешние условия жизни.

1 2.

10

Беседа черты сентиментализма в произведении С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать из «Путешествия из Петербурга в Москву» названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.
16 А.Т.Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков 1 3.

10

ЧиО Смирение и полное упование на  волю Божию. Труд для людей , внимание к истинно человеческим ценностям -духовным Анализ отрывков из книги.
17 Две книги — две жизни. Размышления над книгами Радищева и Болотова 1 7.

10

Подготовка к сочинению Домашнее сочинение
Из русской литературы XIХ века
18 Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о рамантизме и реализме. 1 9.

10

Лекция общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Выучить лекцию, с.112 вопросы Презентация
19 Романтическая лирика начала 19 века. «Фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы В. А. Жуковского. Стихотворение «Море».  «Невыразимое» Границывыразимого в слове и чувстве. 1 10.

10

Беседа темы и мотивы лирики

анализ поэтического текста

Материалы,  собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126 Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
20 Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни. В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. 1 14.

10

Беседа.

Практикум

жанровые особенности баллады, сюжет произведения. С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,– М.: Просвещение, 2010
21 Романтическая лирика начала 19 века.РылеевК. , БатюшковК. Баратынский Е. 1 16.

10

Практикум Обучение анализу стихотворения. Анализ ст.
22 А. С. Грибоедов «Горе от ума»  Личность и судьба драматурга .Чтение и анализ сцен комедии 1 17.

10

Лекция драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда Прочитать комедию «Горе от ума». Вальсы Грибоедова.

Портреты Грибоедова работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.

23 А. С. Грибоедов «Горе от ума»  . обзор содержания .чтение ключевых сцен. Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. 1 21.10 Беседа основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова. Выразительное чтение  II действия
24 А. С. Грибоедов «Горе от ума»

2 действие комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

1 23.

10

Урок развития речи особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Перечитать 3действие комедии.
25 А. С. Грибоедов «Горе от ума»  . Фамусовская Москва в комедии Типичность образов 1 24.

10

Урок развития речи Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)
26 Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей 1 28.

10

Практикум Выразительное чтение монологов и комментирование Характеристика главных героев
27 И. А. Гончаров «Мильон  терзаний «. Обучение конспектированию.

Подготовка к сочинению

1 30.

10

Урок развития речи основные положения статьи,

понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Закончить конспект статьи. Завершить сочинение. Презентация
28 А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина 1 31.

10

Лекция. Беседа изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики С.167-172, пересказ биографии Пушкина Презентация

Портреты А.С.Пушкина

29 Южные поэмы Тема , идея, художественные особенности 11.

11

Беседа изобразительно-выразительные средства литературы Выразительное чтение ст-й.
30 Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар» 1 12.

11

Беседа свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть, индив. задание «Любовная лирика» (презентация) Презентация
31 Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта 1 14.

11

Семинар Основы стихосложения.

 

Выучить одно из стих-й любовной лирики наизусть Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
32 Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения 1 18.

11

Урок развития речи Наизусть отрывок из  ст. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». учебник
33 Философская и духовная лирика 1 19.

11

Урок внеклассного чтения философские и христианские мотивы в лирике поэта.

 

с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, учебник
34 Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа 1 21.

11

Лекция теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
35 А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Образ главного героя. Изображение Петербурга.

1 25.11 Беседа характеристика героя С.215-232, изучение материала Интерактивный тест Пушкин А.С. Евгений Онегин. Вариант 1
36 Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Семья Лариных.  Изображение патриархального быта. Образ Татьяны. 1 26.11 Беседа С. 323-236, сравнительная характеристика героинь
37 А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна и Онегина-. эволюция взаимоотношений 1 28.

11

Практикум наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся); Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
38 А.С.Пушкин«Евгений Онегин».Татьяна -–пушкинский идеал женщины.Трагичность образа Евгения Онегина. 1 2.

12

Автор идея произведения, С. 236-240, пересказ,
39 А.С.Пушкин«Евгений Онегин».

Поэтичные картины природы. Образ автора в романе

1 3.

12

практикум лирические отступления в романе Наизусть отрывки
40 Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», как энциклопедия русской жизни. Реализм романа 1 5.

12

Семинар прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению
41 Критики о романе А.С.Пушкина.: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 1 9.

