Технология 7 класс

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Направление «Технология. Обслуживающий труд»

к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н. Кудаковой, Н.Б. Рыковой  Технология. Обслуживающий труд»

                    7 класс (35 часов)

урока

Наименование разделов и тем Всего часов Характеристики основных видов деятельности учащихся Форма контроля Дата проведения
План факт
Раздел 1 «Кулинария»
1. Первичный инструктаж на рабочем месте. 1 Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок: содержание курса технологии. Беседа 6.09
Тема: «Понятие о микроорганизмах.  Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты.  Первая помощь при пищевых отравлениях». Поиск и презентации информации и содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Опрос
2 Тема: « Виды теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста». 1 Анализ рецептуры и кулинарного использования различных видов теста. Механическая обработка муки. Правила пользования инструментами и приспособлениями при приготовлении теста. Опрос 13.09
3 Тема: «Приготовление

бездрожжевого теста». (Песочное тесто. Бисквитное тесто).

1 Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста (температура теста, конечная толщина  пласта). Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. Ароматизирование песочного теста, ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком, шоколадом и др. Роль пищевой соды в ароматизированном песочном тесте.

Рецептура и приготовление бисквитного теста.

Теплый и холодный способы приготовления бисквитного теста.

Правила взбивания бисквитного теста. Разрыхлители для бисквитного теста.

Опрос 20.09
4 Тема: «Заварное тесто», «Слоеное тесто». 1 Рецептура и приготовление заварного теста. Соблюдение рецептуры заварного теста. Требование к качеству заварного теста.

Рецептура и технология приготовления слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, кислоты, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий. Технология замешивания  теста. Подготовка теста и масса к раскатке. Последовательная раскатка и складывание теста для получения слоистой структуры. Температура теста при раскатке. Значение строгого соблюдения технологии приготовления слоёного теста. Ножи и выемки для формирования теста. Условия выпекания изделий из пресного слоеного теста, способы определения готовности.

Опрос 27.09.
5 Тема: «Тесто для блинчиков». 1 Механическая обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Блины на опаре. Блины скороспелые. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Опрос 4.10
Практическая работа №3 «Приготовление блинчиков». Выпечка блинов. Подача блинов к столу. Сервировка стола и дегустация готовых блюд. Контроль выполнения Дом. приготовление
6 Тема: «Приготовление дрожжевого теста».

(опарным и безопарным способами).

1 Виды дрожжевого теста. Рецептура дрожжевого безопарного теста. Контроль качества муки. Ассортимент и сортность муки. Определение качества дрожжей. Ароматические вещества, добавляемые в дрожжевое тесто. Виды начинки для пирожков из дрожжевого теста. Технология приготовления теста. Условия брожения. Зависимость продолжительности брожения от температуры, количество дрожжей, соли, сахара и воды и др. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Разделка и расстойка теста. Способы защипывания пирожков. Отделка сахарной пудрой, орехами, глазирование помадой, сахарным сиропом. Смазка и выпечка изделий. Ассортимент изделий из дрожжевого теста (булочки, ватрушки, сайки, пончики, пирожки, расстегаи, рулеты и др.) Особенности приготовления открытого и закрытого пирога. Художественное оформление верхней части пирога. Фигурные изделия из теста. Требования к качеству готовых изделий из дрожжевого теста. Подача к столу. Опрос 11.10.
7 Тема: «Тесто для пельменей, вареников, домашней лапши». 1 Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Способы защипывания краев. Основные условия плотной защипки теста. Правила варки пельменей и вареников. Правила варки пельменей и вареников. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Опрос 18.10.
8 Тема: «Приготовление холодных десертов». 1 Виды фруктов  и ягод, используемых в кулинарии. Содержание во фруктах и ягодах минеральных веществ, углеводов, витаминов. Сохраняемость  этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки. Механическая обработка фруктов и ягод (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка, удаление косточек и др.). Опрос 25.10.
9 Тема: «Приготовление горячих сладких блюд. Сервировка десертного стола». 1 Виды сладких горячих блюд. Рецептура горячих сладких блюд. Контроль качества муки, крупы. Определение органалептическим путем качества продуктов. Фрукты, необходимые для приготовления горячих сладких блюд. Ассортимент горячих сладких блюд (пудинги, запеканки, шарлотки, сладкие каши, печеные яблоки, блинчики и др.). Особенности приготовления Гурьевской каши. Требования к качеству горячих сладких блюд. Подача к столу. Опрос 8.11
10 Тема: Практическая работа «Сервировка десертного стола» 1 Приготовление воздушного пирога с яблоками, приготовление творожной запеканки с изюмом и курагой.

