Общие положения
- Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении по определённому учебному курсу (дисциплине).
- В соответствии с п. 2 ст. 32 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
- Основными документами, которыми необходимо руководствоваться при составлении рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- Учебный план НОУ Православная средняя общеобразовательная школа преподобного Сергия Радонежского.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10.
1.4. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах), базисном учебном плане образовательных учреждений, типовых (примерных) образовательных программах по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана.
1.5. Рабочая программа отражает собственный подход учителя-предметника к структурированию учебного материала, последовательность изучения этого материала, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развитие и социализацию учащихся.
Цель и задачи
2.1. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
2.2. Задачи программы:
дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
III. Функции рабочей программы
- Рабочая программа выполняет следующие функции:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обучения учащихся.
Технология разработки рабочей программы
4.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, курсу по выбору, курсу дополнительного образования) на один год обучения или на весь учебный курс. Срок службы рабочей программы – 5 лет.
4.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).
4.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения.
4.4. Рабочая программа подлежит замене на новую в связи с изменениями образовательной программы ОУ, учебного плана.
Структура рабочей программы
5.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист (название программы);
пояснительная записка;
тематический план и содержание учебного курса;
календарно-тематический план;
требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;
критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний( по желанию учителя)
перечень ресурсного обеспечения; список литературы и учебников.
5.2. Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий:
наименование ОУ (согласно Уставу);
гриф утверждения/согласования программы;
название программы (с указанием предмета и класса);
сведения о составителе программы;
год (Приложение 1).
5.3. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач.
Пояснительная записка должна начинаться указанием нормативной базы, на основе которой составлена данная рабочая программа.
В пояснительной записке должен быть указан уровень рабочей программы (базовый, профильный), общее количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебному плану образовательного учреждения, обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, перечислены формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
Прохождение практической части программы наиболее удобно оформить в виде таблицы.
5.4. Тематический план и содержание курса – структурный элемент программы, включающий:
перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение,
содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта соответствующей ступени образования.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
название темы;
необходимое количество часов для ее изучения;
содержание учебной темы, в которую входят:
– практические и лабораторные работы, творческие и практические задания,
– экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
– требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (знания и умения);
– формы и вопросы контроля;
– возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачётов, контрольных, практических и др. видов работ за счёт времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения..
5.5. Календарно-тематический план – структурный элемент программы, включающий в себя разбивку изучаемой темы на конкретные уроки и содержащий:
название раздела, темы, общее количество часов на ее изучение (в том числе на теоретические и практические занятия);
номер урока;
тема урока;
количество часов на ее изучение.
Календарно-тематический план оставляется в виде таблицы по утверждённой руководителем ОУ форме на весь учебный год.
Календарно-тематическое планирование сдаётся на бумажном носителе в учебную часть в срок до 10 сентября планируемого периода.
5.6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, – структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.
5.7. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, решению количественных и качественных задач, лабораторной работе, практической работе, тестированию, контрольной работе, комплексному анализу текста, выразительному чтению художественных произведений наизусть, творческой работе (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачету, экзамену( по желанию учителя)
5.8. Перечень ресурсного обеспечения – структурный элемент программы, который определяет необходимое для реализации данного курса оборудование и приборы, программное обеспечение, дидактические материалы.
5.9. Список литературы – структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы, в том числе, и методической. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
5.10. Список учебников – структурный элемент программы, включающий перечень используемых учителем в образовательном процессе учебных пособий, допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки РФ.
Оформление рабочей программы.
6.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа учителя прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
6.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется (Приложение 1), как и листы приложений. На титульном листе указывается:
название рабочей программы (предмет, курс);
адресность (класс или ступень обучения, возраст учащихся);
сведения о составителе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);
год составления Программы.
6.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
6.4. Список литературы и список учебников строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Список литературы, учебно-методического обеспечения в рабочих программах ежегодно обновляются с учётом изменившихся условий (параметров) образовательного процесса.
VII. Утверждение рабочей программы.
7.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
7.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
- обсуждение Программы на заседании предметного методического объединения;
- допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов;
- принятие на заседании педагогического совета;
- утверждение приказом директора школы.
7.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.
Приложение № 1
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК
«Принято» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Методическим объединением учителей технологии | Заместитель директора по УВР | Директор |
школы | ||
ФИО | ФИО | |
Приказ № | ||
« » 2014г. | « » 2014 г. | |
« » 2014 г. |
Рабочая программа по предмету
«___________________»
____ класс(ов)
на ________________учебный год
Составил ( Ф.И.О.)
Учитель: (предмет)
Образование:
Категория: