Как хорошо уметь читать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по внеурочной деятельности

Кружок «Как хорошо уметь читать» 1 класс

Пояснительная записка

Кружок «Внеклассное чтение» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Цель — всестороннее развитие речевых навыков учащихся.

Задачи курса:

  1. Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
  2. Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
  3. Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

 

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

В результате освоении программы кружка «Внеклассное чтение» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Осознавать значимость чтения для личного развития;

 Формировать потребность в систематическом чтении;

 Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

 Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

Регулятивные умения:

 Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

 Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

 Уметь работать в парах и группах, литературных играх;

 Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

 Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

 Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

 Ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

Коммуникативные учебные умения:

 Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

 Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

 Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

 Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Содержание программы способствует нравственно-этическому воспитанию детей.

Приемы работы, используемые на занятиях:

— прослушивание и рассматривание книг под руководством учителя;

— знакомство с книгой в опоре на 3 показателя: иллюстрация, заглавие, автор;

— узнавание сюжета по иллюстрации;

— последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя;

— разучивание стихов на основе хоровой декламации, по серии иллюстраций;

— разгадывание загадок по рифме;

— пересказ произведения, отдельных эпизодов, воспроизведение отдельных реплик, песенок, диалогов, чувств, действий героев;

— постановка живых картин;

— инсценирование;

— осмысливание заглавия – почему названо?

— оценивание поступков героев, опираясь на текст и личный опыт;

— свободные высказывания учащихся по теме; на основе вопроса: чем запомнился герой?

— побуждение учащихся к самостоятельному чтению, рассматриванию книг дома, семейному чтению;

— викторины;

— рисование иллюстраций (по впечатлению).

Контроль за результатами в процессе наблюдения за детьми, проверка техники чтения, обобщающий урок-игра.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Использованная литература:

  1. Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
  2. Джежелей О.В., Сергеева В.А., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам венклассного чтения. – М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997.
  3. Светловская Н.Н.,Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М.: Просвещение, 1991.
Тематическое планирование (33 ч.)

1. Устное народное творчество (4 ч.)

1.1. Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы.

1.2. Сказка про Василису Премудрую (русская народная сказка)

1.3. Терёшечка (русская народная сказка)

1.4. Финист — Ясный Сокол (русская народная сказка)

2. Сказки народов мира (3 ч.)

2.1. Колосок (украинская народная сказка)

2.2. Легкий хлеб (белорусская народная сказка)

2.3. Желтый аист (китайская народная сказка)

3. Русские писатели – детям (4 ч.)

3.1. А. Федоров-Давыдов. Блинок-бегунок.

3.2. В.Даль. Старик-годовик

3.3. Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

3.4. К. Ушинский. Ветер и солнце.

4. Сказки зарубежных писателей (4 ч.)

4.1.Братья Гримм. Золотой гусь.

4.2. Г.Х.Андерсен. Принцесса на горошине

4.3. Г.Х.Андерсен. Свинопас.

4.4. Ш. Перро. Подарок феи.

5. Книги о животных (4 ч.)

5.1. В. Бианки. Водяной конь. Где раки зимуют.

5.2. Н. Сладков. Неслух

5.3. Н. Сладков. Песенки подо льдом.

5.4. М. Горький. Воробьишко.

6. Книги С. Маршака

Рассказ о неизвестном герое. Пожар.

7. Книги К. Чуковского (2 ч.)

7.1. Сказки в стихах.

7.2. Доктор Айболит (главы)

8. Книги В. Сутеева (2 ч.)

8.1. Это что за птица? Мешок яблок.

8.2. Дядя Миша. Палочка-выручалочка.

9. Книги Е. Чарушина (2 ч.)

9.1 Кошка Маруська.

9.2.Страшный рассказ

10. Веселые книги для детей.

10.1. Е. Серова. Стихи. Доскажи словечко.

10.2. Т. Артюхова. Трудный вечер.

10.3. В. Берестов. Честное гусеничное.

10.4. Н. Носов. Карасик.

10.5. М. Пляцковский. Галоша. Глубока ли речка (рассказы из книги «Я на облаке летал»)

10.6. М. Пляцковский. Умка хочет летать.

10.7. Г. Остер. Котенок по имени ГАВ.

11. Обобщающее занятие-игра

05.09.2017

12.09.

19.09.

26.09.

10.10

17.10

24.10

31.10

14.11

21.10

28.11

05.12.

12.12

19.12

26.12

16.01.2018

23.01

30.01

06.02

20.02

27.02

06.03

13.03

27.03

03.04

17.04

24.04

08.05

15.05

22.05

29.05