Выпечка изделий. Сервировка стола и дегустация готовых блюд.

Контроль выполнения 15.11
11 Тема: Тема: Консервирование плодов и ягод. 1 Приготовление варенья, джема, повидла, компота в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки. Характерные свойства готового варенья (целые, кусочками или дольками плоды, прозрачный сироп). Соблюдение рекомендуемых режимов и приемов варки варенья. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья. Концентрация сахара, необходимая для консервации плодов и ягод. Способы определения готовности варенья. Технология приготовления повидла, джема. Плоды и ягоды, рекомендуемые для их приготовления. Технология приготовления пастеризованного варенья и джема. Условия и сроки хранения. Посуда и приспособления для механической обработки ягод и фруктов, приготовления варенья, повидла и для закладки их на хранение. Контроль выполнения 22.11.
Раздел 2 «Материаловедение» 3(ч)
12,13 Тема: «Химические волокна». Свойство волокон. 2 Искусственные и синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Сравнительные характеристики тканей из натуральных, искусственных, синтетических и смесовых волокон. Способы обнаружения искусственных и синтетических волокон в тканях. Опрос 29.11.

6.12.

14,15

,16

Тема: Изготовление Рождественского украшения» 3 Применение на практике свойств различных волокон. Создание новогодних украшений своими руками. Соединение деталей изделия различными способами. Развитие творческих и практических умений ученика. Уроки запланированы на основании необходимости оформления праздников проходящих в школе. Контроль выполнения 13.12,

20.12.

27.12

17 Тема: Лабораторно-практическая работа №1 «Определение волокнистого состава тканей из натуральных  волокон». 1 Научиться  распознавать ткани по их волокнистому составу. Сравнивать образцы тканей из натуральных и химических волокон по внешнему виду, на ощупь, с помощью пробы на горение. Сделать выводы об их волокнистом составе. 10.01
18 Тема: Лабораторно-практическая работа №2 «Определение волокнистого состава тканей из искусственных  и химических волокон». 1 Научиться  распознавать ткани по их волокнистому составу. Сравнивать образцы тканей из натуральных и химических волокон по внешнему виду, на ощупь, с помощью пробы на горение. Сделать выводы об их волокнистом составе. Контроль выполнения 17.01
Раздел 3 Конструирование и моделирование
19 Тема: «Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». 1 Краткие  сведения из истории одежды.

Современные направления моды. Создание одежды с учетом зрительных иллюзий. Типовые фигуры, размерные признаки. Пропорции фигуры человека. Условно-нормальная фигура. Изучение основ композиции костюма. Приемы выполнения различных видов эскизов.

Опрос. .24.01
20 Тема: «Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».

Практическая работа №9 «Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».

1 Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и  втачным рукавом. Знать как снимать и записывать мерки, необходимые для построения чертежа основы платья с цельнокроеным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Какие мерки записываются в полном размере, а какие в половинном.

Измерить фигуру человека и записать результаты измерений, используя условные обозначения мерок.

Опрос

Контроль выполнения.

31.01
21 Тема: «Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом ». 1 Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4. Контроль чертежа 7.02
22 Тема: «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». 1 Особенности моделирования плечевых изделий. Моделирование платья путем изменения формы выреза горловины, формы рукава, длины изделия. Опрос

Контроль выполнения.

14.02
23 Тема: «Построение чертежа воротника». 1 Виды воротников зависимости от силуэта и пропорции в одежде. Создание новых форм воротников на основе их чертежей. Опрос

Контроль выполнения.

21.02
24 Тема: «История брюк». 1 История появления брюк. Что означает слово «брюки» Опрос 28.02
25 Тема: «Снятие мерок для построения чертежа основы брюк».

Тема: «Практическая работа №13

«Снятие мерок для построения чертежа основы брюк».

1 Уметь показывать на чертеже брюк основные конструктивные линии. Знать основные детали в конструкции брюк. Уметь рассказывать и показывать как снимать и записывать мерки. Знать какие мерки записываются в полном размере, а какие в половинном.

