Основы православной веры 2-3

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждено»

Методическим объединением учителей

Заместитель директора по УВР

А.Б.Васильева

Директор школы И.Б.Гончарова

Руководитель МО

Приказ №

« » 2016г.

« » 2016 г.

« » 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ» 2-3 класс на 2016 — 2017 учебный год

Составитель: диакон Александр Новоселов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема «Основы Православной веры» сейчас занимает важное место в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Сегодня кризис духовно-нравственных начал в нашем обществе всё больше обостряется. И путь преодоления нравственного кризиса — в возвращении к традициям, к православию.

Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому при обучении исходим от близкого, понятного ребёнку мира: волшебного мира сказок, окружающего мира природы. В это период закладываются представления о красоте и доброте гармоничного мира, созданного Богом, о красоте первого человека – любимого чада Божия, красоте райской жизни, созданной Богом для человека, о вечном Царствии Небесном.

Ребёнок получает первые представления о нравственно – эстетических категориях зла и безобразного в окружающем мире; о падении ангела и вхождении зла и греха в человеческую жизнь; об исчезновении гармонии, падении человека; искажении красоты в природе, в человеке. И о любви Бога, спасающего человека, о вечном Царствии Небесном.

Программа разработана в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Основы Православной веры» и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей обучения младших школьников и предназначена для использования во 2-3 классах.

В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Программа «Основы Православной веры» построена в соответствии с требованиями нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания.

Направление программы обращено к духовно-нравственным традициям. Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Целью программы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи:

приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения

Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали

Общая характеристика курса

В содержание предмета «Основы Православной веры» включены материалы, изучение которых способствует формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Занятия по православной этике включают в себя изучение Священного Писания, святоотеческих творений, знакомство с памятными датами, отмечаемыми Церковью, с жизнью святых людей.

Место курса «Основы Православной веры» в учебном плане школы

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 2-3 класса предусматривает обучение православной этики в объеме 1 ч в неделю, рассчитана на 34 ч в год.

Изучение материала в рамках четверти имеет неторопливый темп, что позволяет на итоговых  уроках сделать содержательное обобщение-вывод по всему материалу, изученному в четверти.

Формы работы с детьми:

индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

творческая художественная деятельность детей: рисование, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения;

проведение праздников и мероприятий;

использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

проектная деятельность учащихся;

экскурсии;

организация выставок;

тематические и творческие вечера;

участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Формы и средства контроля

Результатами изучения православной культуры школьниками являются:

критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),

критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям);

критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Формы контроля могут быть вариативными, включая

анкетирование,

— тестирование,

— анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Методы реализации программы

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).

2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

что такое добродетели;

повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей;

некоторые заповеди и самую общую — о любви к ближним;

понимать:

что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;

что зло побеждается только добром;

что у каждого человека есть совесть;

«золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;

что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;

как важны дела милосердия в любой ситуации;

Проявлять следующие отношения:

наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;

деятельную помощь ближним.

В процессе обучения и воспитания по духовно-нравственному воспитанию у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету».

В результате изучения предмета в рамках 1 года обучения учащиеся должны:

знать/понимать первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира;

базовые понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);

краткую историю и традиции главных православных праздников;

православные семейные ценности; свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры.

уметь вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;

видеть красоту мира;

давать нравственную оценку поступкам людей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства.

В результате изучения предмета в рамках 2 года обучения учащиеся должны:

знать:

элементарные представления об основных нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;

первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;

уметь: применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Основное содержание курса

В содержание предмета «Основы Православной веры» включены материалы, изучение которых способствует формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Занятия по православной этике включают в себя изучение Священного Писания, святоотеческих творений, знакомство с памятными датами, отмечаемыми Церковью, с жизнью святых людей.

Содержание тем учебного курса

2 класс

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Мир, который нас окружает (видимый и невидимый)

9 ч.

2.

Добро и зло. Радость послушания.

6ч.

3.

В ожидании праздника.

7ч.

4.

Молитва и прощение.

5.