12

Урок развития речи Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты. Написание черновика сочинения, прочитать с.199-214 Интерактивный тест Пушкин А.С. Евгений Онегин. Вариант 2
42 Классное сочинение по роману А.С.Пушкина«Евгений Онегин». 10.

12

43 А.С.Пушкин. Маленькие трагедии. Философский и духовный смысл произведений. 1 12.

12

Урок внеклассного чтения основная проблема, рассуждение по поднятым в произведении проблема. Выборочный пересказ
44 Трагедия Борис Годунов 1 16.

12

Урок внеклассного чтения основная проблема, рассуждение по поднятым в произведении проблем Анализ эпизода Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,
45

46

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Трагические противоречия в душе поэта

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.  «, «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

1

17.

12

19.

12

Лекция. Беседа. основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы 1) стр. учебника 250-262;

2) принести стихотворения «Смерть поэта»;  «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
47 Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», 1 23.

12

Практикум основные мотивы лирики поэта. 1) стр. учебника (263—279).

2) Принести на урок тексты стихотворений:

«К. н.и. «Я не достоин, может быть»

«К…»  «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья»

«Она была прекрасна, как мечта»

«Я не унижусь пред тобою»

«К» «прости! — мы не встретимся боле»

«Отчего» «Нет, не тебя так пылко я люблю»

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
48 Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» 1 24.

12

Практикум анализировать текст на .лексическом уровне   Выучить стих наизусть (по выбору) Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
49 Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», . Тема России и ее своеобразие в ст. «Родина». Характер лирического героя 1 26.

12

Семинар выделять смысловые части текста «Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть.
50 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе 1 30.

12

Лекция понятия роман, психологический роман читать главу «Максим Максимыч».

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Каким видит Печорина Максим Максимыча?

Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?

Портрет Печорина: «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» в основе его характера?

Как меняется форма повествования, его характерная тональность?

Учебник — стр. 288 — 311.

51 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» 1 13.

01

Беседа Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей 1) Стр. Учебника — «Печорин и Максим Максимыч».

2) Чтение «Тамань».

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?

52 «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» 1 15.

01

Беседа психологический портрет героя в системе образов Чтение повести «Княжна Мери»,

повести «Фаталист»

53 Дружба и любовь в жизни Печорина.

система  образов романа

1 16.

01

Беседа » ст. Белинского о Герое…»

—Почему повестью «Фаталист» заканчивается роман?

— В чем беда Печорина?

— Есть ли внутренняя связь между «Думой» и романом Лермонтова?

Где автор более сурово осуждает свое поколение? С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)

54 Трагичность образа героя- его  бездуховность. 1 20.01 Подготова к сочинению понятия реализм и романтизм .
55 Классное сочинение  по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 1 22.

01

Урок развития речи тестовые задания: уровни А, В, С Презентация /сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя
56 Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя.  «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы 1 23.

01

Лекция страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Аналитическое чтение 1-6 глав
57 Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода 1 Беседа.

Практикум

композиционные особенности, жанровое своеобразие. Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы. Интерактивный тест Гоголь Н.В. Мёртвые души
58 Система образов поэмы «Мертвые души».  Изложение «Толстые и тонкие» 1 Беседа.

Практикум, развитие речи

анализ эпизода Анализ эпизода; презентация Интерактивный тест  Гоголь Н.В. Мёртвые души. Герои поэмы
59 Образ города в поэме «Мертвые души» 1 Беседа Подг. вопросы — тест для проверки знания содерж. поэмы
60 Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы 1 Беседа План хар-ки Чичикова, с 344-350

Подготовиться к семинару

61 «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению 1 Семинар Сочинение№2 Интерактивный тест Гоголь Н.В. Мёртвые души. Язык поэмы
62 А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада 1 Лекция.

Беседа

творческая биография писателя, содержание произведения. «Бедность не порок». Чтение статьи. Презентация
63 Любовь  в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии 1 Беседа Чтение статьи учебника.
64 Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира 1 Лекция.

Беседа

уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства «Белые ночи». Мое представление о главном герое. Презентация
65 Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи» Миропонимание писателя. Развитие понятия о повести 1 Беседа Ответ на вопрос: “Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни”?
66 Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя 1 Урок внеклассного чтения особенности автобиографического произведения Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».