Измерить фигуру человека  и записать результаты измерений, используя условные обозначения мерок.

Опрос

Контроль выполнения.

7.03
26 Тема: «Построение чертежа основы брюк». 1 Знать из каких деталей состоит чертеж брюк. Находить на чертеже брюк линии: талии, бедер, сидения, колен и низа. Опрос

Контроль выполнения

14.03
27 Тема: «Моделирование брюк». 1 На основе чертежа брюк в масштабе 1:4 выполнить моделирование брюк по выбранной модели брюк. Контроль выполнения 21.03
Раздел 5 «Технология изготовления швейных изделий»
28 Тема: «Изготовление блузки с цельнокроеным рукавом».

Тема: Практическая работа №15

«Раскладка выкройки блузки на ткани и раскрой блузки».

Подготовить выкройку и ткань к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон). Выполнение раскладки выкроек на ткани. Контроль выполнения. 4.04
29 Тема: «Технология обработка застежки плечевого изделия с притачным подбортом». 1 Обработка застежки плечевого изделия с притачным подбортом., обтачивание бортов, вывертывание и выметывание подбортов, влажно-тепловая обработка бортов. Контроль выполнения 11.04
30 Тема: «Изготовление шорт». 1 Научить моделировать шорты на основе выкройки брюк. Опрос

Контроль выполнения

18.04
Раздел 6 «Рукоделие»
31 Тема: «Вязание крючком». 1 Краткие сведения из истории рукоделия. Материалы и инструменты для вязания Правила вязания крючком. Выбор крючка, пряжи и ниток. Типы петель. Технология выполнения петель. Вязание по кругу. Опрос 25.04
32 Тема: «Макраме». 1 Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной техники. Инструменты и приспособления, материалы для плетения. Опрос 9.05
Раздел 7 «Технология ведения дома» 3(ч)
33 Тема: «Выбор комнатных растений». 1 Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты.

Выполнение эскиза размещения комнатных растений в интерьере.

Опрос 16.05
34 Тема: «Уход за растениями». 1 Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Комнатные плодовые вечнозеленые растения (лимон, апельсин, мандарин, гранат). Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Опрос 23.05
Раздел 8 «Электротехника»
35 Тема: «Электроосветительные приборы»»

Тема: «Электронагревательные приборы»

1 Электроосветительные и электронагревательные приборы и их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Поиск информации и анализ технических характеристик энергосберегающих осветительных приборов. Контроль выполнения 30.05
ИТОГО:35 часа

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Технология. Обслуживающий труд»

Автор О. А. Кожина, кандидат педагогических наук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа  к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе:

-Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. №  273-ФЗ);

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644);

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.20 15 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253»;

-фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ведения дома» общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляя им широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом позиции педагога, индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций и характера рынка труда. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с перечнем разделов и примерным распределением учебных часов; требования к результатам освоения содержания примерной программы; примерное тематическое планирование; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Программа составлена с учетом технологических знаний и опыта трудовой деятельности, полученных учащимися при обучении в начальной школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Всего 35 часов

 

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией О.А.Кожина (М . Дрофа, 2012).

 

Рабочая  программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование. Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 7 классов .

 

Учебник: Технология. Обслуживающий труд: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /О.А.Кожина, Е.Н .Кудакова, С.Э. Маркуцская  М.: Дрофа 2012г.

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой учащиеся знакомятся на уроках литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Материальная культура, в отличие от духовной, охватывает всю сферу человеческой деятельности и его развития. Это орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, пища и т. д. Материальная и духовная культура тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, являясь важной составляющей человеческого бытия.

Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.

К задачам учебного предмета «Технология» в системе общего образования относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя

им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.

Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе. Соответственно, независимо от вида изучаемых технологий, содержанием учебной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура;
  • распространенные технологии современного производства;
  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Учащиеся познакомятся со следующими общетрудовыми понятиями:

  • потребности, предметы потребления, потребительская стоимость продукта труда, материальное изделие или нематериальная услуга, дизайн, проект, конструкция;
  • устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, машин, механизмов);
  • механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства; научная организация труда, средства и методы обеспечения применения безопасных приемов труда; технологическая дисциплина; этика общения;
  • информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;
  • функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда;
  • экологические последствия производственной деятельности, безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов.

