ОПК 4 класс

  1.  Пояснительная записка

     

   Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» составлена  на основе авторской программы Л. Л. Шевченко –3 год обучения – М. Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2004,с. 112.

 

Программа  обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. Книга первая. 2-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.- 160 с.
  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. Книга  вторая. 2-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.- 176 с.
  3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 3 (4) годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

Авторская программа  рассчитана на 32 часа.

2 часа добавлено. С целью воспитания обучающихся на духовных традициях родного края содержание отдельных тем предмета «Православная культура» расширено и добавлен материал православного краеведения: (Раздел 1. «Отечество Небесное. Бог» Экскурсия в Свято – Никольский храм п. Ракитное (1 час);  

О благочестивой жизни и блаженной памяти архимандрита  Серафима Тяпочкина (1 час);

Основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций  через уклад жизни ребенка, семьи, общества.

В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

  1. Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.
  2. Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

Последовательность изложения материала определяется в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

 

Цели программы обучения начального образования для  3(4) года обучения школьников:

  • воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на  материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
  • освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

Знакомство с ПК в 4 классе предполагает три направления:

  • Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками понимания христианами правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел и отражение их в жизни святых и в жизни детей-христиан.
  • Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение на основе содержания православной культуры). А также знакомство  с профессиональной деятельностью людей (художников, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.
  • Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православной духовной культуры и искусства.

      Наиболее удобная форма введения школьника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения «творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к осознанию сложности мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного даже самого элементарного творчества закладывает основу понимания взаимосвязи красоты и добра в сотворенном мире.

     Соответственно с требованиями программы школьники должны получить базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений, узнать базовые понятия христианской этики, научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры, и различных выразительных средствах. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать не только духовно-нравственные ценности, но и свои эстетические впечатления.

Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде всего, в программе решается задача обеспечения личностного отношения учеников к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умений школьников смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому их следует подводить постепенно, опираясь на имеющиеся представления. Так как предмет православная культура относится к образовательным областям «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного, эстетического воспитания и развития.

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Виды, деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, беседа («обсуждения — размышления»), слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры, обсуждение ситуаций нравственного выбора и др.

    Формы организации учебного процесса: индивидуальная, индивидуально — групповая, фронтальная, работа в парах, эвристическая беседа, исследовательская работа, защита проектов, самостоятельная работа с учебником и  дополнительной литературой, подготовка сообщений, составление презентаций, экскурсии. проведение праздников.

    Формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный, программированный, анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по предмету «Православная культура» является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет. С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, осуществляется на одном из последних уроков каждой четверти. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

  Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.

  Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.

 Система отметок: используется 3-х-балльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»».

  1.    Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В содержании образования по учебному предмету «Православная культура» определены требования к уровню подготовки учащихся: «Выпускник начальной школы должен продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями».

Содержательные линии для начальной школы:

  1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).
  2. Нравственно-этическая культура православия.
  3. История православной культурной традиции России (образ жизни).
  4. Письменные источники православной культуры.
  5. Христианское искусство.
  6. Православное искусство и религиозные культуры мира.

В соответствии с авторской программой Л.Л. Шевченко требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенном на определенном уровне и в соответствии со структурой содержательны линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

  • называть и показывать;
  • определять и измерять, фиксировать;
  • описывать, составлять;
  • объяснять;
  • прогнозировать (простейшие действия).

Ожидаемые результаты совпадают с требованием к уровню подготовки учащихся, изложенным в федеральном проекте стандарта курса «Основы православной культуры» и предполагают следующие знания и умения:

знать:  термины  «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;

— уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;

— понимать: смысловое  значение имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;

— узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

— проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

III. Учебно-тематический план

№п/п Наименование разделов Количество часов
1 Отечество небесное. Бог. 9 часов
2 Добродетели в жизни христианина. 8 часов
3 Восхождение в отечество небесное. Человек преображённый. Святые.

                                                                                                

9 часов
4 Отечество земное и небесное. Человек преображённый. Герои.   8 часов
5 Итого 34 часа

 

  1. Календарно- тематическое планирование

Православная культура 34 часа

 

№ п/п Наименование

разделов и тем

Количество часов учебного

времени

Проведение уроков Примечания
по плану фактически
1 четверть (9 часов)
Тема: «Отечество небесное. Бог »

(9 часов)

1. Бог просвещающий. 1
2. Что говорит о Боге православная культура. 1
3. Свет на горе Фавор. 1
4. Бог спасающий. 1
5. Что говорит о человеке православная культура. 1
6. Христиане в православном храме. 1
7. Экскурсия в Свято – Никольский храм  п. Ракитное; 1
8. Золотое правило жизни.