Храм — дом Божий.

6ч.

Итого

34ч.

3 класс

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Священное Писание.

8 ч.

2.

Христианство на Руси.

7ч.

3.

Евангельские притчи.

7ч.

4.

Жития святых.

5.

Будь человеком.

7ч.

Итого

34ч.

Календарно-тематическое планирование уроков 2 класс  

урока

Дата

проведения

Тема урока

Проблема

Понятия

Планируемый результат

УУД

план

факт

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Мир, который нас окружает (видимый и невидимый) 9 часов

1/1

Откуда мы узнаем о Боге, о человеке, о мире.

Как появился этот мир?

Почему мы живём на Земле?

Священная книга-Библия.

Библия.

Бог.

Мир.

Человек.

— выражать словами: поддержку, благодарность, просьбу и т.д.,

 

Уважение к своему народу, к своей родине. 

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

2/2

Красота в окружающем мире. Забота православных людей о живой природе и обо всём в мире Божием

Чему нас учит прекрасный мир? Привлекать внимание детей к разнообразию

(цветовому, звуковому)

окружающего мира.

Творение Родина, Отечество, Русь православная

красота

— понимать свое состояние и оценивать его;

 

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Отвечать на простые вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3/3

Экскурсия в природу. Поиски красивого вокруг себя. Праздники сентября.

Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

-находить красивое в окружающем мире: видеть, слышать, чувствовать красоту;

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «красота», «родина», «природа», «семья»

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

4/4

Сотворение невидимого мира. Откуда взялось зло

Ангелы

Добро

Зло

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Отвечать на простые вопросы учителя,

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

5/5

Бог творит людей

Познакомить с библейской историей о том, как Бог создал Адама и Еву.

Бог

Человек

Образ и подобие Божие

Адам, Ева.

— сдерживать чувства раздражения, недовольства и т.д.;

первоначальные навыки работы в группе

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

 

6/6

Нарушение заповеди данной Богом: о честности.

Какие правила для жизни получили от Бога Адам и Ева?

Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.

Молитва, Отче наш, послушание, любовь, доброта

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Работать  в паре.

7/7

Всегда ли мы выполняем свои обещания?

Почему человек должен выполнять свои обещания?

Любовь и уважение к ближнему

Уметь сдерживать обещания 

формулирование нравственных проблем

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

8/8

Праздники октября. Покров Пресвятой Богородицы.

Зачем Богородица держала свой Покров

Покров, вера, надежда, спасение.

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

9/9

Урок — обобщение « Мир вокруг нас».

Повторить и закрепить знания, полученные в течение учебного года.

 

— понимать и объяснять значение новых слов и правильно использовать в своей речи.

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

контроль

произвольные и осознанные устные высказывания

Участвовать в паре.

Добро и зло. Радость послушания. 7 часов

10/1

Каин и Авель. Добрые и злые люди.

Как нужно жить со своими братьями?

Благочестие, печаль, смерть, покаяние.

— объяснить, как связаны между собой понятия

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех».

«любовь – мир – красота»;

 

текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

жизненным опытом.

различия.

11/2

Как Бог простил людей. (Рассказ о Ное).

За что Бог наказал людей? Познакомить с нравственными нормами поведения христиан

Грех.

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

12/3

Как Бог простил людей. В ожидании праздника.

Почему Рождество Пресвятой Богородицы стало источником радости для всего мира? Познакомить с детством Пресвятой Богородицы и введении Её во храм.

Богородица

Архангел Гавриил, Благовещение.

— понимать и объяснять значение праздников в жизни человека;

— проявить внимание, любовь, заботу

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

13/4

Вавилонская башня

В чем смысл истории со строительством башни.

Зазнайство, гордость, высокое о себе мнение

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

14/5

Что такое идолопоклонство?

Почему люди поклонялись идолам?

Какие идолы могут быть в нашей жизни.

Кумиры

Капища

язычники

— понимать и объяснять значение новых слов

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

принятие и сохранение учебной задачи;

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

15/6

Сила веры спасает людей.

