РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс (базовый уровень)
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ);
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644);
-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.20 15 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253»;
-авторской рабочей программы Т.А. Мелихова, ВОЛГОГРАД ,2011г.
УМК: «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией Воробьева Ю.Л; авторы Фролов М.П., Шолох В.П., Юрьева М В, Мишин Б.И. Издательство Москва: АСТ: Астрель 2013год.
По учебному плану учреждения на изучение ОБЖ в 8 классе отводится 35 часов в год, 1 час в неделю.
Раздел 1. Результаты освоения программы.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 8 класса должен:
знать:
- опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения, при их возникновении;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- причины возникновения аварий с выбросом радиоактивных веществ и причины нарушения экологического равновесия;
- способы и правила безопасного поведения в природной среде при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
- правила дорожного движения при управлении велосипедом и мопедом
Уметь:
- действовать при возникновении пожара и других ЧС природного характера;
- соблюдать правила поведения при возникновении угрозы радиоактивного или химического заражения местности;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты: противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой и средствами коллективной защиты;
- вести себя в местах массового скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»
- уметь применять на практике ПДД для велосипедистов.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращаться в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
- Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. (25часов)
1.1.Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (3часа)
Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации; источники ЧС, причины возникновения.
- 2. Пожары и взрывы (5 часов)
Пожары, взрывы, условия и причины их возникновения. Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения людей при возникновении пожаров и взрывов.
- 1. 3. Аварии с выбросом АХОВ (3часа)
Характеристика АХОВ, классификация опасных химических веществ. Причины и последствия аварий с выбросом АХОВ. Правила поведения людей при авариях на химически опасных объектах, защитные меры и оказание первой помощи пострадавшим в результате аварии на химически опасном предприятии.
- 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (3часов)
Радиоактивность, характеристика и определение. Классификация радиационно-опасных объектов. Природа ионизирующего излучения. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Правила поведения и защиты населения при радиационных авариях.
- 5. Гидродинамические аварии (5часа)
Характеристика гидротехнических сооружений их роль и значение. Виды и причины гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий и правила поведения людей при угрозе и во время гидродинамической аварии.
- 6. Нарушение экологического равновесия (6часов)
Понятие экологии и экологической безопасности, биосфера человека. Причины загрязнения атмосферы, почвы воды. Предельно допустимая концентрация загрязнения. Характеристика экологической обстановки в районе проживания.
- Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни. (5часов)
2.1.Безопасное поведение на улицах и дорогах . (5 часов)
Правила поведения на дороге. Как должен вести себя велосипедист, водитель мопеда и мотоцикла. Знание правил дорожного движения. Как правильно проезжать перекресток. Приоритеты на дороге. Экстремальные ситуации аварийного характера.
- 3. Контрольные занятия, тесты (4 час)
Объём курса ОБЖ
Виды учебной работы | Всего часов |
Общая трудоёмкость работы, в том числе | 35 |
Уроки объяснения осознания и
осмысления темы |
24 |
Уроки контроля и повторения | 5 |
Комбинированные уроки | 4 |
Практические занятия | 2 |
Учебно – тематический план по разделам
Разделы и темы программы | количество часов | ||||
Всего часов | Уроки объяснения темы | Комбинированные уроки | Уроки контроля | Практическое занятие | |
1.Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. | 3 | 3 | |||
1.1 Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. | 1 | 1 | |||
1.2 Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | 1 | |||
1.3. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. | 1 | 1 | |||
2. Пожары и взрывы | 5 | 3 | 1 | 1 | |
2.1.Пожары. История создания пожарной охраны России | 1 | 1 | |||
2.2.Классификация, причины возникновения пожаров и взрывов. Степень горючести различных материалов. | 1 | 1 | |||
2.3. Последствия пожаров и взрывов | 1 | 1 | |||
2.4. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов | 1 | 1 | |||
2.5. Пожары и взрывы Контрольное занятие по теме. | 1 | 1 | |||
3. Аварии с выбросом опасных химических веществ АХОВ | 7 | 4 | 1 | 1 | |
3.1. Опасные химические вещества и объекты их классификация | 1 | 1 | |||
3.2..Характеристика АХОВ их поражающих факторов, характер воздействия на организм человека. | 1 | 1 | |||
3.3… Причины и последствия аварий на химически опасных объектах Зоны и очаги заражения. | 1 | 1 | |||
3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. СИЗ и КЗ. Первая помощь пострадавшим при аварии. | 3 | 1 | 1 | ||
3.5.Аварии с выбросом АХОВ. Контрольное занятие по теме. | 1 | 1 | |||
4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. | 5 | 3 | 1 | 1 | |
4.1. Понятие радиоактивности и радиоактивные объекты их опасность. | 1 | 1 | |||
4.2.Природа ионизирующего излучения. Единица измерения. Его эффективность. | 1 | 1 | |||
4.3. Очаги поражений при аварии на радиационном объекте их классификация и характеристика. | 1 | 1 | |||
4.4. Правила поведения и действие населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. | 1 | 1 | |||
4.5. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Контрольное занятие по теме | 1 | 1 | |||
5.Гидродинамические аварии | 5 | 4 | 1 | ||
5.1. Гидродинамические сооружения и гидродинамические аварии. Причины и виды гидродинамических аварий. | 1 | 1 | |||
5.2 Последствия гидродинамических аварий для экологии и населения. | 1 | 1 | |||
5.3.Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. | 1 | 1 | |||
5.4. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | 2 | 1 | |||
Гидродинамические аварии. Контрольное занятие | 1 | ||||
6.Нарушение экологического равновесия.. | 3 | 3 | |||
6.1.Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. | 1 | 1 | |||
6.2. Причины загрязнения атмосферы, почвы и природных вод. | 1 | 1 | |||
6.3. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в Московской области. | 1 | 1 | |||
7.Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 |
7.1.Водитель – главный участник дорожного движения. ПДД | 1 | 1 | |||
7.2. Регулируемый и нерегулируемый перекресток. ПДД | 1 | 1 | |||
7.3. Регулируемый и нерегулируемый перекресток, правила его проезда ПДД | 1 | 1 | |||
7.3.Мопед, мотоцикл – участники дорожного движения. Правила пользования ими. ПДД | 1 | 1 | |||
7.4. Правила для велосипедиста и правила пользования велосипедом. ПДД | 1 | 1 | |||
7.5.Безопасное поведение на улицах и дорогах. Контрольное занятие по теме | 1 | 1 | |||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 23 | 4 | 5 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса “ОБЖ” для 8 класса на 2018-2019 учебный год
№
урока |
Разделы, темы | Количество часов
34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения |
ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА |
4.09 | ||||
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА | 3 | ||||
1 |
техногенного характера |
1 | Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.
