Закон Божий 5-9

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждено»

Методическим объединением учителей

Заместитель директора по УВР

А.Б.Васильева

Директор школы И.Б.Гончарова

Руководитель МО

Приказ №

« » 2016г.

« » 2016 г.

« » 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ»

5-9 класс на 2016 — 2017 учебный год

Составитель: диакон Александр Новоселов

Пояснительная записка

Рабочие программы курса « Основы Православной Веры» основного общего образования составлены на основе Примерных программ по предмету для 5-9 классов Стандарта Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержденного Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в 2012 году. Данные программы направлены на православное духовно-нравственное, социальное и личностное развитие обучающихся, призванному содействовать формированию соответствующей воспитательно-образовательной среды, православного уклада школы, способствующего решению задач православного образования.

Общая характеристика предмета

Курс предполагает сочетание воспитательных и образовательных задач, которые в основной школе группируются вокруг темы формирования личности, выстраивания личных отношений с Богом и людьми, что сопровождается в методике преподавания курса переключением с общего на частное, с масштабного на детальное. Специфика возраста, а это подростковый период, как раз благоприятствует такому подходу. В подростковом возрасте рушатся идеалы, происходит смена авторитетов, обостряется стремление найти и понять себя, определить свое место в окружающем мире.

Этот период самый сложный с точки зрения педагогики, но в то же время он может быть и самым плодотворным с точки зрения формирования личности. Если удастся предотвратить процесс «отступления от веры» в сознании ребенка и показать красоту религиозного взгляда на жизнь, то прохождение «трудного возраста» будет не таким разрушительно опасным и, более того, созидательным в будущем.

С помощью курса «Основы Православной Веры» основного общего образования закладываются только основы религиозно-церковных знаний, и прививаются лишь первоначальные навыки церковной жизни.

Настоящая программа рассчитана на пять лет (5-9 классы) и построена по линейному принципу изучения рассказов из Священной истории Ветхого и Нового Завета. Изучение Ветхого и Нового Завета в курсе Основы православной веры имеет двоякое значение: во-первых, ветхо- и ново- заветные рассказы вводят детей в сферу религиозной и нравственной жизни более простой, чем религиозность христианская; в конкретных, художественно-исторических образах дети усваивают такие понятия, как Промысел Божий о мире и человеке, грех, жертва, страдание и его смысл, праведность, послушание и т.д.; во-вторых, в отношении к христианству, важно показать Ветхий Завет как подготовку к пришествию Спасителя.

Излишне говорить, что Священная История Ветхого и Нового Завета составляет одно неразрывное целое — историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих отношений во время земной жизни Спасителя. Дальнейшая судьба Церкви Христовой как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении, излагается в Церковной Истории, так что Священная История без резкой границы переходит в Церковную.

В основу рабочих программ положены основные принципы: Христоцентричность, верность православной традиции, преемственность, непрерывность, целостность.

Рабочие программы курса Основы православной веры ориентированы на становление личности обучающегося в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа, руководствующийся в своей жизни христианскими ценностями.

Цель православного образования ясна из самого слова «образование»: проявление, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое главное, что может сделать преподаватель, – это помочь обучающимся пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Поэтому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс. 

Исходя из этого, построение учебного курса в основной школе должно иметь три равнозначных по приоритетам цели:

1) закрепление приобретенных религиозных навыков;

2) помощь в формировании личностных отношений с Богом;

3) помощь в социальной адаптации.

Цели курса

cохранить и укрепить заложенные в семье и на ступени начального образования основы веры и христианской морали, помочь утвердиться умом и духом в признании истинности Православной веры;

помочь обучающимся раскрыть в себе образ Божий, увидеть путь развития от имеющегося образа к подобию;

раскрыть понимание того, что любовь к Богу неразрывно связана с любовью к Его творению и, прежде всего, к людям;

помочь обучающимся найти свое место как в Церкви через участие в разных аспектах Её жизни, так и в повседневной жизни (участие в социальной, образовательной работе приходов, в делах милосердия).

Для достижения поставленных целей необходимо решение задач:

формировать совокупность знаний по основам Ветхого и Нового Завета;

приблизить учащихся к литургической жизни Церкви, проистекающей из Священной истории Нового Завета;

дать верные представления о системе нравственных и духовных ценностей православного человека;

формировать у детей систему духовно – нравственных ценностей и с их позиций оценивать свои действия и поступки.