В чём сила веры?

Вера

неверие

Приводить примеры из современной жизни о вере людей

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

принятие и сохранение учебной задачи;

Рассказывать, пересказывать, слушать одноклассников

Слушать и понимать речь других.

16/7

Послушание и непослушание. Как поступать если тебя наказали? (5-я заповедь).

В чём последствия непослушания? О чём говорит на 5-ая заповедь

Послушание

непослушание

Уметь выражать своё отношение к происходящим событиям

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

В ожидании праздника. 6 часов

1718/

1-2

Праздники зи- мой. Готовимся к Рождеству (урок- практикум). Праздник Рождества Христова.

Чему посвящен праздник Рождества?

Познакомить с рассказом о Рождестве Христовом.

Рождество, Иисус Христос, стыд, слава Богу, неблагодарность.

— назвать основные христианские праздники;

 

 

 

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

19/3

Святки.

Что такое Святки? Раскрытие взаимосвязи между этическими и эстетическими понятиями:

Мир, благоволение, лень.

— рассказать об основных христианских праздниках;

 

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

любовь-благоволение-

Мир-красота-

благодарение.

20/4

Крещение.

Для чего люди крестились?

Познакомить с рассказом о Крещении Христа.

Крестный ход, святая вода.

— понимать и объяснять, почему праздники бывают переходящие и непреходящие;

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

21/5

Масленица.

Что означает праздник Масленицы? Познакомить с праздниками (Масленица и Прощёное воскресенье) и их обычаями.

Прощение.

— объяснить духовный смысл основных христианских праздников;

 

уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

22/6

Великий пост.

Молитва и прощение. 6 часов

23/1

О молитве. Когда и как следует молиться. Значение молитвы для человека.

Когда и как следует молиться. Какие мы знаем молитвы.

Молитва

Объяснять значение молитв и их применения.

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

24/2

Равнодушие.

Откуда возникает равнодушие?

Душа

Добро и зло

Родные друзья одноклассники

Оказывать помощь близким, друзьям, прохожим, все, кто в ней нуждается

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы, высказывать своё отношение

Соблюдать нормы речевого этикета

25/3

Учимся прощать и просить прощения. (1 — Послание к Коринфянам, глава 13: 4 -8, а как любовь может помочь)

Когда надо говорить «прости», Кого надо прощать?

Прощение.

Уметь прощать, самим просить прощение

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы, высказывать своё отношение

Соблюдать нормы речевого этикета

2627/

4-5

Какие дела являются добрыми? И сам Господь сказал: «…любите друг друга, как я возлюбил вас» (Ин. 13:34) Как каждый ребенок проявляет любовь к ближнему? (младшим, взрослым, животным)

Что значит делать добрые дела?

Кто такой твой ближний.

Оказывать помощь близким, друзьям, прохожим, все, кто в ней нуждается

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы, высказывать своё отношение

Соблюдать нормы речевого этикета

28/6

О необыкновенной дружбе святых людей и животных (Серафим Саровский, Сергий Радонежский).

Что значит дружба?

Серафим Саровский Сергий Радонежский

понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей речи.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Храм — дом Божий. 6 часов

29/1

Что такое скиния?

Как устроен храм? Познакомить с храмом, его историей,

Икона.

— рассказать о значении, назначении и устройстве храма;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

убранством, святынями.

— назвать имя святых, которые изображены на иконах;

— правильно вести себя в храме;

— правильно обратиться к священнику или служащему в храме;

— понимать и объяснять, как в храме соединяются два мира: видимый и невидимый.

результаты;

30/2

Наш храм. Устройство храма, поведение детей в храме.

31/3

Праздник праздников. Торжество торжеств.

Где и почему распяли Иисуса Христа?

Дать представление о Страстной и Светлой седмицах.

Крест, Плащаница, Голгофа Евангелие.

— понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей речи.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

32/4

Какого цвета праздник Пасхи?

Как празднуется христианами праздник Пасхи? Показать особое значение и

Воскресение Христово.

