ОХН 1 кл

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждено»

Методическим объединением учителей

Заместитель директора по УВР

А.Б.Васильева

Директор школы И.Б.Гончарова

Руководитель МО

Приказ №

« » 2016г.

« » 2016 г.

« » 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Основы христианской нравственности» 1 класс на 2016 — 2017 учебный год

Составитель: Г.А.Райкова

Пояснительная записка

Программа по предмету «Основы христианской нравственности» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей обучения учащихся 1 класса.

В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.. Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

В начальной школе учебный курс»Основы христианской нравственности», разработанный по программе «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. Курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, покаяние, истина и т.д. «Истоки» открывают детям в обычном необычное, помогают в давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ. В 1 классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, которые дают представление о МИРЕ: (мире внешнем – социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Далее раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как микросоциума, в котором живет и развивается ребенок («Родной очаг», «Родные просторы»), так и духовно-нравственного смысла деятельностного аспекта окружающей среды («Труд земной», «Труд души»).
Затем идет ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира человека («Вера», «Надежда, «Любовь»). А так же происходит знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации («Традиции образа», «Традиции слова», «Традиции дела», «Традиции праздника»). Развитие духовной основы личности в младшем школьном возрасте создает необходимые предпосылки для самоутверждения ребенка в средней и профессиональной школе.
Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы«Основы христианской нравственности». Курс соответствует требованию ФГОС , который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Введение курса дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в  образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к  ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании. Он позволяет:

Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;

Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта

Направление программы обращено к духовно-нравственным традициям. Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Целью программы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия, инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

— овладение  предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

—   приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие управленческих способностей;

— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

— создание условий для  успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения «Основам христианской нравственности» ,позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли». Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «Истоки» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса ;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

Виды учебной деятельности можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Задачи:

приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения

Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали · 

Общая характеристика курса

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо, социо— и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

Курс соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Предмет  «Основы христианской нравственности» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в  образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к  ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Курс призван приблизить детей к вечным истинам через простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, терпение, любовь и др. «Истоки» открывают детям необычное в обычном, помогают в давно известном раскрыть новые смыслы, открыть духовное наполнение. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность – человеческая жизнь.

Место курса «Основы христианской нравственности»в учебном плане школы

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 1класса предусматривает обучение основам христианской нравственности в объеме 1 ч в неделю, рассчитана на 33 ч в год.

Формы работы с детьми:

индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

творческая художественная деятельность детей: рисование, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения;

проведение праздников и мероприятий;

использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

проектная деятельность учащихся;

экскурсии;

организация выставок;

Главными целями системы активных форм являются:

развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,

накопление социокультурного опыта,

развитие навыков общения,

управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия,

обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

Формы и средства контроля

Результатами изучения основ христианской нравственности школьниками являются:

критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям);

критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Формы контроля могут быть вариативными, включая

анкетирование,

— тестирование,

— анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Методы реализации программы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

что такое добродетели;;

некоторые заповеди и самую общую — о любви к ближним;

понимать:

что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;

что зло побеждается только добром;

что у каждого человека есть совесть;

«золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;

что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;

как важны дела милосердия в любой ситуации;

Проявлять следующие отношения:

наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;

деятельную помощь ближним.

В процессе обучения и воспитания по духовно-нравственному воспитанию у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Формирование универсальных учебных действий

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): В сфере регулятивных УУД  обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, понимание чувств других людей и сопереживание им. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;

основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;

знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;

В результате изучения предмета «Основы христианской нравственности» в рамках 1 года обучения учащиеся должны:

знать/понимать

первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира;

базовые понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);

краткую историю и традиции главных православных праздников;

православные семейные ценности; свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры. элементарные представления об основных нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;

первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках

уметь

вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;

видеть красоту мира;

давать нравственную оценку поступкам людей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства. уметь: применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Содержание программы 1 класс

Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути «Основ христианской нравственности». Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном)одержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять.

При изучении темы «Родной край» все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них. Далее основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести ребенка к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.

В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Главные  цели курса

В 1 классе:

освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.

развитие системы духовно – нравственных ценностей жизни.

развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать Слово, видеть Образ, создавать Книгу.

раннее, системное приобщение ребенка к истокам родной культуры,  к истокам духовных ценностей и образа жизни.

приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и  семьи, направляемых учителем.

развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование ощущения своего родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.

освоение ребенком целостного и системного осознания внутреннего мира человека.

актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и семьи.

формирование межличностных отношений (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Разделы содержания

Мир. Божий дар. Родной край. Красота в окружающем мире. Забота людей о живой природе и обо всем в мире Божием. Мои близкие и родные люди. Мои родители. Семейные праздники, традиции, ценности. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

Слово. Весна и Слово. Сад добродетелей. Слово. Великая сила Слова. Золотое сердечко. (Заповеди Божии).

Образ. Моя Родина. Образ защитника Отечества. Образ праздника.

Книга. Живое слово книги.

Родной очаг. Имя есценный дар. Имя моего небесного покровителя Род – твоя связь с прошлым и будущим.

(Родной дом. Родная деревня. Родной город.)

Родные просторы. Родные просторы.

Труд земной. Труд земной ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора.

Братья меньшие.

Труд души. ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Праздники. Готовимся к Рождеству (урок- практикум). Праздник Рождества Христова Крещение. Сказка. Песня. Храм .Икона.

Вера. Чему доверяет сердце? Легко ли быть честным? ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.

Любовь. Раскаяниечимся прощать и просить прощения. Какие дела являются добрыми? Дружба необыкновенной дружбе святых людей и животных (Серафим Саровский, Сергий Радонежский). Доброта. Какие дела являются добрыми? Любовь. Любовь к ближнему. Как каждый ребенок проявляет любовь к ближнему? (младшим, взрослым, животным) Праздники. Какого цвета праздник Пасхи? Милосердие.

Традиция образа. Первые образы. Отечество. Святыни родного края. Экскурсия в храм. Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовныйать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная.  Крестная, богоданная, названная Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.

Учебно – методическое обеспечение

1.И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Т. 5. 2009, с. 13-32).

2.Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2009).

3.А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

4.А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2010).

5.А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки».

6.Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

7. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2010).

8. Бандяк О.A., Котельннкова Н. В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2010).

9. Котельннкова Н.В.. Твардовская Н. Ю. Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).

10. Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части 1 и 2 . Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).

Календарно-тематическое планирование уроков основ христианской нравственности

1класс

ОХН 1 кл