Церковное пение 5-9 класс

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждено»

Методическим объединением учителей

Заместитель директора по УВР

А.Б.Васильева

Директор школы И.Б.Гончарова

Руководитель МО

Приказ №

« » 2016г.

« » 2016 г.

« » 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ»

5-9 класс на 2016 — 2017 учебный год

Составитель: Смирнова Т.Е.

Частное общеобразовательное учреждение « Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского»

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол 1

от 29.08.2016 г.

Утверждаю

Директор ЧОУ «ПСОШ»

________________И.Б.Гончарова

Приказ по школе

от 01.09.2016


«
Церковное пение»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Автор-составитель: учитель церковной музыки высшей категории Т.Е.Смирнова

г. Вышний Волочек, 2016

Пояснительная записка

Настоящая программа по церковному составлена на основе Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации , учебника церковного пения В.А.Вахромеева 1-2 том. Минск, 2013 г. и учебного пособия с хрестоматией Е.Н. Никулиной «Богослужебный устав и гимнография» М., Из-во ПСТГУ, 2009 г.

Программа по церковному пению рассчитана на обучающихся 59 классов: 1 час в неделю (170 часов в год).

По решению педагогического совета школы знания учащихся поэтапно оцениваются, проводится аттестация в конце учебного года и итоговая аттестация по окончанию учебного курса с отражением оценки в аттестате.

Структура документа

Рабочая программа по церковному пению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Церковная музыка складывалась в Русской Православной Церкви не одно столетие, и в настоящее время она является своеобразным сочетанием традиционной псалмодии, распевов, монастырских и местных традиций, а также некоторых авторских сочинений, прочно вошедших в богослужебную практику.

Посредством Церковного пения учащиеся постигают смысл Православного богослужения.

Критерии отбора материала в данную программу – соответствие духу богослужения; главенство слова, для выражения которого церковные творцы разных эпох находили соответствующие мелодии.

Простые обиходные напевы легко запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять молитвенный язык богослужения.

Цель изучения данного предмета – приобщение учащихся к духовным ценностям Православия посредством осознанного церковного чтения и пения.

Задачи курса:

воспитание интереса школьников к православному богослужению, подготовка к практическому осознанному участию в богослужебном чтении и пении текстов и песнопений суточного круга;

овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;

воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;

развитие основ элементарной музыкальной грамоты, вокально-хоровых навыков, навыков клиросного пения, музыкального слуха и певческого голоса учащихся, навыков элементарного дирижирования (регентования);

развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Урок начинается с дыхательных упражнений и распевки. Помимо практического освоения певческого материала на каждом уроке происходит разъяснение текста исполняемых песнопений с тем, чтобы учащиеся могли по-русски передать его смысл. Перед началом чтения-пения богослужебный текст прочитывается хором на одной ноте с соблюдением правил орфоэпии. Особое внимание уделяется подбору фонотеки для прослушивания образцов песнопений на занятиях (как изучаемого осмогласия и обихода, так и «золотого фонда» авторской духовной музыки).

В учебный процесс вводятся краткие исторические справки о творцах и жанрах церковной гимнографии по мере их изучения, о развитии церковного пения от древности до наших дней (возможно в виде докладов самих учащихся). По окончании изучения каждого тематического раздела проводится контрольный обобщающий урок с целью систематизации полученных знаний. Ученики средней и старшей школы проходят регулярную практику на клиросе – сначала на молебнах и Литургии, затем на Всенощном бдении.

Для закрепления ранее полученных навыков на каждом новом этапе обучения происходит частичное повторение ранее пройденного материала уже на более сложном уровне.

Личностные результаты должны отражать:

укорененность в православной традиции;

наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;

уважительное отношение к культурному наследию;

ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;

развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют:

правильное понимание отношений знания и веры;

совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;

умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;

умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;

овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.

Предметные результаты должны отражать:

формирование представления о значении церковной гимнографии в духовно-нравственном становлении и развитии человека;

овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;

развитие основ элементарной музыкальной грамоты, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса, навыков элементарного дирижирования (регентования);

наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

элементарную музыкальную грамоту;

основные термины церковного пения;

напевы восьми тропарных, стихирных гласов и уметь их различать;

читать-петь воскресные, праздничные песнопения по тексту без нот

воскресные тропари, тропари Пасхи, Двунадесятых и Великих праздников;

петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам или наизусть;

соблюдать правила орфоэпии при чтении и пении на церковнославянском языке;

владеть основными вокально-хоровыми навыками – дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

знать и соблюдать правила поведения на клиросе;

последовательность песнопений суточного круга Богослужений, их смысл;

последовательность песнопений на молебнах, панихиде.

учащиеся должны уметь петь:

Общенародные молитвы: Отче наш, Символ Веры, Воскресение Христово видевшее, Богородице, Дево, радуйся, Тело Христово, Достойно есть, Взбранной Воеводе;

Тропари и кондаки на указанный глас и величания к праздникам по церковному календарю, ирмоса канона Рождества Христова, ирмоса канона Пасхи, тропарь Пасхи (несколько вариантов);

Основные Литургические песнопения, песнопения Вечерни и Утрени;

Отдельные песнопения Панихиды и Молебнов;

Акафисты на 8 глас и на распев;

Духовные гимны и песни, Рождественские колядки.

Обучающиеся должны понимать духовные песнопения, знать их смысл и их назначение.

Перечень учебно-методического обеспечения

В.А.Вахромеев.Учебник церковного пения 1-2 том. Минск, 2013 г.

Всенощное Бдение. Литургия. Санкт-Петербург, 1993.

Тропарион

Праздничная минея и Цветная Триодь.

Часослов

Обиход церковного пения под ред. Лапаева (часть 1 и часть 2). «Живоносный Источник», М., 2000.

Богослужебный указатель.

Православный календарь

Молебен, панихида. «ЛОДЬЯ», М., 2001.

Учебник Богослужения. Священник Н.Р.Антонов. С-Пет., 1912.

С.А.Рукова. Беседы о церковном пении. М., 1999.

Партитуры восьми гласов воскресных тропарей.

Партитуры ектений разных распевов.

Учебник «Элементарное сольфеджио»

Партитуры разных видов тропаря.

Церковное пение 5-9 класс