ОХН 4 класс

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждено»

Методическим объединением учителей

Заместитель директора по УВР

А.Б.Васильева

Директор школы И.Б.Гончарова

Руководитель МО

Приказ №

« » 2016г.

« » 2016 г.

« » 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ»

4 класс на 2016 — 2017 учебный год

Составитель: диакон Александр Новоселов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „ Основы христианской нравственности « и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей обучения младших школьников и предназначена для использования во 2-4 классах.

В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Рабочая программа «Основы христианской нравственности» построена в соответствии с требованиями нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания.

Направление программы обращено к духовно-нравственным традициям. Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Целью программы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи:

приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения

Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали

Общая характеристика курса

В содержание предмета «Основы христианской нравственности» включены материалы, изучение которых способствует формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Занятия по Основам христианской нравственности включают в себя изучение Священного Писания, святоотеческих творений, знакомство с памятными датами, отмечаемыми Церковью, с жизнью святых людей.

Место курса «Основы христианской нравственности» в учебном плане школы

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 2-4 класса предусматривает обучение православной этики в объеме 1 ч в неделю, рассчитана на 34 ч в год в каждом классе .

Изучение материала в рамках четверти имеет неторопливый темп, что позволяет на итоговых уроках сделать содержательное обобщение-вывод по всему материалу, изученному в четверти.

Формы работы с детьми:

индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

творческая художественная деятельность детей: рисование, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения;

проведение праздников и мероприятий;

использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

проектная деятельность учащихся;

экскурсии;

организация выставок;

тематические и творческие вечера;

участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Формы и средства контроля

Результатами изучения православной культуры школьниками являются:

критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),

критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям);

критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Формы контроля могут быть вариативными, включая

анкетирование,

— тестирование,

— анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Методы реализации программы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).

2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

что такое добродетели;

повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей;

некоторые заповеди и самую общую — о любви к ближним;

понимать:

что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;

что зло побеждается только добром;

что у каждого человека есть совесть;

«золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;

что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;

как важны дела милосердия в любой ситуации;

Проявлять следующие отношения:

наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;

деятельную помощь ближним.

В процессе обучения и воспитания по духовно-нравственному воспитанию у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

В результате изучения предмета «Основы христианкой нравственности» учащиеся должны:

знать:

элементарные представления об основных нравственных ценностях в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;

первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;

уметь: применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Основное содержание курса

В содержание предмета «Основы христианской нравственности» включены материалы, изучение которых способствует формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Занятия включают в себя изучение Священного Писания, святоотеческих творений, знакомство с памятными датами, отмечаемыми Церковью, с жизнью святых людей.

Учебно – тематический план и содержание тем курса «ОХН»

3 класс.

Кол-во часов

Тема урока

Содержание темы

Дата

1.

1

Бог просвещающий

Священное писание. Священное предание.

2.

1

Что говорит о Боге православная культура

Бог Троица. Бог любовь.

3.

1

Свет на горе Фавор

Преображение, Свет Фаворский

4.

1

Бог спасающий

Милость. Царствие Небесное.

5.

1

Что говорит о человеке православная культура?

Талант. Дар Божий.

6.

1

Христиане в православном Храме.

Православные Христиане. Таинство.

7.

1

Контрольная работа: по теме Отечество небесное.

8.

1

Анализ контрольной работы

9.

1

Золотое правило жизни.

Любовь. Милосердие.

10.

1

Добро и зло.

Добро. Зло. Гордость. Благословение.

11.

1

Как Бог строил дом спасения человека.

Истина. Божественное домостроительство.

12.

1

Воеводы сил любви. Добродетели

Христианские добродетели.

13.

1

Непобедимое оружее Христиан.

Богатства духовные и материальные.

14.

1

Защита святынь. Сила тьмы.

Верность. Христианские святыни.

15.

1

Проверочная работа. Небесные помощники.

Праведность и благочестие.

16.

1

Христианская семья.

Семья – малая Церковь.

17.

1

Добрый ответ.

Ответственность – праведность – благочестие.

18.

1

Как преображался человек.

Христианский путь совершенствования человека.

19.

1

Ступенька « Богомыслие»

Богомыслие. Святой апостол Иоан Богослов.

20.

1

Ступенька «Благочестие»

Благочестие. Святой апостол Андрей Первозванный.

21.

1

Ступенька «Вера в Бога»

Вера в Бога. Святой князь Александр Невский.

22.

1

Ступенька « Надежда на Бога»

Смирение.

23.

