ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК
«Принято» |
«Согласовано» |
«Утверждено» |
Методическим объединением учителей |
Заместитель директора по УВР А.Б.Васильева |
Директор школы И.Б.Гончарова |
Руководитель МО |
||
Приказ № |
||
« » 2016г. |
« » 2016 г. |
|
« » 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ»
3 класс на 2016 — 2017 учебный год
Составитель: диакон Александр Новоселов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету Основы Христианской Нравственности» и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей обучения младших школьников и предназначена для использования в 3 классе.
Программа «Основы Христианской нравственности» построена в соответствии с требованиями нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания. Направление программы обращено к духовно-нравственным традициям.
Целью программы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Задачи:
Приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
Формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
Возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
Укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Общая характеристика курса
В содержание предмета «ОХН» включены материалы, изучение которых способствует формированию нравственного и эстетического суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Занятия по «ОХН» включают в себя изучение Священного Писания, святоотеческих творений, знакомство с памятными датами, отмечаемыми Церковью, с жизнью святых людей.
Место курса «ОХН» в учебном плане школы
Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение православной этики в объеме 1 час в неделю, рассчитано на 34 часа в год.
Формы работы с детьми:
Индивидуально-групповые, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
Творческая художественная деятельность детей: рисование, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения;
Проведение праздников и мероприятий;
Проектная деятельность учащихся;
Экскурсии;
Организация выставок;
Тематические и творческие вечера;
Участие в смотрах и конкурсах, фестивалях, концертах.
Формы и средства контроля.
Результатами изучения «ОХН» школьниками являются:
— Критерии факта (что, в каком объеме, и на каком уровне усвоена из предъявленного материала),
— Критерии отношений ( как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждений),
— Критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями предпочитает и преимущественно проводит).
Формы контроля могут быть вариативными, включая:
— анкетирование,
— тестирование,
— анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; экскурсии; работа с текстами; составление кроссвордов)
2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; проведение викторин, конкурсов, тематических вечером).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:
— что такое добродетели;
— повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей;
Понимать:
— что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;
— что зло побеждается только добром;
— что у каждого человека есть совесть;
— что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;
— как важны дела милосердия в любой ситуации;
Проявлять следующие отношения:
— наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;
— деятельную помощь ближним.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
— Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
— проговаривать последовательность действий на уроке.
— учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
— делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы результате совместной работы своего класса.
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других.
— совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностные УУД:
Нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывание собеседников.
Требование к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету.
В результате изучения предмета «ОХН» в рамках 1 года обучения учащиеся должны:
Знать/понимать
— первичные представления об основе Христианской нравственности
— краткую историю и традиции главных православных праздников;
— православные семейные ценности.
Уметь
— Видеть красоту мира;
— давать нравственную оценку поступкам людей;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора.
Основное содержания курса.
В содержания предмета «ОХН» включены материалы, изучения которых способствует формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающих действительности на основе православных традиций и системы ценности.
Учебно – тематический план и содержание тем курса «ОХН» 3 класс
№ |
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание темы |
Дата |
1. |
1 |
Бог просвещающий |
Священное писание. Священное предание. |
|
2. |
1 |
Что говорит о Боге православная культура |
Бог Троица. Бог любовь. |
|
3. |
1 |
Свет на горе Фавор |
Преображение, Свет Фаворский |
|
4. |
1 |
Бог спасающий |
Милость. Царствие Небесное. |
|
5. |
1 |
Что говорит о человеке православная культура? |
Талант. Дар Божий. |
|
6. |
1 |
Христиане в православном Храме. |
Православные Христиане. Таинство. |
|
7. |
1 |
Контрольная |
работа: по теме Отечество небесное. |
||||
8. |
1 |
Анализ контрольной работы |
||
9. |
1 |
Золотое правило жизни. |
Любовь. Милосердие. |
|
10. |
1 |
Добро и зло. |
Добро. Зло. Гордость. Благословение. |
|
11. |
1 |
Как Бог строил дом спасения человека. |
Истина. Божественное домостроительство. |
|
12. |
1 |
Воеводы сил любви. Добродетели |
Христианские добродетели. |
|
13. |
1 |
Непобедимое оружее Христиан. |
Богатства духовные и материальные. |
|
14. |
1 |
Защита святынь. Сила тьмы. |
Верность. Христианские святыни. |
|
15. |
1 |
Проверочная работа. Небесные помощники. |
Праведность и благочестие. |
|
16. |
1 |
Христианская семья. |
Семья – малая Церковь. |
|
17. |
1 |
Добрый ответ. |
Ответственность – праведность – благочестие. |
|
18. |
1 |
Как преображался человек. |
Христианский путь совершенствования человека. |
|
19. |
1 |
Ступенька « Богомыслие» |
Богомыслие. Святой апостол Иоан Богослов. |
|
20. |
1 |
Ступенька «Благочестие» |
Благочестие. Святой апостол Андрей Первозванный. |
|
21. |
1 |
Ступенька «Вера в Бога» |
Вера в Бога. Святой князь Александр Невский. |
|
22. |
1 |
Ступенька « Надежда на Бога» |
Смирение. |
|
23. |
1 |
Ступенька «Веселье о Боге» |
Раскаяние.Прощение. Христианская радость. |
|
24. |
1 |
Ступенька «Страх Господень», «Любовь к Богу и к |
Милость. Христианская любовь. |
ближнему» |
||||
25. |
1 |
Контрольная работа по теме: Восхождение в отечество небесное.» |
||
26. |
1 |
Анализ контрольной работы |
||
27. |
1 |
Принявший венец победы. |
Святой Великомученик Георгий Победоносец. |
|
28. |
1 |
Доброе имя – в славе моего Отечества. |
Предки. Потомки. |
|
29. |
1 |
Россия помнит. Святыни родного края. |
Святыня. |
|
30. |
1 |
Новомученики и исповедники Российские. |
Русская голгофа. |
|
31. |
1 |
Священный долг. |
Историческая память. |
|
32. |
1 |
Контрольная работа по теме:Отечество земное и небесно». |
||
33. |
1 |
Анализ контрольной работы. |
||
34. |
1 |
Итоговое повторение за год. |