— объяснить духовный смысл основных христианских праздников;

 

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

использовать речь для регуляции своего действия;

познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.

33/5

Святыни родного края

Экскурсия в храм.

Как устроен храм? Познакомить с храмом, его историей, убранством, святынями.

Икона.

— рассказать о значении, назначении и устройстве храма;

— назвать имя святых, которые изображены на иконах;

— правильно вести себя в храме;

— правильно обратиться к священнику или служащему в храме;

— понимать и объяснять, как в храме соединяются два мира: видимый и невидимый.

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы

Слушать и понимать речь других.

34/6

Моя семья (семейные праздники: день Ангела, дни рождения).

Как рождается семья? Рассказать о христианском понимании семьи, о том, как рождается

Семья, родословное дерево, предки.Семья, родословное дерево, предки.

 рассказать о значении отца и матери в семье и доме; рассказать о значении отца и матери в семье и доме;

Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.Уважение к своей семье, к своим родственникам,

составлять план и определять последовательность действийсоставлять план и определять последовательность действий

Отвечать на простые вопросы учителя,Отвечать на простые вопросы учителя,

Соблюдать простейшие нормы речевого этикетаСоблюдать простейшие нормы речевого этикета

семья.

любовь к родителям.

  

Тематическое планирование уроков 3 класс

урока

Дата

проведения

Тема урока

Проблема

Понятия

Планируемый результат

УУД

план

факт

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Священное Писание 8 ч.

1/1

Откуда мы узнаем о Боге. Библия, сотворение мира.

Что такое Священное Писание?

Священная история Бог, любовь, доброта, красота, Библия.

Храм.

— выражать словами: поддержку, благодарность, просьбу и т.д.,

 

Уважение к своему народу, к своей родине. 

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2/2

Авраам. Принесение Исаака в жертву.

Сила веры

Любовь к Богу

Три странника

 объяснить, как связаны между собой понятия

 «Сила веры»

«Любовь к Богу»

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3/3

История Иосифа.

Как вера в Бога спасла народ?

Правдивость, честность, трудолюбие.

Обман.

Научиться всегда говорить правду, быть трудолюбивым,честным

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

4/4

Иов Многострадальный.

Испытание силы веры

Праведность богобоязненность

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

5/5

Моисей. Как Бог спас младенца Моисея.

Чем велик Моисей?

Праведность богобоязненность

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

6/6

Дарование Закона Божия на горе Синай.

По каким Заповедям следует жить каждому человеку?

Синай

Заповедь

Скрижали

Знать заповеди и пользоваться ими в своей жизни

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

7/7

Человек и его поступки. Притча о талантах.

Какие таланты бывают у человека

Талант

дары

Учиться жить так, чтобы не растерять таланты

Оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

8/8

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь.

Что такое проповедь

Блаженные кроткие миротворцы милостивые

чистые сердцем

 Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Уважение и любовь к людям

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

Приводить свои примеры.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Христианство на Руси 7ч.

9/1

Святой апостол Андрей Первозванный.

10/2

Крещение княгини Ольги.

Что такое Церковь и крещение.

Как Русь стала христианской страной

Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

 что такое Церковь и крещение.

Как Русь стала христианской страной.

нравственно-эстетическое оценивание

учиться работать по предложенному учителем плану; способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

 поиск и отбор необходимой информации

 умение слышать, слушать и понимать партнера 

11/3

Святой равноапостольный князь Владимир.

12/4

Заступники за землю Русскую (Борис и Глеб).

Как правильно понять, что такое подвиг. 

Подвиг

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины

Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

осознавать ценность человеческой жизни

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

13/5

Киево – Печерская лавра.

Как правильно понять, почему люди идут в монахи. 

Монастырь монашество

Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. 

Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

6/14

Повесть о Петре и Февронии.

В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему

продолжить формирование у детей представлений о значимости

понимать и объяснять жития святых

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных

создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет

умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

радуются святые

семьи в жизни человека;

текстов

его героя

15/7

Итоговый урок.

повторить и закрепить знания по данному разделу.

 

— понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в речи.