Проверочная работа |
§ 1 | 11.09 |
2 | 1.2. Источники чрезвычайных ситуаций
техногенного характера и их последствия |
1 | § 2 | 18.09 | |
3 | 1.3 Основные причины и стадии развития
техногенных происшествий |
1 | § 3 | 25.09 | |
Глава 2. ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ | 5 | Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления Проверочная работа |
|||
4 | 2.1. Пожары | 1 | § 4 | 2.10 | |
5 | 2.2. Взрывы | 1 | § 5 | 9.10 | |
6 | 2.3. Условия и причины возникновения пожаров и
взрывов |
1 | § 6 | 16.10 | |
7 | 2.4. Последствия пожаров и взрывов | 1 | § 7 | 23.10 | |
8 | 2.5 Правила безопасного поведения при пожарах и
угрозе взрывов |
1 | § 8 | 23.10 | |
Глава 3. АВАРИИ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ
ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ |
5 | Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах.
Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
|||
9 | 3.1. Опасные химические вещества и объекты | 1 | § 9 | 6.11 | |
1 0 | 3.2. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов | 1 | § 10 | 13.11 | |
11 | 3.3. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах | 1 | Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления Проверочная работа |
§ 11 | 20.11 |
12 | 3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. | 1 | § 12 | 27.11 | |
13 | 3.5. Первая помощь пострадавшим от АХОВ | 1 | § 13 | 4.12 | |
Глава4. АВАРИИ С ВЫБРОСОМ
РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ |
4 | Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления Проверочная работа |
|||
14 | 4.1. Радиоактивность и радиационно-опасные объекты | 1 | § 14 | 11.12 | |
15 | 4.2. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты | 1 | § 15 | 18.12 | |
16 | 4.3 Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты. | 1 | § 16 | 25.12 | |
17 | 4.4. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. | 1 | § 17 | 15.12 | |
Глава 5. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ | 4 | Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления Проверочная работа |
|||
18 | 5.1. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 1 | § 18 | 22.01 | |
19 | 5.2. Причины и виды гидродинамических аварий | 1 | § 19 | 29.01 | |
20 | 5.3. Последствия гидродинамических аварий | 1 | § 20 | 5.02 | |
2 1 | 5.4. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | 1 | § 21 | 12.02 | |
Глава 6. НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ | 6 | Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | |||
22 | 6.1. Экология и экологическая безопасность | 1 | § 22 | 19.02 | |
23 | 6.2. Биосфера и человек | 1 | § 23 | 26.02 | |
24 | 6.3. Загрязнение атмосферы | 1 | Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученные знания в повседневной жизни.
Контроль знаний (тестирование) |
§ 24 | 5.03 |
25 | 6.4. Загрязнение почв | 1 | § 25 | 12.03 | |
26 | 6.5. Загрязнение природных вод | 1 | § 26 | 19.03 | |
27 | 6.6. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России | 1 | § 27 | 2.04 | |
РАЗДЕЛ 11
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, И ПРИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ |
Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения.
Использовать полученные знания в повседневной жизни. |
||||
Глава 7 БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦАХ И
ДОРОГАХ |
7 | ||||
28 | 7.1. Правила для велосипедистов | 1 | § 28 | 9.04 | |
29 | 7.2. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения | 1 | § 29 | 16.04 | |
30 | 7.3. Водитель – главный участник движения | 1 | § 30 | 23.04 | |
31 | 7.4. Проезд перекрёстка | 1 | § 31 | 7.05 | |
32 | 7.5. Экстремальные ситуации аварийного характера
Уметь правильно действовать в случае опасности. Принимать решения, объяснять свои действия, анализировать |
1 | Поведение в общественных местах, дорожно-транспортные происшествиях на ж/д и их причины (движение и переход в неустановленных местах; погодные условия; игры в неустановленных местах). | § 32 | 14.05 |
33 | Контроль знаний. Тестирование | 1 | 21.05 | ||
34 | Итоговый урок | 1 | 28.05 | ||
35 | Резерв | 1 |