К/р №1 по теме

«Отечество Небесное. Бог»,

1
9. О благочестивой жизни и блаженной памяти архимандрита  Серафима Тяпочкина 1
2 четверть (7 часов)
Тема: «Добродетели в жизни христианина». (8 часов)
10. Добро и зло. 1
11. Как Бог строил дом спасения человека. 1
12. Воеводы сил любви. Добродетели. 1
13. Непобедимое оружие христиан. 1
14. Защита святынь. Силы тьмы. 1
15. Небесные помощники.

К/р №2 по теме :

«Добродетели в жизни христианина».

1
16. Увенчанная венцами. Христианская семья. 1
3 четверть (10 часов)
17 Добрый ответ. 1
Тема: «Восхождение в отечество небесное. Человек преображённый. Святые»

                                                                                                 (9часов)

18. Как преображался человек. По ступенькам восхождения. 1
19 Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. 1
20 Ступенька «Богочестие». Всемирные светильники 1
21 Ступенька «Богочестие».Святой богатырь Илья Муромец. 1
22. Ступенька «вера в бога». Солнце земли Русской. 1
23 Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. 1
24. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. 1
25. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях господних. 1
26. Ступенька «Любовь к Богу и ближнему». Матерь Божия у Креста.

К/р №3 по теме

« Восхождение в отечество небесное. Человек преображённый.  Святые»

 

1
4 четверть (8 часов)
Тема: «Отечество земное и небесное. Человек преображённый. Герои».  (8 часов)
27. Принявший венец победы. 1
28. Доброе имя- в славе моего Отечества. 1
29. Россия помнит. Святыни родного края.

Посещение духовно – просветительского центра  Свято – Никольского храма.

1
30. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. 1
31. Священный долг. 1
32. Ступенька «Благодарение». Перед Престолом небесным. 1
33. Благословение.

К/р №4 по теме:

«Итоговая контрольная работа за курс 4 класса»

1
     34. Богомудрые учители веры и благочестия. 1

 

  1. Содержание программы учебного предмета

«Православная культура».

  Раздел 1.Отечество Небесное. Бог (9 часов)

  1. Бог просвещающий

   О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой.  

  1. Что говорит о Боге православная культура?

     Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублёва.  

  1. Свет на горе Фавор

  В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей.  

  1. Бог спасающий

  Милость Божия к людям. Христос – Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Вера и примирение с ближним как условия получения помощи. О Царствии Небесном.   

  1. Что говорит  о человеке православная культура?

  Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек – образ и подобие Божие.   

  1. Христиане в православном храме

Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют православные христиане? Символ православной веры. Таинства православной веры.  Православное Богослужение.

7.Экскурсия в Свято – Никольский храм  п. Ракитное;

8.Золотое правило жизни.

      Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Заповеди Блаженства. Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука.

  1. 9. О благочестивой жизни и блаженной памяти архимандрита  Серафима Тяпочкина

Знакомство с христианской жизнью  и православной деятельностью отца Серафима ( Тяпочкина)

Раздел 2. Добродетели в жизни христианина. (8 часов)

  1. Добро и зло.

        Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла.  Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение.   

  1. Как Бог строил дом спасения человека.

Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О Богородице  – лествице, послужившей соединению небесного и земного.

3.Воеводы сил любви. Добродетели.

        Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели  и страсти. Притча о сеятеле. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами смертными.

4.Непобедимое оружие христиан.

Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные.

  1. Защита святынь. Силы тьмы.

Священная история о падении людей исполинов. Страсти гнева, тщеславия, гордости. Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы.

  1. Небесные помощники

Воевода Сил бесплотных – Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных.

7.Увенчанные венцами. Христианская семья.

Пример проявления добродетелей в жизни христианской семьи. Семья – малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев.

8 Добрый ответ.

Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде.

Раздел 3.Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Святые. (9часов).

  1. Как преображался человек? По ступенькам восхождения

Как преображался человек? О чём возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Житийная литература.

  1. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.

Начало подъёма по ступенькам духовного преображения. Прообраз – 15 ступеней Иерусалимского храма. Соборность Церкви. Иоанн Богослов.

3.. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Православное паломничество.

  1. 4. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.

Как Илья Муромец богатырём стал. Христианские добродетели, почитаемые на Руси.

  1. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.

О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Житие князя в поэзии.

  1. Ступенька « Надежда  на Бога». Смиренный чудотворец.

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи.

  1. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную добродетель  проявил Серафим Саровский. Христианское прощение. Серафимо – Дивеевский монастырь.