С.15-28; инд. — реферат

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
67 С .Нилус Записки игумена Феодосия о своей жизни. 1 Урок внеклассного чтения Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героев. Составить вопросы к тексту
68 С .Нилус Записки игумена Феодосия о своей жизни. Урок внеклассного чтения :Разное видение своего внутреннего Я и отношение к нему героев произведений Сообщения о святых чудотворцах Земли Русской.
69 Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. 1 Лекция образ «маленького человека». Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»? Презентация
70 А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. 1 Беседа Рассказ «Тоска», с.29-35
71 Из поэзии XІX века

Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.  Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений

1 Урок внеклассного чтения Анализ поэтического произведения Выразительное чтениеАнализ стихотв. По выбору. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
Из русской литературы XX века
72 Из русской прозы XX века

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

1 Лекция Выуч. материал лекции Презентация
73 И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. 1 Лекция.

Беседа

понятие импрессионализма в искусстве изобразительно-выразительные средства. Худож.пересказ истории любви, с.55-59 Презентация
74 Мастерство И.Бунина в рассказе «Чистый понедельник». Лиризм повествования. 1 Практикум *Прочит.повесть «Собачье сердце»
75 М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. 1 Лекция.

Беседа

определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. «Собачье сердце Примеры гротеска в повести.

Отметить сатирич. приемы в повести

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
76 Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. 1 Практикум Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190
77 М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. 1 Беседа композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя Выделить особенности языка Шолохова в рассказе портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий, песни военных лет.
78 Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. 1 Практикум Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Прочит. рассказ «Матренин двор», с.241-277
79 А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. 1 Беседа Композиция рассказа Отв. на вопросы презентация Презентация
80 Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. 1 Беседа художественное своеобразие рассказа Письм. ответ на вопрос: “О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?

Подготовиться к контрольной работе

81 Контрольная тест по произведениям второй половины XIX и XX веков. 1 Урок контроля Решение тестов Выуч. наизусть ст-я; поэтичес-кий концерт
82 «Серебряный век» русской поэзии. 1 Лекция основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства. В чем уникальность «Серебряного века»?

С.61-72, выраз.чт. любимых ст-й

Портреты поэтов «серебряного века».

Презентация

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010

83 А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта 1 Практикум содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74) Презентация
84 С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» 1 Беседа конспектирование Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95) Презентация
85 Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта 1 Практикум Своеобразие ритма, интонации. Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.89-95); эссе Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
86 В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского 1 Беседа

Практикум

Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Анализ стихтв., с. 107-109 Презентация
87 Маяковский о труде поэта 1 Практикум Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.107-109); эссе
88 М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики 1 Лекция.

Беседа

Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет) Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
89 «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство 1 Практикум Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выуч. наизусть (на выбор, с.124-128)
90 Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики 1 Беседа Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Анализ стихотворений, с.161-165 Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
91 А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике 1 Беседа Основы стихосложения Выраз. чтение, с.141-144; эссе Презентация
92 Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики 1 Практикум Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выуч. наизусть (на выбор, с.141-144)
93 Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви 1 Беседа.

Практикум

Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выраз. чтение, с.201-206 Презентация
94 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

1 Беседа.

Практикум

Анализ стих-й, с.221-223Выуч. наизусть (на выбор, с.221-226) Презентация
95 Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков 1 Урок внеклассного чтения Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выразительное чтение, с.286-296 Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
96 Зачетное занятие по русской лирике XX века 1 Урок контроля Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века. Сочинение Интерактивная викторина. Чины и звания литературных героев
Из зарубежной литературы
97 Античная лирика

Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца  

1 Урок внеклассного чтения античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху. С.303-314 Презентация
98 Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер 1 Лекция.

Беседа

выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. С.315-325
99 У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. 1 Лекция основные факты из жизни Шекспира *Анализ эпизода Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – М.: Просвещение, 2010
100 Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы   1 Урок внеклассного чтения С.335-346
101 И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).  «Фауст» как философская трагедия 1 Лекция раскрывать

мотивы поступков героев

Сочинение-миниатюра Презентация
102 Итоги года и задание для летнего чтения 1 Беседа.

Тестирование

Решение тестов

 

                                                           Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., Литература 9 класс. Учебник– хрестоматия в 2-х частях – М.: Просвещение, 2013.
  2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С., Читаем, думаем, спорим…., 9 класс – М.: Просвещение, 2004.
  3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., Литература 9 класс. Методические советы – М: просвещение, 2008.
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: Вако, 2006.
  5. Духовная поэзия и проза  ( составительТ.А. Чирина )