1

Ступенька «Веселье о Боге»

Раскаяниерощение. Христианская радость.

24.

1

Ступенька «Страх Господень», «Любовь к Богу и к ближнему»

Милость. Христианская любовь.

25.

1

Контрольная работа по теме: Восхождение в отечество небесное

26.

1

Анализ контрольной работы

27.

1

Принявший венец победы.

Святой Великомученик Георгий Победоносец.

28.

1

Доброе имя – в славе моего Отечества.

Предки. Потомки.

29.

1

Россия помнит. Святыни родного края.

Святыня.

30.

1

Новомученики и исповедники Российские.

Русская голгофа.

31.

1

Священный долг.

Историческая память.

32.

1

Контрольная работа по теметечество земное и небесно».

33.

1

Анализ контрольной

работы.

34.

1

Итоговое повторение за год.

Календарно-тематическое планирование уроков «Основ Христианской Нравственности»

2 класс

урока

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов

Понятия

Планируемый результат

УУД

план

факт

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Мир, который нас окружает (видимый и невидимый) 9 часов

1

Красота и радость в жизни людей Откуда мы узнаем о Боге, о человеке, о мире.

1.

Библия.

Богир.

Добро

Зло

Сотворение мира

— выражать словами: поддержку, благодарность, просьбу и т.д.,

 

Уважение к своему народу, к своей родине. 

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

2

История славянской азбуки

1

Ц/Сл язык. Раскрашивание церковнославянских букв. Святые Кирилл и Мефодий.

— понимать свое состояние и оценивать его;

 

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Отвечать на простые вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3

Праздники радости сентября. Рождество Пресвятой Богородицы

1

Богородица Благодать Благочестие Православная красота

-находить красивое в окружающем мире: видеть, слышать, чувствовать красоту;

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «красота», «родина», «природа», «семья»

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

4

Православный Храм – дом Божий

1

Память

Памятник

Православные мастера

Душа Святыни

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Отвечать на простые вопросы учителя,

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

5

О чем рассказывают иконы

1

Икона

Образ

Лик

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

первоначальные навыки работы в группе

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

 

6

Радостный мир православной иконы

1

Акафест

Радость

Образ Божий

Богослужение

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Работать  в паре.

7

Скорби и торжество в православной иконе?

1

Крест

Спаситель

Спасение

Скорбь

Терпение

Благодать

Уметь сдерживать обещания 

формулирование нравственных проблем

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

8

Повторение по теме: «Красота и радость в творениях»

1

Определять цель выполнения заданий на уроке без руководства учителя.

Определять степень сложности заданий

делать самостоятельные   выводы

Работать самостоятельно

Творец как радость и смысл жизни христианина 7 часов

9

Праздники-радости октября. Покров Пресвятой Богородицы.

1

. Покров, вера, надежда, спасение

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

10

О необыкновенной дружбе святых людей и животных (Серафим Саровский, Сергий Радонежский).

.1

 Чудотворец

Святой

Добродетель

Грех

совесть

— понимать и объяснять значение новых слов и правильно использовать в своей речи.

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

контроль

произвольные и осознанные устные высказывания

Участвовать в паре.

11

Какими законами Бог сохранял красоту мира

1

Заповеди Божьи

— объяснить, как связаны между собой понятия «любовь – мир – красота»;

 

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

12

Синайское законадательство

1

Скиния

Ковчег\

приводить примеры из библейской

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации)

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на

Слушать и понимать речь других.

Зависть

Наказание

истории и находить их в современной жизни;

к учению.

 

основе изучения данного раздела.

13

История царя Давида. Псалтирь

.Благочестие

Грех

Покаяние

Спасение

Пророк

Псалтирь

Псалом Тропарь

— понимать и объяснять значение праздников в жизни человека;

— проявить внимание, любовь, заботу

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

14

Введение во храм Пресвятой Богородицы

1

Христианская радость

Смирение

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

15

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева

1.

Скиния Иконостас Царские ВратаАлтарь Жертвенник КлиросСолеяГорнее место

Архирей

Святой Престол

— понимать и объяснять значение новых слов

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

принятие и сохранение учебной задачи;

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

16

Проверочная работа по

1

Иконостас Царские

понимать и объяснять

ориентация в нравственном

Организовать работу без руководства

Делать самостоятельные

Умение работать самостоятельно

темеЧто мы видим в православном храме

ВратаАлтарь Жертвенник КлиросСолеяГорнее место

Архирей

Святой Престол

значение новых слов

содержании и смысле

учителя

выводы

Радость православной веры 10 часов

1718

Ветхозаветное пророчество о Христе. Рождество Христово

2

Рождество, Иисус Христос, стыд, слава Богу, неблагодарность.