  1. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.

Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский.

  1. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.

Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию почитают как Честнейшую Херувим. Апостол Павел о христианской любви.

Раздел 4.Отечество земное и Небесное. (8 часов)

  1.  Принявший венец Победы.

Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Храмы России, освящённые в честь Георгия Победоносца.

  1. Доброе имя – в славе моего Отечества.

Наука побеждать полководца – христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Верность памяти предков.

3.. Россия помнит. Святыни родного края.

Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита отечества. Как был построен храм Христа-Спасителя. Святыни Бородина. Храмы Старого Оскола.

  1. 4. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.

Что такое подвиг? Русская Голгофа. Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Добро и зло в душе человека созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий (Гагалюк).

5.Священный долг.

Всенародный подвиг. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.

  1. 6. Ступенька «Благодарение». Перед престолом Небесным.

Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. Основные иконографические типы изображений Божией Матери. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».

  1. Благословение.

Благословение детей. Как христиане понимали смерть. «Символ Веры» о  воскресении. Пробуждение души. Христианская заповедь любви.

8.Богомудрые учителя  веры и благочестия.

Путешествия по святым местам Русской земли. Оптина пустынь – центр духовной жизни. Старчество. Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители.

  1. Формы и средства контроля
Контроль знаний  по курсу « Православная культура» – 4 класс
№ п/п Вид контроля и тема работы Форма проведения Время работы № урока п/п
1 К/р №1 по теме

«Отечество Небесное. Бог»,

тестирование 25 мин. 8
2 К/р №2 по теме

«Добродетели в жизни христианина».

тестирование 25 мин. 15
3 К/р №3 по теме

« Восхождение в отечество небесное. Человек преображённый. Святые».

тестирование 25 мин. 26
4 К/р №4 по теме:

«Итоговая контрольная работа за курс 4 класса»

комбинированная контрольная работа       25 мин 33

 

Средства контроля

Контрольная работа № 1 по теме «Отечество Небесное. Бог»,

Задание 1 ( тест)

  1. Что такое Священное Предание?

А) знание Бога, переданное святыми людьми (устно)

Б) знания о Боге, переданное в письменной форме

2) Кто такой Моисей?

А) пророк

Б) апостол

3) Что такое фреска?

А) изображение, созданное из кусочков камней или цветного стекла

Б) живопись красками на сырой штукатурке

4) Какой праздник называют Днем Рождения  Церкви Христовой?

А) Преображение Господне

Б) Вознесение Господне

В) День Святой Троицы

5) Назовите дату православного праздника Преображение Господне?

А) 19 августа

Б) 14 августа

Задание №2

Объясни пословицы: « Сначала аз да буки, а потом науки», « Божьей волей свет стоит, наукой люди живут».

Задание №3

Объясни, что означают следующие слова:

Внемлет -………, чадо-………., риза -……….., радеть -…….,

богослужение -……., елей-…..  .

Задание №4

Прочитай и объясни, почему связаны эти слова: чревоугодие-жадность-скупость.

Задание№5

Догадайся, какие из слов характеризуют богатства духовные, а какие материальные. Выдели их разными цветами.

Миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость, книги, иконы, церковные песнопения, физическая сила, золото, серебро, деньги, земля, драгоценные камни.

Задание №6

Подумай и напиши, как называются слова, которыми, по обычаю, начинали каждое дело благочестивые христиане.

Задание №7

Прочитай и объясни, почему на Руси почитание детьми родителей являлось одной из высших христианских добродетелей.

Задание № 8

Дается изображение иконы и ребенок должен догадаться, кто это изображен, и вспомнить что-нибудь о его жизни.

Пример: Икона Святителя Григория Паламы (стр.41)

   Контрольная  работа №2 по теме «Добродетели в жизни христианина».

Задание 1 ( тест)

1)Что такое риза?

А) повседневная одежда

Б) праздничная одежда

2)Что такое лампада?

А) свеча

Б) масленичные светильники

3)Что такое набат?

А) колокольный звон в один колокол, призывающий к молитве

Б) звон в большой колокол, возвещающий о бедствии

4)Через что Бог подает благодать христианам?

А) через обряды

Б) обычаи

В) таинства

5) Кого на иконе изображают в виде голубя?

А) Иисуса Христа

Б) Божью Матерь

В )Святого Духа

Задание №2

Объясни пословицы:

« С Богом пойдешь, верный путь найдешь», « Не хвались родителями — хвались добродетелями».

Задание №3

Объясни, что означают следующие слова:

Приемлет-…………., богомольцы-…………, узреть-………….., амвон-…………,добродетель- …….грех-……..  .