Обучение детей Основам православной веры должно быть направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью.

Основные содержательные линии

Направленность курса « Основы Православной Веры» на достижение поставленных целей и задач отражена в следующих содержательных линиях:

Первая содержательная линия ориентирована на изучение Истории Ветхого и Нового Завета, понимание важности и необходимости веры в Бога, укрепление заложенных духовно-нравственных основ и опыта личного благочестия. Изучение истории Ветхого Завета способствует более осмысленному понимаю истории Нового завета, которая, в свою очередь является базой для изучения основ Православной веры.

Вторая содержательная линия представлена разделами, которые направлены на изучение основных догматов Православной веры, понимание их важности и необходимости, а также принятие их как основы мировоззрения и жизненной позиции. Эта линия представлена главным образом в разделе «Основы вероучения».

Место курса в учебном плане

Изучению « Основы Православной Веры» на основной ступени образования предполагает 1 учебный час в неделю, что составляет 174 часа и соответствует 5 — 9 классам общеобразовательной школы. В учебном плане курс « Основы Православной Веры» ведется за счет школьного компонета.

Исходя из этого количества часов и учитывая необходимость проведения проверочных и контрольных работ, а также творческих уроков, предлагается следующее распределение учебных тем и часов для основной ступени обучения:

Формы работы

Преподавание проводится в классах, на уроках (1 час в неделю) в виде рассказов преподавателя, самостоятельного изучения учебников и Священного Писания, дискуссий, опросов.

Перечень элементов урока

Молитва перед началом и после окончания урока.

Чтение и слушание Евангелия и других книг Священного Писания.

Самостоятельная работа с учебником

Разъяснение преподавателя по теме урока

Работа с Катехизисом (8 класс)

Рассказы и беседы о православных традициях, православном образе жизни

Выражение личного отношения к изучаемой теме

Чтобы не вызывать у обучающихся протеста столь явным сходством с общеобразовательной школой, домашние задания по Закон Божий должны быть не только интересными, но и желаемыми учеником (решение кроссворда, составление кроссворда, составление плана текста, письменные ответы на вопросы, рисование на тему).

Контроль над уровнем обучения проводится в виде устных опросов, проверки письменных домашних заданий, самостоятельных классных работ, контрольных работ по итогам четверти, итоговых годовых экзаменов.

Критерии оценки

«Отлично» (5)

1. Развернутый ответ на вопросы по теме урока (не менее 80% программы)

2. Добросовестно выполнена письменная домашняя работа

3. Поведение на уроках соответствует требованиям Устава школы и нормам христианской нравственности

«Хорошо» (4)

1. Краткий ответ на вопросы по теме урока (не менее 60% программы)

2. Добросовестно выполнена письменная домашняя работа

3. Поведение на уроках соответствует требованиям Устава школы и нормам христианской нравственности

«Удовлетворительно» (3)

1. Краткий ответ на вопросы по теме урока (не менее 30% программы)

2. Письменная домашняя работа выполнена не в полном объеме

3. Поведение на уроках не соответствует требованиям Устава школы и правилам поведения учащихся

«Неудовлетворительно» (2)

1. Незнание ответов на вопросы по теме урока

2. Не выполнена письменная домашняя работа

3. Поведение на уроках не соответствует требованиям Устава школы

Периодичность контроля: тематический, четвертной, итоговый

Фомы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, экзамен

Основные общеучебные навыки

К концу изучения курса учащиеся должны ЗНАТЬ:

основные моменты Священной истории Ветхого и Нового Завета;

изученные пророчества:

прообразы Спасителя и Его крестных страданий, смерти и Воскресения, Божией Матери, Креста;

десять заповедей;

внутреннее устройство ветхозаветного храма;

Заповеди блаженства;

содержание и смысл изученных евангельских притч;

чудеса, совершенные Иисусом Христом;

толкование Символа Веры в пределах Катехизиса

УМЕТЬ:

ориентироваться в текстах Священного Писания;

объяснить смысл всех заповедей;

соотносить в прообразах и пророчествах события Ветхого и Нового Заветов;

соотносить внутреннее устройство ветхозаветного и новозаветного храмов;

видеть поучительный смысл в действиях конкретных личностей Ветхого и Нового Завета;

оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих и т. д.;

объяснить смысл (растолковать) изученных притч.

Объяснять основные Догматы Православной веры

Содержание тем учебного курса

Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира. Человек — венец Творения. Смысл Творения Человека. Заповеди в Раю и суть грехопадения. Последствия грехопадения. Протоевангелие (обещание Спасителя). Повреждение грехом человеческой природы. Примеры умножения греха в человеческой истории. (Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом. «Раскаяние» Бога о творении. Потоп). Язва греха у Хама. «Хамство» — понятие, этимология слова. Наказание за непочтительное отношение к родителям. Проявление хамства в современном мире. Нравственные выводы из истории с Хамом и его потомством.

Продолжение разрушительного действия греха. Вавилонское столпотворение — яркий пример того, как грех разделяет людей не только с Богом, но и друг с другом. Разделение языков как следствием гордыни и отступления от Бога.

Нравственное и религиозное состояние человеческого общества во времена Авраама. Что вменилось Аврааму в праведность (параллель с Посланием к Римлянам апостола Павла, 4 гл.). Вера и дела, их взаимосвязь (Послание апостола Иакова, 2 гл.). Взаимоотношения Авраама и Лота. Мелхиседек — таинственный прообраз Христа (Послание апостола Павла к Евреям, 7 гл.). Молитва Авраама за жителей Содома и Гоморры. Гибель городов. Иконы Ветхозаветной Троицы (прп. Андрея Рублева, Симона Ушакова и др.). Образ Авраама в живописи и литературе.

Благословение отца на брак. Женитьба Исаака. Его преданность одной жене. Исаак – уникальное явление Ветхозаветного смирения, кротости и праведной жизни.

Иаков-Израиль, его горячая вера и желание служить Богу. История с первородством. Исав — пример не хранения благодати и небрежного отношения к духовной жизни. Размен благословения на мирское и малоценное. Утверждение благословения Богом (сон Иакова, видение Лестницы, ночное борение). Воздаяние Иакову за обман отца (14 лет работы за Рахиль, история с переодеванием Лии как укор за «переодевание» Иаковом). Образ Иакова в живописи и литературе.

Иосиф Прекрасный. Прообраз Христа. Действие Промысла Божия в истории с Иосифом и всем народом Израильским. Образы Иосифа в живописи и литературе.

Моисей – Боговидец. История рождения, детства и призвания Моисея. Казни египетские, их нравственный смысл. Ветхозаветная Пасха и Агнец, их прообразовательное значение. Исход. Чудеса в Пустыне. Синай и Декалог. Образы Моисея в шедеврах мировой культуры. Десять Заповедей — основа общечеловеческой морали. Скиния — первый храм: устройство, символика, прообраз. Ветхозаветное богослужение и его прообразы. Отступление от Бога и наказание. Смысл и необходимость «жесткости» в Ветхом Завете. Странствование по пустыне: причины, события, прообразы.

Иисус Навин и завоевание земли Обетованной (падение Иерихона, разделение земли). Эпоха Судей (общая характеристика). Напоминание основных событий и прообразов. Самсон. Самсон и Далида: символика образов. Покаяние Самсона и возвращение силы. Самуил — последний судья и пророк: история рождения, перевод имени. Книга Руфь. Смирение и кротость как главные добродетели Руфи. Руфь — прабабушка царя Давида. Саул — пастух, царь, победитель, отступник. Саул и Давид: символика образов, мораль их отношений. Богобоязненность Давида и почитание Царя Саула. Смерть Саула и Иоанафана. Давид – псалмопевец и Царь. Грех и раскаяние Давида. Псалтирь. Царь Соломон: мудрость, строительство Храма и отступление от Бога. Образы Давида и Соломона в шедеврах мирового искусства.

Ровоам и разделение Царств. Пророки древние: суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Падение Израильского царства. Царство Иудейское, его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исайя, Иеремия, Михей, Иоиль (обзорно). Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Пророк Иезекииль и его пророчество о всеобщем воскресении мертвых. Возвращение иудеев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Пророки Аггей, Захария и Малахия (обзорно). Иудеи под властью греков. Мученики за веру. Маккавеи. Иудеи под властью римлян. Состояние мира перед приходом Спасителя.

Священная история Нового Завета. Явление ангела Захарии. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Посещение Девой Марией Елизаветы. Родословие Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Откровение тайны воплощения праведному Иосифу. Рождество Христово. Обрезание и сретение Господне. Праведный Симеон и пророчица Анна. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус в Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Первый год общественного служения Иисуса Христа: Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа Господа с Никодимом. Беседа Господа с самарянкой. Исцеление в Кане сына царедворца. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление больных в Капернауме. Призвание Марфы. Второй год общественного служения Иисуса Христа: Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего и силе молитвы. Исцеление слуги сотника. Притчи Царства. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Знамения Царствия Божия. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (таинстве причастия). Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Третий год общественного служения Иисуса Христа: Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесное получение монеты для уплаты на храм. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Посещение Марфы и Марии Господом. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Учение Иисуса Христа об обязанности подданных платить дань и о главных заповедях. Похвала усердию вдовицы. Страстная седмица. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Великий Вторник. Ответ Господа о дани кесарю. Беседа на горе Елеонской о Втором пришествии и кончине мира. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение страшного суда. Великая Среда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Помазание Господа женой грешницей в доме Симона прокаженного. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Великая Пятница. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор синедриона. Осуждение Христа и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

Основы вероучения:

Двенадцать членов Символа веры:

О Единстве Божием;

Догмат Пресвятой Троицы;

О Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу;

о Боге, как Творце и Промыслителе;

о Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду,
 о Христе-Спасителе, о пришествии на землю Сына Божия;

Господь Иисус Христос — Истинный Бог; о человеческой природе Господа Иисуса Христа; безгрешность Иисуса Христа; о едином поклонении Христу;

О Духе Святом; Единосущие и Равночестность Святого Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим;

Догмат о Пресвятой Матери Божией; Приснодевство Богоматери; Пресвятая Дева Мария есть Богородица;

Воскресение Христово; смысл Искупления и Жертвы Христовой;

о Святой Церкви;

о Таинствах Церкви;

о Всеобщем суде;

Догмат иконопочитания; почитание святых мощей; Библейское основание почитания мощей; иконы и святые мощи; отличие почитания от поклонения; виды икон; чудеса мироточения, кровоточения и проч.

Молитвы. О молитве (молитва-дыхание жизни, воздух для души). Смысл молитв за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, почитание мощей и икон. Особенности молитвенного делания. Основные молитвы из утреннего и вечернего правила. Тропари двунадесятых Праздников.

50 и 90 Псалмы.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для достижения образовательного результата по предмету «Основы православной веры» имеется достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Все обучающиеся обеспечены единым учебным пособием по данному предмету протоиерей С. Слободской «Закон Божий для семьи и школы» «Эксмо», М., 2008

Дополнительная литература:

Библия

Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Курс лекций.

Информационные ресурсы:

Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radostmoya.ru

Православная энциклопедия «Азбука веры»//[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://azbyka.ru/

Интернет-ресурс: «Предание.ру» режим доступа: http://predanie.ru/lib/. На этом сайте в свободном доступе представлен очень большой выбор литературы, в том числе и богословской. Сайт может быть полезен как преподавателям, так и ученикам.

Для обеспечения более плодотворного образовательного процесса класс оборудован необходимой мебелью, интерактивной доской, компьютером для учителя с доступом в интернет, соединенным с проектором или телевизором с DVD плеером. В кабинете имеется святой уголок с иконами, подобрана библиотека православной литературы по предмету.

Современные дети привыкли воспринимать информацию не столько из книг, сколько из видеоряда, сопровождаемого комментариями. Наглядные пособия и в прошлом служили залогом достижения наилучших образовательных результатов, тем более это актуально в XXI веке. Ребенку необходимо дать почувствовать, что православная вера не является каким-то неразвивающимся атавизмом, а, напротив, использует достижения цивилизации, «воцерковляя» их и ставя на служение людям и Богу. Поэтому на уроках «основы православной веры» используются интернет, электронные книги и образовательные программы. Кроме того используются разнообразные информативные стенды, файлы и папки.

Календарно – тематическое планирование 5 класс Священная История Ветхого Завета

п/п

Раздел, тема

Основные понятия, содержание темы

Самостоятельная

работа

Форма

контроля

Домашнее

задание

Дата

план

факт

I четверть

1

Введение в Священную историю.