— назвать основные христианские праздники;

 

 

 

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

19

Красота и радость в иконах «Рождество Христово»

1

.

Мир-красота-

благодарение

— рассказать об основных христианских праздниках;

 

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

20

Иоанн Креститель «И многие о рождении его возрадуются»

1

Крещение Крестный ход, святая вода.

Радость

Покаяние

Смирение

Скромность

— объяснить духовный смысл основных христианских праздников;

 Для чего люди крестились?

Познакомить с рассказом о Крещении

уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Христа.

21

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме

1

Сретение

Божественная литургия

— понимать и объяснять, почему праздники бывают переходящие и непреходящие;

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

22

Для чего Бог пришел к людям. Христос Спаситель

Добродетели

Фарисеи

Прощение.

Грех

Гордость

Смирение

23

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

1

Молитва

Благодать

Объяснять значение молитв и их применения.

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

24

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

1

Заповеди Блаженства

Проповдь

Апостолы Маркатвей, Лука,Иоанн

Оказывать помощь близким, друзьям, прохожим, все, кто в ней нуждается

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы, высказывать своё отношение

Соблюдать нормы речевого этикета

25

Радость послушания.

1

Послушание-радостьрасота

Уметь прощать, самим просить

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информац

самим задавать вопросы,

Соблюдать нормы речевого этикета

Дети и родитеели

,счастье,жертвенность.

Непочтительность-несчастье

прощение

ию с имеющимся жизненным опытом.

высказывать своё отношение

26

«Небесное веселье «Христианские мученики

1

Мученик

Святцы

Венцы

Священное Предание

Мудрость

Оказывать помощь близким, друзьям, прохожим, все, кто в ней нуждается

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы, высказывать своё отношение

Соблюдать нормы речевого этикета

27

Радости православной веры

1

Умеренность

Покаяние

Исповедь

Причастие

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей речи.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

О чем рассказывают создатели православной культуры 7 часов

28

О чем рассказывают создатели православной культуры

1

Христианство

ПравославиеКрасный угол

Чудо воскрешения

— понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей жизни

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

29

Воля божия и воля человеческая

1

Апостолы

Искушение Молитва-любовь-послушание-

— объяснить духовный смысл основных христианских праздников;

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

использовать речь для регуляции своего действия;

мужество-счастье

 

поведения;

30

Радость праведных

1

Царство Небесное

Паведники

Притчи

Христианская радость

— рассказать о значении, назначении и устройстве храма;

— назвать имя святых, которые изображены на иконах;

— правильно вести себя в храме;

— правильно обратиться к священнику

— понимать и объяснять, как в храме соединяются два мира: видимый и невидимый.

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

31

Праздник праздников. Светлое христова Воскресение

1

Пасхальная радость

Багряница

Терновый венец

Благодарение

 понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей жизни

.

 Развитие нравственных чувств

составлять план и определять последовательность действий

Отвечать на простые вопросы учителя,

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

32

Доброта и милосердие

1

Благочестивый человек

понимать и объяснять

Уважение к своей семье, к своим

составлять план и определять

Отвечать на простые вопросы

Соблюдать простейшие нормы

христианина

Душа

Добро и зло

Милосердие

Ближний

Бескорыстие

значение новых слов, правильно использовать их в своей

родственникам, любовь к родителям

последовательность действий

учителя,

речевого этикета

33-34

Контрольная работа за курс 2класса по предмету «ОХН» и ее анализ

2

Контроль за полученными знаниями

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свою работу без руководства учителя.

Применять полученные знания на практике.

Умение работать самостоятельно

Календарно-тематическое планирование уроков «Основы христианской нравственности»

4 класс

урока

Дата

проведения

Тема урока

Цель

Понятия

Домашнее задание

УУД

план

факт

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН БОЖИЙ (10 часов)

1

Человек- любимое творение Бога

Помочь понять почему человек – любимое творение Бога? Что значит «творение Божие»

Душа, образ, богоподобие

Прочитать К.Д.Ушинского «Размышление маленького христианина о человеке» 

Уважение к человеку

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

2

Что такое христианская нравственно

сть

Сформировать у детей представление о христианской нравственности

Нравственность, нравственный и безнравственный поступок

Рассказ М.А. Андрианова «Полезное волшебство»

Умение отличать нравственные поступки от безнравственных 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Отвечать на простые вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

3

Нравственный закон

Представление о законе как сердцевине христианского учения

Нравственность,

Нравственный закон

рассказ о действии нравственного закона в жизни человека, иллюстрирующий одну из пословиц

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «красота», «счастье»

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

4

Совесть

Активизировать предметную отнесенность слов: «совесть», «разум», «чувства», «воля».