Задание №4

Прочитай и объясни, почему связаны эти слова: умеренность-милосердие-смирение.

Задание № 5

Догадайся, выбери, запиши в тетрадь в 2 колонки:

Что хорошо? Что плохо?

Трудолюбие, гордость, лень, прилежание, милосердие, зависть, ложь, доброта, щедрость, злость, кротость, упрямство, скупость, честность, благодарность, скука, радость, горе, послушание, любовь к ближним, умеренность.

Задание №6

Прочитай и объясни, почему Христос учил о том, что христиане, не должны откладывать выполнение добрых дел и намерений?

Задание №7

Вспомни и запиши в тетрадь христианскую заповедь, в которой говорится об отношениях детей и родителей.

Задание №8

Соотнесите название иконы и изображением

  1. «Спас в силах»
  2. «Спас Нерукотворный»
  3. «Троица»

Контрольная  работа№3 по теме: «Восхождение в отечество небесное. Человек преображённый. Святые»  (проектная работа)

1 вариант

1)Составить маршрут путешествия по Святым Дивеевским местам:

А) рассказать о Серафимо — Дивеевском монастыре

Б) Троицком Соборе

В) Канавке Божьей Матери

Г) Святые источники Дивеевской земли

2)Составить для своих экскурсантов правила поведения в святых местах.

2 вариант

  1. Александро-Невская Лавра

3 вариант

    1) Троице-Сергиева Лавра

4 вариант

   1) Киево- Печерская Лавра

Контрольная работа № 4  (Итоговая контрольная работа за курс 4класса.)

Вариант 1.

Задание 1.

Объясни, что означают следующие слова:

Покаяние-

Святые-

Подвижники-

Крестное знамение-

Житие-

Мощи-

Хоругвь-

Молебен-

Задание 2

Напиши известные тебе имена учеников Преподобного Сергия Радонежского

Задание 3

Назови Лица Святой Троицы.

Задание №4

Как называется главное богослужение Православной Церкви?

Задание №5

Что значит, у христианина просить у Бога милости:

а) богатства, б) удачи, в) прощения грехов, г) Царствия Небесного

Задание  №6

Объясни пословицы:

« Не стоит город без святого, селение — без праведника»,

« С Богом пойдешь, путь к добру найдешь».

Задание № 7

Прочитай слова и сравни их, что у них общего: «отец», « отечество».

Задание 8

Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены Богородице.

Задание 9

Церковь подобна кораблю, плывущему по бурным волнам моря жизни. Нарисуй храм, основание которого похоже  на базилику (корабль), крест, ротонду (круг).

Задание 10

Объясните, почему Христа называют Вседержителем?

Вариант 2

Задание 1.

Объясни, что означают следующие слова:

Подвижники-

Мученики-

Инок-

Великий Пост-

Обедня –

Рака-

Кадило-

Игуменья-

Задание №2

В песнопениях посвященных Преподобному Сергию Радонежскому, поются слова:

« Молитвенная помощь православному воинству».

Приведи пример такой помощи из жития Преподобного.

Задание №3

Скажи, в память о каком событии был сооружен храм Христа Спасителя.

Задание №4

Как называется праздничные песнопения, посвященные Спасителю, Богородице, Святым.

Задание №5

В чем проявляется любовь человека к людям. Подумай, чем человек может пожертвовать для блага ближних:

а) временем   б) лакомством в) деньгами   г) трудом д) ничем

Задание №6

Объясни пословицы:« Бог терпел и нам велел», « Терпенье, и труд все перетрут».

Задание № 7

Подчеркните слова, которые относятся к устройству православного храма: притвор, алтарь, апсида, Горнее место, лампада, четверик.

Задание № 8

Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены  Спасителю.

Задание 9

Перечисли  символы православной иконы?

Задание 10

Допиши предложения:

На Руси для обучения грамоте использовалась 1 из книг Священного Писания………

VII.  Перечень учебно-методических  средств обучения. ТСО.

7.1.Основная  литература:

Учебно-методический комплект:

  1. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов» Православная культура» 1, 2 книга  3 (4) годы обучения – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006 г. автор: Людмила Леонидовна Шевченко
  2. «Православная культура»: Методическое пособие для учителя 3(4) годы обучения автор Л.Л. Шевченко М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.
  3. «Православная культура». Наглядное пособие «Иллюстраций»: 3(4) годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.

Дополнительная  литература:

1.Моя первая Священная история

2.Детская библия

3.Журнал « Свечечка»

7.2.Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:

1.Компьютер

2.Проектор

3.Экран