В процессе обучения технологии учащиеся овладеют:

  • навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыками чтения и составления технической документации, измерения параметров в технологии и продукте труда; выбора способа моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления;
  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
  • навыками организации рабочего места;
  • умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и личным качествам человека, предъявляемые различными массовыми профессиями.

Основой учебной программы «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Рукоделие. Художественные ремесла». Программа включает в себя также разделы «Оформление интерьера», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование», «Проектные и творческие работы».

В зависимости от потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки конкретный учебный материал для включения в программу отбирался с учетом следующих положений:

  • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;
  • распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений и художественного стиля;
  • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
  • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
  • возможность реализации общетрудовой, доступной, безопасной практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов.

Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности. Соответствующая тема по учебному плану программы может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением элементов творческой проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года, не заменяя этим системное обучение.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ.

Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему творческой работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. При этом возможно проведение интегральных занятий, создание интегральных курсов или отдельных разделов.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В основной школе технология изучается с 5 по 8 класс. Учебный план  в 7 классе составляет 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу технологии основной школы предшествует курс технологии начальной школы.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебниках «Технология. Обслуживающий труд», обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

  1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
  2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
  3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
  4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
  5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
  6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
  7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
  8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
  9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
  10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

  1. Планирование процесса познавательной деятельности.
  2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
  3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
  4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
  5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
  6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
  7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.
  9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
  10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
  11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
  12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
  13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
  14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
  15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
  16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

 

Предметные результаты

В познавательной сфере:

  1. рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  2. оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  3. ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  4. владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  5. распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
  6. владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  7. применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
  8. владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  9. применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  1. планирование технологического процесса и процесса труда;
  2. организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  3. подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  4. проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  5. подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  6. планирование последовательности операций и составление технологической карты;
  7. выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  8. определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
  9. приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
  10. формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
  11. составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
  12. заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
  13. соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
  14. соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  15. выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  16. контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
  17. выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  18. документирование результатов труда и проектной деятельности;
  19. расчет себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

  1. оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  2. выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  3. выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  4. согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  5. осознание ответственности за качество результатов труда;
  6. наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  7. стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

 

 

В эстетической сфере:

  1. дизайнерское конструирование изделия;
  2. применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
  3. моделирование художественного оформления объекта труда;
  4. способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
  5. эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
  6. сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
  7. создание художественного образа и воплощение его в материале;
  8. развитие пространственного художественного воображения;
  9. развитие композиционного мышления;
  10. развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
  11. развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
  12. понимание роли света в образовании формы и цвета;
  13. решение художественного образа средствами фактуры материалов;
  14. использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
  15. сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
  16. применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.;
  17. применение методов художественного проектирования одежды;
  18. художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
  19. соблюдение правил этикета.

В коммуникативной сфере:

  1. умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
  2. формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  3. выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  4. публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
  5. способность к коллективному решению творческих задач;
  6. способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
  7. способность прийти на помощь товарищу;
  8. способность бесконфликтного общения в коллективе.

В физической сфере:

  1. развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
  2. достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
  3. соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
  4. развитие глазомера;
  5. развитие осязания, вкуса, обоняния.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
  • ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.

Основное содержание программы.

 

1.Кулинария.

 

2.Материаловедение.

 

3.Машиноведение.

 

4.Конструирование и моделирование.

 

5.Технология изготовления  швейных изделий.

 

6.Рукоделие.

 

7.Технология ведения дома.  

 

8.Электротехника.

 

9.Творческие проектные работы.

 

Учебно-методическое обеспечение.

Система диагностики и контроля.

Система промежуточной и итоговой аттестации.

Система педагогических технологий.

Система внеклассной работы.

1.Учебник «Технология.Обслуживающий труд.7 класс»

авторы Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., «Дрофа», 2010 г.;

2. «Поурочные разработки по технологии» автор В.А..Давыдова

3. Таблицы.

 4.Образцы поузловой обработки изделий.

 5.Тесты по технологии 5-7классы С.Э.Маркуцкая  Изд. «Экзамен» 2006.