Сотворение неба — невидимого мира

1. Бог есть Любовь. Причины сотворения мира

2. Бог творит сначала ангелов, а потом человека

3. Время от сотворения мира до пришествия Спасителя

на землю называется Ветхим Заветом

4. Время от пришествия на землю Спасителя называется

Новым Заветом

5. Небо – мир Ангелов

6. Кто такие Ангелы

7. Бунт части Ангелов во главе с Денницей

8. Низвержение бунтовщиков в ад

9. Ангел-Хранитель – наш защитник, данный нам

Господом

Устный опрос

стр. 101-104, пересказ

2

Сотворение земли — видимого мира.

1. Шесть дней творения

Составление таблицы дней творения

Устный опрос

стр. 106 — 123

завершить составление таблицы дней творения

3

Сотворение человека.

Жизнь первых людей в раю

1. Сотворение человека по Образу и Подобию Божию

2. Приведение к Человеку Господом животных для наречения имен

3.Сотворение жены Человеку

4. Жизнь в Раю с Богом

5. Господь дает заповедь не есть плодов с дерева познания добра и зла

проверка домашнего задания, письменный опрос

стр. 122-125, пересказ

6

4

Грехопадение

Последствия грехопадения и изгнание из Рая Каин и Авель.

1. Адам и Ева нарушают заповедь

2. Понятие греха, как нарушене воли Божией

3. Наказание за преслушание: изгнание Адама и Евы из

Рая

4. Пророчество о Рождестве Спасителя

5. Повеление приносить жертвы

6. Каин и Авель – дети Адама и Евы

7. Каин убивает Авеля

устный опрос

стр. 128-138, пересказ

5

Потоп

Жизнь Ноя и его детей после потопа

Вавилонское столпотворение

1. Умножения беззакония на земле

2. Остается один праведник – Ной

3. Ной по повелению Божию строит Ковчег

4. Господь насылает Всемирный потоп на землю

5. Спасается только Ной со своим семейством

6. Обещание Бога, что потопа больше не будет

8. Хам посмеялся над отцом

9. Ной проклинает потомство Хама

10. Ной предсказывает судьбу народам, которые

произойдут от детей его

11. Умножение людей на земле

12. Потомки Хама решили построить башню до небес

13. Господь мешает этой затее, «смешав язык»

строителей

14. Люди забывают Бога

15. Появление идолопоклонства

устный опрос

стр. 139-146, пересказ

6

Авраам

Явление Бога Аврааму в виде трех странников.

1. Авраам – потомок Сима

2. Авраам избран Богом сохранить истинную веру

3. Повеление Аврааму идти в землю Ханаанскую

(Обетованную)

4. Мелхиседек – прообраз Спасителя

5. Явление Бога Аврааму

6. Предсказание Бога Аврааму о рождении сына через

год

устный опрос

стр. 147-152, пересказ

7

Гибель Содома и Гоморры

Принесение Исаака в

1. Молитва Авраама за жителей нечестивых городов

2. Гибель нечестивых городов

3. У Авраама по предсказанию Божию рождается сын

устный опрос

стр. 152-157, пересказ

жертву

Исаак

4. Повеление Бога принести Ему в жертву сына

5. Авраам намерен исполнить повеление Божие

6. Господь отменяет свое повеление и благословляет

Авраама и его потомство

8

Контрольная работа

Контрольная работа

II четверть

9

Исав и Иаков

Видение Иаковом таинственной лестницы

1. Исав и Иаков – дети Исаака

2. Понятие первородства

3. Иаков обманом завладевает благословением отца

4. Иаков убегает из страны

5. Иаков женится в Месопотамии

6. Иаков видит во сне лестницу до неба

7. Иаков получает имя Израиль

стр. 162-165, пересказ

10

Иосиф

История многострадального Иова

1. 12 сыновей Иакова

2. Иосиф видит странные сны

3. Братья завидуют Иосифу

4. Братья продают Иосифа в Египет

5. Иосиф разгадывает сны во дворце фараона

6. Иосиф становится главным начальником в Египте

7. Голод в стране Ханаанской

8. Братья приходят в Египет просить хлеба

9. Иосиф открывается братьям

10. Иаков и семейство переселяются в Египет

11. Иов – праведный человек

12. Сатана клевещет на Иова перед Богом

13. Господь посылает разные испытания Иову

14. Господь награждает Иова за терпение

устный опрос

стр. 174-175, прочитать, написать сочинение-рассуждение на тему: «Праведный Иов»

