ОБЖ 8 класс

 

                                                                                                                                                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка.

Рабочая программа  разработана на основе:

-Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. №  273-ФЗ);

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644);

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.20 15 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253»;

-авторской рабочей программы Т.А. Мелихова, ВОЛГОГРАД ,2011г.

 

УМК:  «Основы безопасности жизнедеятельности»  под общей редакцией Воробьева Ю.Л; авторы Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева М В, Мишин Б.И.  Издательство Москва: АСТ: Астрель 2013год.

 

По учебному плану учреждения на изучение ОБЖ в 8 классе отводится 35 часов в год, 1 час в неделю.

 

Раздел 1. Результаты освоения программы.

 

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 8 класса должен:

            знать:

  • опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения, при их возникновении;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях  природного и техногенного характера;
  • причины возникновения аварий с выбросом радиоактивных веществ и причины нарушения экологического равновесия;
  • способы и правила  безопасного поведения в природной среде  при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
  • правила дорожного движения при управлении велосипедом и мопедом

 

Уметь:

 

  • действовать при возникновении пожара и других ЧС природного характера;
  • соблюдать правила поведения при возникновении угрозы  радиоактивного или химического заражения местности;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты: противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой  и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в  местах массового скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»
  • уметь  применять на практике ПДД для велосипедистов.

 

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
  • обращаться в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

  1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.  (25часов)

1.1.Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного  характера (3часа)

      Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации; источники ЧС, причины возникновения.

  1. 2. Пожары и взрывы   (5 часов)

Пожары, взрывы, условия и причины их возникновения. Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения людей при возникновении пожаров и взрывов.

  1. 1. 3. Аварии с выбросом АХОВ  (3часа)

              Характеристика АХОВ, классификация опасных химических веществ. Причины и последствия аварий с выбросом АХОВ. Правила поведения людей при авариях на химически опасных объектах, защитные меры и оказание первой помощи пострадавшим в результате аварии на химически опасном предприятии.

  1. 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ  (3часов)

                 Радиоактивность, характеристика и определение. Классификация радиационно-опасных объектов. Природа ионизирующего излучения. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Правила поведения и защиты населения при радиационных авариях.

  1. 5. Гидродинамические аварии   (5часа)

                  Характеристика гидротехнических сооружений их роль  и значение. Виды и причины гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий и правила поведения людей при угрозе и во время гидродинамической аварии.

 

  1. 6. Нарушение экологического равновесия  (6часов)

                Понятие экологии и экологической безопасности, биосфера человека. Причины загрязнения атмосферы, почвы воды. Предельно допустимая концентрация загрязнения. Характеристика экологической обстановки в районе проживания.

 

  1. Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни.   (5часов)

2.1.Безопасное поведение на улицах и дорогах . (5 часов)

      Правила поведения на дороге. Как должен вести себя велосипедист, водитель мопеда и мотоцикла. Знание правил дорожного движения. Как правильно проезжать перекресток. Приоритеты на дороге. Экстремальные ситуации аварийного характера.

  1. 3. Контрольные занятия, тесты  (4 час)

 

Объём курса  ОБЖ

 

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоёмкость работы, в том числе 35
Уроки объяснения осознания и

осмысления темы

24
Уроки контроля и повторения 5
Комбинированные уроки 4
Практические занятия 2

 

Учебно – тематический план по разделам

 

Разделы и темы программы количество часов
Всего часов Уроки объяснения темы Комбинированные уроки Уроки контроля Практическое   занятие
1.Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. 3 3
1.1 Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. 1 1
1.2 Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 1 1
1.3. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. 1 1
2. Пожары и взрывы 5 3 1 1
2.1.Пожары. История создания пожарной охраны России 1 1
2.2.Классификация, причины возникновения  пожаров и взрывов. Степень горючести различных материалов. 1 1
2.3. Последствия пожаров и взрывов 1 1
2.4. Правила безопасного поведения при пожарах и  угрозе взрывов 1 1
2.5.  Пожары и взрывы Контрольное занятие по теме. 1 1
3. Аварии с выбросом опасных химических веществ АХОВ 7 4 1 1
3.1. Опасные химические вещества и объекты их классификация 1 1
3.2..Характеристика АХОВ их поражающих факторов, характер воздействия на организм человека. 1 1
3.3… Причины и последствия аварий на химически опасных объектах Зоны и очаги заражения. 1 1
3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. СИЗ и КЗ. Первая помощь пострадавшим при аварии. 3 1 1
3.5.Аварии с выбросом  АХОВ. Контрольное занятие по теме. 1 1
4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. 5 3 1 1
4.1. Понятие радиоактивности и радиоактивные объекты их опасность. 1 1
4.2.Природа ионизирующего излучения.  Единица измерения. Его эффективность. 1 1
4.3. Очаги поражений при аварии на радиационном объекте их классификация и характеристика. 1 1
4.4. Правила поведения и действие населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. 1 1
4.5. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.  Контрольное занятие по теме 1 1
5.Гидродинамические аварии 5 4 1
5.1. Гидродинамические сооружения и гидродинамические аварии. Причины и виды гидродинамических аварий. 1 1
5.2 Последствия  гидродинамических аварий для экологии и населения. 1 1
5.3.Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий.   1 1
5.4. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.   2 1
Гидродинамические аварии. Контрольное занятие 1
6.Нарушение экологического равновесия.. 3 3
6.1.Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. 1 1
6.2. Причины загрязнения атмосферы, почвы и природных вод. 1 1
6.3. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в Московской области. 1 1
7.Безопасное поведение на улицах и дорогах. 6 3 1 1 1
7.1.Водитель – главный участник дорожного движения. ПДД 1 1
7.2. Регулируемый и нерегулируемый перекресток. ПДД 1 1
7.3. Регулируемый и нерегулируемый перекресток, правила его проезда ПДД 1 1
7.3.Мопед, мотоцикл –  участники дорожного движения. Правила пользования ими. ПДД 1 1
7.4. Правила для велосипедиста и правила пользования велосипедом. ПДД 1 1
7.5.Безопасное поведение на улицах и дорогах. Контрольное занятие по теме 1 1
ВСЕГО ЧАСОВ 34 23 4 5 2