6.Книги по вышивке, кулинарии и др.

 7. Технология в схемах, таблицах и рисунках 5-9 классы С.Э.Маркуцкая  «Экзамен», 2009

8. Интернет

 9.  Диски с обучающими программами по вязанию спицами, крючком.

 10.   Мультимедиапрезентации к урокам по темам.

 11. Проектные работы учащихся.

    

1.Тестовые задания

2. Карточки для контроля знаний.

3.Выполнение проекта.

4.Самоконтроль по выполнению изделий.

На каждом уроке проверка практического задания, выполненного в течение урока, тесты, фронтальный опрос.

В преподавании предмета технологии в 7 классе применяются педагогические  технологии.

  • Модульное обучение.
  • Проектная деятельность.
  • Технологии проблемного обучения
  • Выставки работ учащихся.
  • Консультации учащихся
  • Участие в школьных и районных конкурсах.
  • Предметные олимпиады.

 


Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

Должны знать:

       об источниках и путях проникновения болезнетворных микробов в организм человека, способах профилактики инфекций и т. п.;

       о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды;

        правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях;

        основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику переплетений, зависимость свойства тканей от вида переплетения;

        классификацию машинных швов, их назначение, условное графическое изображение;

        принцип образования двухниточного машинного стежка, устройство швейной машины, выполняющей зигзагообразную строчку;

        силуэт и стиль в одежде, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, особенности моделирования поясных изделий;

         экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия;

         осветительные приборы и пути экономии электроэнергии;

         современные стили в интерьере, основные виды комнатных растений и правила ухода;

         традиционные виды рукоделия – вязание крючком, инструменты, узоры;

         историю создания изделий  в технике маккраме.

Должны уметь:

        оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;

        работать по технологическим картам;

        рассчитывать норму продуктов для приготовления блюд;

        соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;

        закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;

         читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны изделия;

         выполнять машинные швы: стачные (двойной, настрочной с открытым срезом) и краевые, обрабатывать притачной пояс;

        выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы;

       работать с электроприборами;

       подбирать крючок и нитки в зависимости от изделия.

Должны владеть:

ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно — саморазвивающей, рефлексивной компетенциями.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

вести экологически здоровый образ жизни;

– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;

– планировать и оформлять интерьер комнаты;

– проводить уборку квартиры;

– ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену;

– выражать уважение и заботу к членам семьи;

– принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

–использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

                                                                                  

Нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

«5» — получают учащиеся, справившиеся с работой 100 — 90 %;

«4» — ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» — соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

 


 

Учебно — тематический план по технологии

7 класс, 1 час в неделю

 

Учебные недели Разделы программы Примечание
1. 1.Кулинария.

(9 часов).

1 четверть
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 2.Материаловедение

                            (2часа).

  • Конструирование и моделирование

плечевого  изделия

(6 часов).

2 четверть
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. 4.Технология изготовления швейных изделий

(10 часов)

3 четверть
19.
20.
21.
22.
23
24.
25.
26.
27.
28. 6. Рукоделие

(4 часа)

7. Технология ведения дома

(2 часа).

8. Электротехника

(1 час).

9. Творческие проектные работы

(1 час).

4 четверть
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

 

Перечень учебно – методического обеспечения.

  1. «Настольная книга учителя технологии», справочно-методическое пособие, под ред. А. В. Марченко, М. , АСТ «Астрель», 2005 г.

 

2.«Сборник нормативных документов. Технология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план», под ред. Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева, М., «Дрофа», 2006 .

 

3.«Иллюстрированная энциклопедия моды»,Л.Кибалова, О.Гербенова, М. Ламарова, Прага, «Артия»,1986.

 

4.«Самоделки из текстильных материалов», Г. И. Перевертень, М., «Просвещение», 1990.

 

5.«Энциклопедия рукоделий»,Л.Гандертон, М., «АСТ- ПРЕСС», 1995.

 

6.«Узоры вязания на спицах и крючком», С.С. Павлович, А.И. Шпаковская,  В.И. Логвенкова, Минск, «Полымя», 1990.

 

7.Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебно-методическое пособие: учебно — методическое пособие/сост. Е.Ю. Зеленская. – 3-е изд., пересмотр. – М.:Дрофа, 2014.