11

Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф

решение кроссворда

По теме: «Авраам, Исаак, Иаков,

наличие решен-ного кросс-ворда

завершить решение кроссворда

Иосиф»

12

Моисей

Пасха и исход евреев из Египта

1. Фараон повелел убивать еврейских мальчиков

2. Моисея спасают, и он живет у фараона

3. Моисея Господь призывает на служение

4. Неопалимая Купина – прообраз Божьей Матери

5. Моисей просит фараона отпустить евреев домой

6. Моисей насылает на Египет 10 казней

7. Евреи уходят с Моисеем из Египта

8. Пасха- избавление от смерти

9. Агнец Пасхальный – прообраз Иисуса Христа

устный опрос

стр. 176-182, пересказ

13

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса

1. Евреи подходят к Чермному (Красному) морю

2. Погоня фараона за ними

3. Гибель фараона и войска в море

4. Вода течет из скалы

5. Манна падает с неба

6. Вода горькая становится сладкой

7. Евреи побеждают, когда Моисей молится с поднятыми

крестообразно руками

Составле-ние таблицы чудес и прообразов

устный опрос

стр. 182-186, пересказ, таблицу — выучить

14

Явление Бога Моисею на горе Синай

Заповеди Божии

(1-4)

1. Евреи подходят к горе Синай

2. Моисей восходит на гору

3. Моисей получает заповеди и законы жизни евреев

4. 1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов

перед лицом Моим.

5. 2. Не делай себе кумира

6. 3. Не произносии имене Господа Бога твоего в

пустых разговорах.

7. 4. Помни день субботный, чтобы проводить его свято

заповеди и толкование записываются в тетрадь в виде таблицы;

устный опрос

Явление Бога Моисею на горе Синай

Заповеди Божии

(1-4)

письменный опрос

стр. 187 – 191, заповеди учить

15

Заповеди Божии

(5-10)

1. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было

хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле

2. 6. Не убий.

3. 7 Не прелюбодействуй

4. 8. Не укради

5. 9. Не произноси на друга твоего ложного свидетельства.

6. 10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай

дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни

рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего

того, что у ближнего твоего

16

Контрольная работа

конт-

рольная работа

III четверть

17

Скиния

14. Состав Скинии

15. Служители Скинии

устройство Скинии записыва-

ется в тетрадь в виде табл. или схемы

стр. 192-194, состав Скинии — учить

18

Сорокалетнее странствование евреев по пустыне

Вступление евреев в землю обетованную

1. Евреи подходят к земле Обетованной

2. Наказание за ропот на Бога

3. Медный змий

4. Переход через Иордан

5. Взятие Иерихона

6. Битва при Гаваоне

стр. 195-204, подготовка к контрольной работе

19

Судьи

1. Определение периода Судей

2. Судья Гедеон

3. Судья Самсон

4. Судья Самуил

устный опрос

стр. 204-212, пересказ

20

Саул, первый царь еврейский

1. Избрание Саула

2. Правление Саула

3. Дух Божий оставляет Саула, как следствие его отхода

от Бога

прове-

рочная

работа;

устный опрос

стр. 212-214, пересказ

21

Победа Давида над Голиафом

Царь Давид

1. Война с филистимлянами

2. Давид побеждает Голиафа

3. Давид становится военачальником

4. Помазание Давида на царство

5. Завоевание Иерусалима

6. Пророчество Господа Давиду: «Престол твой устоит во

веки»

решение кроссворда «Давид и

Голиаф»

устный опрос

стр. 214-220, пересказ

22

Царь Соломон

Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильское.

Общие сведения о Пророках

1. Соломон становится царем после Давида

2. Разговор Соломона с Богом

3. Господь награждает Соломона мудростью и земными

благами

4. Построение храма на горе Мориа

5. Нечестие Соломона

6. Царство еврейское разделяется на два: Иудеское и

Израильское

7. Столица, царь и пророки каждого царства

устный опрос

стр. 220-224, пересказ

23

Контрольная работа

Контрольная работа

24

Пророки израильского царства: Илия, Елисей, Иона

1. Илия живет в пустыне

2. Илия переселяется в город

3. Чудеса по молитвам пророка

4. Помазание в пророки ученика Елисея

5. Умножение масла у вдовицы

6. Воскрешение сына вдовы

7. Наказание слуги, обманувшего пророка

8. Повеление пророку Ионе идти в Ниневию

9. Отказ пророка

10. Вразумление пророка от Господа

11. Покаяние ниневитян

устный опрос

стр. 225-231, пересказ

25

Падение израильского

1. Захват Израильского царства ассирийцами

устный

стр. 234-237,

царства.