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «ОБЖ» для 8 класса на 2018-2019 учебный год

 

урока

Разделы, темы Количество часов

34

Требования к уровню подготовки  обучающихся Домашнее задание Дата проведения
ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА

4.09
Глава 1.  ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 3
1
    1. Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации   

техногенного характера

1 Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.

Проверочная работа

§ 1 11.09
2 1.2.  Источники чрезвычайных ситуаций       

        техногенного характера  и их последствия

1 §  2 18.09
3 1.3  Основные причины и стадии развития  

      техногенных происшествий

1 § 3 25.09
              Глава 2. ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ 5 Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Проверочная работа

4 2.1. Пожары 1 § 4 2.10
5 2.2. Взрывы 1 § 5 9.10
6 2.3.  Условия и причины возникновения пожаров и  

        взрывов

1 § 6 16.10
7 2.4.   Последствия пожаров и взрывов 1 § 7 23.10
8 2.5   Правила безопасного поведения при пожарах и  

        угрозе взрывов

1 § 8 23.10
Глава 3. АВАРИИ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ

ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

5 Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

9 3.1. Опасные химические вещества и объекты 1 § 9 6.11
1 0 3.2. Характеристика  АХОВ и их поражающих факторов 1 § 10 13.11
11 3.3.  Причины и последствия аварий на химически опасных объектах 1 Знать правила безопасного поведения  при авариях с выбросом опасных химических веществ.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Проверочная работа

§  11 20.11
12 3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. 1 §  12 27.11
13 3.5. Первая помощь пострадавшим от АХОВ 1 §  13 4.12
Глава4.  АВАРИИ С ВЫБРОСОМ

РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

4 Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Проверочная работа

14 4.1. Радиоактивность и радиационно-опасные объекты 1 § 14 11.12
15 4.2.  Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты 1 § 15   18.12
16 4.3 Характеристика  очагов поражения при  радиационных авариях и принципы защиты.   1 §  16 25.12
17 4.4.  Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.   1 §  17 15.12
 Глава 5.         ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ 4 Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Проверочная работа

18 5.1. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения 1 §  18 22.01
19 5.2. Причины и виды гидродинамических аварий 1 §  19 29.01
20 5.3.  Последствия гидродинамических аварий 1 §  20 5.02
2 1 5.4.  Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. 1 §  21 12.02
  Глава 6. НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 6 Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания  в повседневной жизни.
22 6.1. Экология и экологическая безопасность 1 §  22 19.02
23 6.2. Биосфера и человек 1 §  23 26.02
24 6.3. Загрязнение атмосферы 1 Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания  в повседневной жизни.

Контроль знаний (тестирование)

§ 24 5.03
25 6.4. Загрязнение почв 1 § 25 12.03
26 6.5. Загрязнение природных вод 1 § 26 19.03
27 6.6.  Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ.  Характеристика экологической обстановки в России 1 § 27 2.04
РАЗДЕЛ 11

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, И ПРИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения.

Использовать полученные знания  в повседневной жизни.

Глава 7    БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦАХ И   

              ДОРОГАХ

7
28 7.1.  Правила для велосипедистов 1 §  28 9.04
29 7.2. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения 1 § 29 16.04
30 7.3. Водитель – главный участник движения 1 §  30 23.04
31 7.4. Проезд перекрёстка 1 §  31 7.05
32 7.5. Экстремальные ситуации аварийного характера

Уметь правильно действовать в случае опасности.

Принимать решения, объяснять свои действия, анализировать

1 Поведение в общественных местах, дорожно-транспортные происшествиях на ж/д и их причины (движение и переход в неустановленных местах; погодные условия;  игры в неустановленных местах). §  32 14.05
33 Контроль знаний. Тестирование 1 21.05
34 Итоговый урок 1 28.05
35 Резерв 1