Совесть, стыд, раскаяние

Рассказ П.В. Засодимского «Гришина милостыня»

Умение слышать в себе голос совести

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Отвечать на простые вопросы учителя,

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

5

Что такое грех

Помочь детям понять, что грех- это поступок нарушающий нравственный закон.

Грех, совесть

Б.А.Ганаго «Святой Георгий Победоносец»

первоначальные навыки работы в группе

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

 

6

Грех и свобода

Понимание свободы как выбор пребывания с Богом и удалением от него.

Грех, раскаяние, покаяние, свобода, несвобода

В.А.Осеева «В одном доме»

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Работать  в паре.

7

О покаянии. Притча о блудном сыне

Осознать смысл покаяния как возвращения согрешившего человека к Богу

Покаяние, прощение, притча, христианский подвиг.

Евангельские притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме.

формулирование нравственных проблем

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

8

Что такое Богооткровенный закон.

Систематизировать знания детей о законах, данных Богом человеку.

Закон, завет, Ветхий Завет, Новый завет, откровение, Богооткровенн

Отрывок из ветхозаве6тной Книги Исход и найти в нем 10 главных

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

ый закон.

заповедей

мотивов познания и творчества;

9

Десять заповедей

Сформировать представление о 10 заповедях как о главных правилах жизни христианина.

 Закон, завет, заповедь, Богооткровенный закон.

Объяснить значение одной из заповедей Декалога применительно к себе.

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

контроль

произвольные и осознанные устные высказывания

Участвовать в паре.

10

Евангельский закон

Понять отличие Ветхозаветного закона от Новозаветного

Закон, завет, Ветхий Завет, Новый завет, откровение, Богооткровенный закон.

Б.А.Ганаго «Велосипед» 

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

ХРИСТИАНСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ (9 ЧАСОВ)

11

Что такое добродетель

Помочь понять что в основе добродетели лежит вера и любовь.

Добродетель, фарисейство.

Раскрыть смысл одного из высказываний святителей в рубрике «Святоотеческая мудрость»

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

12

Жизнь христианина как подвиг

Показать что подвиг христианина – это его движение к Богу через покаяние и возрастание в совершенстве

Свобода, выбор, ответственность, христианский подвиг, покаяние.

Раскрыть смысл одного из святоотеческих высказываний

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

13

Господь Иисус Христос – образец добродетельной жизни.

Показать как Господь Иисус Христос дал нам образец добродетели

Добродетель, образ, образец.

Стихотворение А.Н.Плещеева «Учитель»

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

14

Смирение – начало всех добродетелей.

Преподобный Сергий Радонежский

Помочь осознать необходимость в нашей жизни смирения.

Самоотвержение, богоподобие, добродетель.

Прочитать житие преподобного Сергия Радонежского

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

принятие и сохранение учебной задачи;

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

15

Вера – основание добродетели.

Вера, Надежда, Любовь и их мать София.

Представление о вере как основе христианской жизни.

Вера, мученичество, добродетель.

Приводить примеры из современной жизни о вере людей

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

принятие и сохранение учебной задачи;

Рассказывать, пересказывать, слушать одноклассников

Слушать и понимать речь других.

16

Христианская надежда.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Осмыслить понятие надежды как упование на милость Божию.

Надежда, благодать, первоучитель, просветитель.

Прочитать житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

17

Промысел Божий и выбор христианина.

Преподобный Серафим Вырицкий.

Показать что Бог видит все, но не вмешивается в нашу жизнь, чтобы мы могли делать добровольный выбор

Промысел Божий, выбор христианина.

Прочитать житие святого Серафима Вырицкого 

 

 

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

18

Терпение и мужество – краеугольные камни добродетели.

Святитель Лука.

Сформировать представление о терпении и мужестве как краеугольных камнях добродетели.

Вера, надежда, терпениеужество, добродетель.

Прочитать житие святителя Луки. 

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

19

Любовь – вершина добродетели.

Апостол Иоанн Богослов

Сформировать представление о свойствах истинной христианской любви к Богу.

Добродетель, вера, надежда, любовь.

Рассказ Н.И. Смоленского «Апостол любви»

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА (15 часов)

20

Богопочитание.