Иудейское царство. Пророк Исаия

2. Ассимиляция израильтян и язычников

3. Исаия – пророк Иудейского царства

4. Предсказание о Рождестве Спасителя
5. За обличение нечестивого царя Исаию казнят

опрос

пересказ

IV четверть

26

Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия

Вавилонский плен. Пророк Иезекииль

1. Навуходоносор захватил Иерусалим

2. Пророк Иеремия увещевает народ не бунтовать

3. Навуходоносор разрушает город после бунта

4. Пророк Иеремия остается в разрушенном городе

5. Пророк Иезекииль пророчествует в плену

вавилонском

6. Пророчество Иезекииля о Всеобщем Воскресении

мертвых и о восстановлении израильского народа

устный опрос

стр. 237-240, пересказ

27

Пророк Даниил

Три отрока в печи вавилонской

Пророк Даниил во рве львином

1. Даниил вместе с друзьями в плену

2. Даниил служит при царском дворе

3. Даниил разгадал сон Навуходоносора

4. Друзья Даниила (Анания, Азария, Мисаил) хранят веру

предков

5. За неповиновение приказу их бросают в печь

6. Анания, Азария, Мисаил остались невредимы в печи

7. Даниил служит при царе Дарии

8. Даниила оклеветали и бросили в ров со львами

9. Даниил остался невредим

10. Даниил предсказывает время Рождества Христа

устный опрос

стр. 241-248, пересказ

28

Самостоятельная работа

решение кроссворда

пись-

менное

задание

завершить решение кроссворда

29

Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго

1. Царь персидский Кир отпускает евреев

2. Евреи вернулись в Иерусалим и восстановили храм

3. Самарян не допустили до постройки храма, чтобы

стр. 248-252, пересказ

храма

Перевод книг Священного Писания на греческий язык

сохранить чистоту веры

4. Пророки предсказывают скорое пришествие Спасителя

5. Царь Птолемей, сын А. Македонского велит перевести

Священные книги на греческий язык

6. Перевод 70-ти толковников — Септуагинта

30

Мученики за веру Маккавеи

Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя

1. Сирийский царь Антиох Епифан открыл гонение на

евреев за их веру

2. Мученики Маккавеи – семья, замученная по приказу

царя

3. Священник Маттафия выступил против сирийцев с

ополчением, но погиб

4. Симон, брат Маттафии, окончательно разбил сирийцев

5. Римляне завоевали Иудеев

6. В Рим съезжаются люди со всего мира

7. Все ожидают пришествие мирового царя

8. Только немногие иудеи ждут Истинного Царя –

Мессию, Спасителя

устный опрос

стр. 252-255, пересказ

31

Пророчества и прообразы о Христе в Ветхом Завете

1. «Семя жены сотрет главу змея». Семя жены и есть

Господь наш Иисус Христос, а жена есть Пресвятая

Дева Богородица, Матерь Божия.

2. Пророк Исаия: «И придет Искупитель Сиона и

сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит

Господь»

3. Пророчества пророка Исаии

4. Еще древний праотец наш Иаков, внук Авраама,

сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель

от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему

покорность народов» (Быт. 49, 10).

работа с учебникомпо всему изученному материалу курса

письменная работа

завершить письменную работу

32

Прообразы и пророчества о Божией Матери в Ветхом Завете

1. В Священном Писании предсказано рождение

Спасителя мира от Девы Марии: «Итак Сам Господь

даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит

Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис.7:14)

2. Божия Матерь очень часто изображается таинственно

и символически. Например:

1. Ковчег, который построил патриарх Ной и в котором

он спасся со своим семейством от всемирного потопа.

работа с учебникомпо всему изученному материалу курса

письменная работа

завершить письменную работу

6

2. Таинственная лестница, виденная патриархом

Иаковом.

3. Куст, виденный Моисеем именуемый «Неопалимая

Купина», который горел и не сгорал.

4. Святая святых в Скинии, а потом в храме

Соломоновом, где находился ковчег завета

33

Обобщающий урок, подготовка к итоговой контрольной работе

34

Итоговая контрольная работа

Закон Божий 5-9