первоначальные навыки работы в группе

Уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом.

произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Участвовать в паре.

Евангельские притчи 7ч..

16/1

Притча о сеятеле

Значение притчи в жизни человека

Сеятель

Понимать и объяснять значения притчи

17/2

Притча о милосердном самарянине.

Значение притчи в жизни человека

Милосердный

Понимать и объяснять значения притчи

осознавать ценность человеческой жизни

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

18/3

Притча о милосердном царе и безжалостном должнике.

Значение притчи в жизни человека

Безжалостный

Понимать и объяснять значения притчи

осознавать ценность человеческой жизни

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

19/4

Притча о блудном сыне.

Значение притчи в жизни человека

Блудный сын

Понимать и объяснять значения притчи

осознавать ценность человеческой жизни

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

20/5

Притча о богатом и Лазаре.

Значение притчи в жизни человека

Бедный и богатый

Понимать и объяснять значения притчи

осознавать ценность человеческой жизни

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

21/6

Притча о мытаре

Значение

Мытарь и

Понимать и

осознавать ценность

воспроизводить

Проводить аналогии

излагать свое мнение

и фарисее.

притчи в жизни человека

фарисей

объяснять значения притчи

человеческой жизни

полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

22/7

Притча о десяти девах

Значение притчи в жизни человека

Неразумные девы

Понимать и объяснять значения притчи

осознавать ценность человеческой жизни

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Жития святых 5ч..

23/1

Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Познакомить с историями о жизни святых.

Праведность богобоязненность

вера в Спасителя

самоотверженность

Уметь рассказывать о житиях святых, ставить их жизнь себе в пример

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

24/2

Жития святых «Преподобный Илия Муромец»

Познакомить с историями о жизни святых

Праведность богобоязненность

вера в Спасителя

самоотверженность

Уметь рассказывать о житиях святых, ставить их жизнь себе в пример.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

25/3

Сорок Севастийских мучеников.

Познакомить с историями о жизни святых

Праведность богобоязненность

вера в Спасителя

самоотверженность

Уметь рассказывать о житиях святых, ставить их жизнь себе в пример.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

26/4

Жития святых. Пример любви ко

Познакомить с

Уметь

Уметь

Подробно

Слушать и понимать 

всем. Святой Николай Чудотворец.

историями о жизни святых

Праведность богобоязненность

вера в Спасителя

самоотверженность

рассказывать о житиях святых, ставить их жизнь себе в пример.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

самостоятельно организовывать поиск информации

пересказывать прослушан-ное; определять тему.

речь других.

27/5

Христианская семья. Царственные страстотерпцы

Познакомить с историями о жизни святых

Уметь рассказывать о житиях святых, ставить их жизнь себе в пример.

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

Будь человеком 7ч..

28/1

Золотое Правило.

Как применять главное правило человеческих отношений. Как понять, что такое неосуждение.

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. 

Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

ценить и принимать ценности;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

саморегуляция; способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

поиск и отбор необходимой информации

умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

29/2

Прощение обид

Прощение, злоба, гордость, непослушание, раскаяние

— понимать связь между причиной (плохим поступком) и следствием (наказанием);

Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

составлять план и определять последовательность действий

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

30/3

Гордость и скромность.

Объяснить выражение

Чем человек отличается от

Что христиане считают  добром,

развитие самостоятельности и

овладение навыками смыслового чтения

построение логической цепи

«болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

животного. Что такое «внутренний мир» человека.

злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

рассуждений.

31/4

Ложь.

Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека.

Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

ценить и принимать ценности.

способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

владение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям 

32/5

Осуждение, клевета, сплетни.

Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека.

Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. 

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

33/6

Зависть.

Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в

Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в

Объяснить, что является духовными сокровищами.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Овладение навыками

признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь

чём заключается свобода для христианина.

чём заключается свобода для христианина.

Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

34/7

Исповедь.

Что такое исповедь?

Как подготовиться к исповеди?

Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

построение логической цепи рассуждений.

ценить и принимать ценности;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Основы православной веры 2-3