Сформировать у

Обязанностьо

Прчитать рассказ

уважение к

Планирование

Строить речевое

Отвечать на вопросы

Преподобный Феодосий Печерский.

детей представление об обязанностях человека по отношению к Богу.

лг, богопочитание.

о жизни святого преподобного Феодосия Печерского 

окружающим — умение слушать и слышать партнера,

совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

высказывание в устной форме с помощью учителя;

учителя, товарищей по классу

21

Богопознание.

Блаженная Матрона Московская.

Осмыслить потребность человеческой души жить по Евангелию.

Богопознание, богомыслие, богосыновство.

В житие святой блаженной Матроны найти примеры, подтверждающие слова святителя.

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

22

О молитве.

Когда и как следует молиться. Какие мы знаем молитвы

Молитва, молитвенное правило.

Объяснять значение молитв и их применения.

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы, высказывать своё отношение

Соблюдать нормы речевого этикета

23

Жизнь христианина в церкви.

Святой праведный Иоанн Кронштатский.

Дать понятии о Церкви как о единении христиан в общей молитве.

Церковь, общественная молитва, богослужение, Божественная литургия, Таинства, Евхаристия.

Прочитать житие святого праведного Иоанна Кронштатского

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы, высказывать своё отношение

Соблюдать нормы речевого этикета

24

Исповедание веры.

Священномученик Иларион

Понятие исповедование веры – это наша обязанность по отношению к

Исповедание веры, проповеданиемученичество

Прочитать житие священномученика Илариона.

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы, высказывать своё отношение

Соблюдать нормы речевого этикета

(Троицкий)

Богу.

25

Христианская справедливость.

Святой благоверный князь Даниил Московский

Что значит справедливость, как требование правды Божией.

Любовь, христианская справедливость, милосердие.

Прочитать житие Святого благоверного князя Даниила Московского

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

26

Христианское милосердие.

Святитель Иоанн Милостивый

Осознать что милосердие – это одно из проявление любви к людям.

Милосердие, благотворительность, доброжелательность, бескорыстие, самоотверженность.

Прочитать житие святителя Ионна Милостивого.

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

27

Христианская семья.

Святые царственные страстотерпцы.

Сформировать представление о семье как о богоучрежденном, нерасторжимом союзе, малой Церкви.

.

Любовь, семья, супружество, Таинство Венчания.

Высказывания святых отцов о семье.

Рассказать о значении отца и матери в семье и доме;

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

28

Христианская любовь к Отечеству.

Святой праведный воин Феодор Ушаков.

Расширить понятие христианской любви как любви к Отечеству.

Любовь, служение, Отечество, соборность, державность, исповедничество.

 Прочитать житие праведного Феодора Ушакова.

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

использовать речь для регуляции своего действия;

29

Общественное служение христианина.

Святой боговерный князь Александр Невский.

Расширить понятия служения Отечества как общественного служения христианина.

Деятельное служение, благочестие, подвижничесство.

Прочитать житие святого благоверного князя Александра Невского.

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

30

Забота христианина о своей душе.

Святитель Дмитрий Ростовский.

Как надо

заботится о своей душе, в чем различие богатства земного и Небесного

Святитель, святость, свет, просвещение, душа.

 Прочитать житие святителя Димитрия Ростовского.

Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

составлять план и определять последовательность действий

Отвечать на простые вопросы учителя,

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

31

Воспитание воли христианина.

Преподобный Савватий Соловецкий.

Осмыслить христианское понятие воли как действующей силы человеческой души.

Воля, обет, зарок

Прочитать житие преподобного Савватия Соловецкого.

развитие этического чувства воли, как регулятора морального поведения;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

32

Сердце христианина.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

Представление о развитии сердца христианина на примере преподобной Елисаветы

Сердце, милосердие, обитель, мученический подвиг.

Дочитать житие святой преподобномученицы Елмсаветы Федоровны.

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

составлять план и определять последовательность действий

Отвечать на простые вопросы учителя,

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

33

Труд

Понятие труда

Труд, работа,

Дочитать житие

развитие готовности к

Организовывать свое

Подробно

Соблюдать

христианина.

Преподобный Серафим Саровский

душевного и телесного. Молитва- борьба с с греховными помыслами.

молитва, крест.

святого преподобного Серафима Саровского.

самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

рабочее место под руководством учителя.

пересказывать прослушанное; определять тему.

простейшие нормы речевого этикета

34

Итоговый урок по курсу ОХН

Повторить и закрепить знания, полученные в течение учебного года.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

ОХН 4 класс