ОХН 2 класс

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждено»

Методическим объединением учителей

Заместитель директора по УВР

А.Б.Васильева

Директор школы И.Б.Гончарова

Руководитель МО

Приказ №

« » 2016г.

« » 2016 г.

« » 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ»

2 класс на 2016 — 2017 учебный год

Составитель: диакон Александр Новоселов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Основы христианской нравственности» и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей обучения младших школьников и предназначена для использования во 2 классе.

В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Программа «Основы христианской нравственности» построена в соответствии с требованиями нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания.

Направление программы обращено к духовно-нравственным традициям. Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Целью программы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи:

приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения

Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали

Сроки реализации 2016-2017 учебный год

Общая характеристика курса

В содержание предмета «ОХН » включены материалы, изучение которых способствует формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Занятия по православной этике включают в себя изучение Священного Писания, святоотеческих творений, знакомство с памятными датами, отмечаемыми Церковью, с жизнью святых людей.

Место курса «Основы Христианской нравственности» в учебном плане школы

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 2класса предусматривает обучение основам христианской нравственности в объеме 1 ч в неделю, рассчитана на 34 ч в год.

Изучение материала в рамках четверти имеет неторопливый темп, что позволяет на итоговых уроках сделать содержательное обобщение-вывод по всему материалу, изученному в четверти.

Формы работы с детьми:

индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

творческая художественная деятельность детей: рисование, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения;

проведение праздников и мероприятий;

использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

проектная деятельность учащихся;

экскурсии;

организация выставок;

тематические и творческие вечера;

участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Формы и средства контроля

Результатами изучения ОХН школьниками являются:

критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),

критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям);

критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Формы контроля могут быть вариативными, включая

анкетирование,

— тестирование,

— анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Методы реализации программы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).

2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

что такое добродетели;

повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей;

некоторые заповеди и самую общую — о любви к ближним;

понимать:

что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;

что зло побеждается только добром;

что у каждого человека есть совесть;

«золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;

что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;

как важны дела милосердия в любой ситуации;

Проявлять следующие отношения:

наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;

деятельную помощь ближним.

В процессе обучения и воспитания по духовно-нравственному воспитанию у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету».

опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства.

В результате изучения предмета «Основы христианской нравственности» в рамках 2 года обучения учащиеся должны:

знать:

элементарные представления об основных нравственных христианских ценностях в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;

первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;

уметь: применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Основное содержание курса.

В содержание предмета «Основы христианской нравственности» включены материалы, изучение которых способствует формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Занятия по православной этике включают в себя изучение Священного Писания, святоотеческих творений, знакомство с памятными датами, отмечаемыми Церковью, с жизнью святых людей.

Содержание тем учебного курса

2 класс

п/п

Тема

Количество часов

1.

Мир, который нас окружает (видимый и невидимый)

9 ч.

2.

Творец как радость и смысл жизни христианина

8ч.

3.

Радость православной веры

10ч.

4.

Красота и радость в творениях Храм — дом Божий.

7ч

Итого

34ч.

Календарно-тематическое планирование уроков «Основ Христианской Нравственности»

2 класс

ОХН 2 класс